«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад "Пути формирования собственного инновационного педагогического подхода"

Доклад "пути формирования собственного инновационного педагогического подхода"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


Пути формирования собственного инновационного педагогического подхода

ХХІ век – век инновационных технологий,  передовых направлений в сфере экономики, образования, медицины, науки и  промышленности. Этот век оснащен различными технологиями. В начале  2014 года 17 января  Президент Республики Казахстан  Н.А.Назарбаев в своем Послании отметил главные стратегии до 2050 года. Среди них особое место занимает и стратегия образования, создание новых возможностей для раскрытия  потенциала  казахстанцев. Для достижения этой цели необходимо создать  качественную  систему образования. Внедрять инновационные идеи, разрабатывать авторские методики и развивать дистанционное обучение, дистанционные олимпиады  - все эти задачи перед педагогами поставил Президент  в своей стратегии «Казахстан-2050». Согласно  новой стратегии, к 2050 году казахстанцы  должны стать одной из самых образованных наций.

    Новый век  в сфере образования принес с собой  течение новых мышлений, модель  современной школы и образ нового учителя. Инновационные технологии коснулись и образования. 

Понятие «инновационная педагогическая технология» включило в себя всё, что касается совершенствования учебного процесса.

Одним из средств такого развития являются инновационные технологии, т.е. это принципиально новые способы, методы взаимодействия преподавателей и учащихся, обеспечивающие эффективное достижение результата педагогической деятельности

  • Слайд 2. Что же такое «инновационное обучение» и в чём его особенности?

  • Определение «инновация» как педагогический критерий встречается часто и сводится, как правило, к понятию «новшество», «новизна». Между тем инновация в точном переводе с латинского языка обозначает не «новое», а «в новое». Именно эту смысловую нагрузку вложил в термин «инновационное» в конце прошлого века ученый Дж. Боткин. Он и наметил основные черты «дидактического портрета» этого метода, направленного на развитие способности ученика к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

Cлайд 3.Основными целями инновационного обучения являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;

  • формирование личностных качеств учащихся;

  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;

  • развитие различных типов мышления



Cлайд 4.Среди множества существующих на сегодняшний день педагогических технологий можно выделить наиболее прогрессивные, использование которых весьма эффективно при изучении русского языка и литературы

Информационные технологии (как комплекс мероприятий, связанных с насыщением образовательной системы информационными средствами ( компьютерами, аудио- и видеосредствами, информационной продукцией).

Проектная и исследовательская деятельность как средство всестороннего развития ребенка.

Нестандартные, в том числе интегрированные уроки как средство развития творчества, креативности мышления и социализации личности.

Индивидуальные образовательные технологии: а) создание ситуации успеха для каждого ученика, б) индивидуальная работа с одаренными детьми.

  • Cлайд 5.Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную (неустановленную) структуру. На всех этапах урока считаю оправданным использование разнообразных занимательных форм обучения: игр, упражнений, состязаний, конкурсов, игр-путешествий, викторин, загадок, шуток. Такого рода занимательные или игровые задания привлекательны для школьников любой возрастной ступени. Нестандартная, игровая форма урока создает ситуацию психологической раскованности на занятии, устраняет угрозу отчуждения ученика от учебного материала.

В последние годы стала популярной методика критического мышления, элементы которого можно с успехом применять на уроках русского языка и литературы.

Сущность технологии развития критического мышления состоит в том, что учащиеся самостоятельно добывают знания, используя разнообразные формы работы и средства обучения, например, работу с таблицами, кластерами, инсертом (чтение текста с пометами), работу в парах, в группах, взаимопроверку, работу с текстами через чтение и письмо.

Учитель же управляет деятельностью обучаемых, а так же мотивирует их деятельность.

Современные образовательные технологии: технология развития критического мышления Ромашка Блума

Слайд 6 «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») 




Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом, достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

Шесть лепестков – шесть типов вопросов. 

· Слайд 7 ^ Воспроизведение Простые вопросы. (Воспроизведение Кто? Когда? Где? Как? )Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Их часто формулируют на традиционных формах контроля: на зачетах, при использовании терминологических диктантов и т.д. 

· Понимание ^ Уточняющие вопросы . (Понимание Правильно ли я понял..? )

Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи человеку относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Очень важно эти вопросы задавать без негативной мимики. В качестве пародии на уточняющий вопрос можно привести всем известный пример (поднятые брови, широко раскрытые глаза): «Ты действительно думаешь, что...?». 




Простые 


Кто? Когда? Где? Как? 

 


Уточняющие 


Правильно ли я понял..? 

 


Практические 


Как можно применить..? 

Что можно сделать из..? 




Интерпретационные 


Почему? 




Творческие вопросы 


Что будет, если..? 




Оценочные 


Как вы относитесь ? 




^ Анализ  Интерпретационные (объясняющие) вопросы . (Анализ Почему? ) Обычно начинаются со слова «Почему?». В некоторых ситуациях (как об этом говорилось выше) могут восприниматься негативно – как принуждение к оправданию. В других случаях – направлены на установление причинно-следственных связей. «Почему листья на деревьях осенью желтеют?». Если учащийся знает ответ на этот вопрос, тогда он из интерпретационного «превращается» в простой. Следовательно, данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности. 

· Синтез  ^ Творческие вопросы (Синтез Что будет, если..? .) Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в мире, если бы у людей было не пять пальцев на каждой руке, а три?», «Как вы думаете, как будет развиваться сюжет фильма после рекламы?» 
· Оценка  ^ Оценочные вопросы (Оценка Как вы относитесь ? . )Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?» и т.д. 
 Применение Практические вопросы. (Применение  Как можно применить..? Что можно сделать из..? ) Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?». 

Опыт использования этой стратегии показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов (то есть могут привести свои примеры)

  • Повесть «Бедная Лиза»

  1. Бедная Лиза

  2. Сентиментальная, захватывающая,

  3. Учит, увлекает, наставляет

  4. В жизни правит любовь

  5. Любовь



русский язык

живой, удивительный

учит, объясняет, творит

Берегите наш родной язык!

познание

Развитию критического мышления способствуют и нетрадиционные уроки, которые позволяют повысить интерес ученика как к предмету, так и к обучения в целом. Попадая в необычную ситуацию, ребёнок включается в деятельность, сотрудничество с учителем, при этом создается положительный эмоциональный фон, начинают активно функционировать интеллектуальная и волевая сферы, легче усваиваются знания, быстрее формируются умения и навыки. Этому способствует создание на нестандартных уроках условий для мобилизации творческих резервов и учителя, и ученика.

Существует несколько классификаций нестандартных уроков и множество их видов :

- Урок - семинар

- Урок - лекция

- Урок – беседа

- Урок - практикум (Урок – экскурсия; Урок – исследование; Урок – игра )

- Урок - КВН

- Урок - защита проекта

- Урок – диспут

- Урок - конференция

- Урок - театрализованное представление

- Урок - маскарад

- Урок – путешествие

- Урок - зачет

Практически все они позволяют задавать проблемные вопросы и создавать проблемные ситуации, решать задачи дифференцированного обучения, активизируют учебную деятельность, повышают познавательный интерес, способствуют развитию критического мышления. Нетрадиционные же уроки русского языка и литературы развивают языковую наблюдательность.


- Урок – путешествие я провела в 7 Г классе по теме «Путешествие по галактике»

Слайды 11 – 19(демонстрация)

Ученики задают вопросы от существительного к глаголу, подчеркивают глагол (сказуемое).

Учитель.

И тут вы молодцы, справились с заданием. Вы все допущены к полету!

На столах у учеников – листы с напечатанными ракетами.

Теперь нужно подготовить свои космические корабли. Для этого на ракете запишите себя командирами и загрузите глаголы для исследований в космосе. Корабли, находящиеся справа по борту, загружают глагол – оторвался, а корабли, находящиеся слева по борту, глагол – начнется.

На доске – большая ракета, с ней работает учитель.

Ученики и учитель записывают свои глаголы на ракетах.

Учитель.

Внимание! Все капитаны кораблей на своих местах! На старт! Пуск!

Вот мы уже направляемся к галактике, перед нами звездное небо.


7. Тренировочные упражнения. Самостоятельная работа.

выполнение своих отчетов. Для этого перед каждым из вас лежит “Бортовой журнал”. В нем вы должны сделать морфологический разбор своего глагола.

- Лингвистический КВН я провела между 7 классами на неделе русского языка и литературы

Слайды 20 – 42(демонстрация)

Недавно во время тематической проверки я показала урок русского языка в 8 «В» по теме _____________________________________________________,

где учеников разделила на три группы. Это был урок- соревнование. Соревновались , получая разные задания по теме. Три потока заданий. Использовала стратегию «автобусная остановка». Это когда спикер группы остается в группе и разъясняет «приехавшим выполненное задание». А остальные по часовой стрелке идут проверять и исправлять ошибки в других группах. «Приехавшие» исправляют ошибки , если они есть. Таким образом , остаются правильные ответы, которые проверяются учителем и выставляются полученные баллы на доске. Эту работу можно провести немного по –другому. Спикер группы идет в другую группу по часовой стрелке показать работу группы, где она оценивается участниками большей части группы. Подводятся итоги. Места оглашаются. Во время рефлексии при помощи стикеров ученики заполняют «Лестницу успеха» . Три ученика отметили , что у них есть сомнение по теме, что они затрудняются применить. Учителю сразу понятно , с кем нужно еще поработать .

Слайд 43

Чтение и письмо – это процессы, которые необходимы человеку повседневной жизни. Мы живём в информационно насыщенном мире и поэтому очень важно уметь правильно работать с информацией. Навыки этой работы необходимо приобрести ученику ещё в школе, чтобы потом применять их в жизни. Очень часто замечаем, что зачастую дети не умеют правильно читать: читать вдумчиво, то есть активно воспринимать и критически осмысливать информацию с целью включения её в свой собственный контекст. Этому можно научиться, если использовать приёмы, построенного по технологии критического мышления, - осмысление. Так при изучении произведения Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» я использовала прием «Чтение с остановками», приготовив заранее вопросы:

  • По названию предположите, о чем будет рассказ?

  • Какие события могут произойти в описанной обстановке?

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть, какие ощущения у вас возникли?

  • Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

К концу урока мы проводим Рефлексию Слайд 44-48


Проектную и исследовательскую я деятельность как средство всестороннего развития ребенка я использую не только на уроках , но и на классных часах. Ученики с большим интересом готовят проекты, которые потом защищают . Например , на открытом классном часе «Язык-живая душа народа» ,посвященному Дню Языков Народов Казахстана ,проведенного 26.09.2015г, защитили проекты по казахской, узбекской , русской , турецкой , дунганской , корейской , уйгурской культурам . Представляя проекты в группах , ученики рассказали о национальной одежде , обычаях и традициях, национальных блюдах., танцах.

Слайд 49



На классном часе «Мне дороги краса и блеск малой родины дрожащий огонек» ученики опять же , разделившись по группам , представили свои проекты

Используя названные приёмы технологии критического мышления, мы решаем очень важные задачи. Во-первых, делаем процесс обучения интересным. Во-вторых, формируем такие навыки работы с информацией, без которых современному человеку трудно достичь успеха. И, в-третьих, воспитываем качества критически мыслящей личности, способной найти правильный путь решения любой проблемы.

Использование инновационных технологий позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, контролировать деятельность каждого, активизировать творческие и познавательные способности учащихся, оптимизировать учебный процесс, значительно увеличить темп работы. Это сохраняет устойчивый интерес к предмету на протяжении всех лет его изучения

Инновационные педагогические технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства , дают им ощущения творческой свободы и самое главное – приносят радость. В этой связи актуальной становится проблема изучения и использования инновационных технологий в обучении русскому языку.
Мир новейших информационных технологий занимает всё большее место в нашей жизни. Использование их на уроках русского языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. 
Информационные технологии, рассматриваемые как один из компонентов целостной системы обучения, не только облегчают доступ к информации, открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее индивидуализации и дифференциации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному: 
1)при изложении нового материала —визуализация знаний (демонстрационно -энциклопедические программы; программа презентаций Power Рoint); 
2) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы); 
3) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы); 
4) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы); 
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и тд). 
При организации урока с использованием компьютера нужно продумывать и учитывать целый ряд факторов: 
1) определение методической цели урока и выбор соответствующей ей формы урока, приемов деятельности учителя и учащегося; 
2) учет уровня подготовки класса по предмету и основным учебным и интеллектуальным умениям и навыкам, следовательно, необходимо использовать возможности дифференцированного обучения с использованием компьютерной программы; 
3) особенности подготовки учителя к уроку с использованием мультимедийной и компьютерной программы по русскому языку и литературе; 
4) организация деятельности учащихся и их взаимодействия с учителем; роль учителя на уроке; 
5) развитие у учащихся интереса к данным предметам новыми для них средствами обучения и видами учебной деятельности; 
6) организация контроля за деятельностью учащихся на уроке и усвоением ими учебного материала; 
7) готовность учащихся к новому виду учебной деятельности, т.е. владение приемами работы с компьютером. 
Конечно, необходимо более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, нужно видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. 
Итоги использования компьютерных технологий таковы: 
1. повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке); 
2. осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно с оптимальной для себя скоростью); 
3. расширение объёма предъявляемой учебной информации; 
4. обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание процесса и результата своей работы); 
5. улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в достаточном количестве); 
6. повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы; 
7. включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах; 
8. повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом, улучшение качества образования, включение школьников и педагогов в современное пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие личности ученика.
Использование информационных технологий даёт толчок развитию новых форм и содержания традиционных видов деятельности учащихся, что ведет к их осуществлению на более высоком уровне. Правильно организованная работа учащихся с компьютером может способствовать в частности росту их познавательного интереса, что в свою очередь будет содействовать активизации и расширению возможностей самостоятельной работы обучаемых по овладению русским языком
Обучение с помощью интерактивного оборудования существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же. Прежде всего, любое занятие, в том числе и с использованием интерактивных технологий, должно иметь четкий план и структуру, достигать определенных целей и результатов. Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают. Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: усвоить базовые знания по предмету; систематизировать усвоенные знания; сформировать навыки самоконтроля; сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности; оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом. Работа с интерактивными досками делает любое занятие динамичным, благодаря этому можно заинтересовать учащихся уже на начальном этапе урока. Можно, к примеру, написать на доске задания или вернуться к предыдущему материалу, чтобы проверить, как учащиеся его усвоили. 
Метод компьютерной поддержки я использовала при проведении уроков по произведениям 

Учащиеся получают нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ученику проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания. 
Типы домашнего задания: 
1. творческая работа; 
2. подготовка иллюстраций к литературным произведениям; 
3. инсценировка художественного произведения; 
4. продолжение неоконченных произведений; 
5. составление конспекта, опорных таблиц; 
6. письмо по памяти. 
Такие домашние задания помогают избегать однообразия, рутины в обучении. Ученик может почувствовать себя и в роли автора, и в роли учителя. Необычные задания активизируют мышление, заставляют ребёнка обобщать, систематизировать материал по теме. 
Таким образом, современность предъявляет всё более высокие требования к обучению и практическому владению русским языком в повседневном общении, профессиональной сфере.

Использование информационных технологий позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению русского языка

В настоящее время в Республике Казахстан определены стратегические приоритеты в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества. Изучение государственного языка и языка межнационального общения, русского языка, занимает в нашей республике одно из важнейших мест, в том числе и в воспитании патриотизма и интернационализма, толерантности, культуры. 

В Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан определена следующая главная цель: «формирование и развитие образованной, творческой, компетентной и конкурентной личности, способной жить в динамично развивающейся среде, готовой к самоактуализации как в своих собственных интересах, так и в интересах общества. 

Японская пословица гласит: «Жизнь должна быть поиском жемчуга». Как жемчуг собирается по мельчайшим крупинкам, так и в нашей учительской профессии успех приходит от каждодневного напряженного кропотливого труда. Зато самая большая награда для учителя – успехи и достижения учеников, их реализация в жизни. В этом и есть суть и смысл нашей профессии.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее