«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад Проектная деятельность с учащимися во внеурочное время

Главная особенность проектной деятельности в том,что эта технология создаёт все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Валуйки Белгородской области











Доклад на МО учителей истории и обществознания

Тема: «Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности»















Выполнила: учитель истории

и обществознания Марочкина И.Н.

































Российская система образования находится на новом этапе своего развития. Это обусловлено происходящими в нашей стране социально-экономическими изменениями, которые в свою очередь, определяют основные направления государственной образовательной политики.

Изменение социального и государственного заказа к системе образования нашло свое отражение в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) нового поколения.

Стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы учреждения и направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Успешная реализация основной образовательной программы учреждения также невозможна без интеграции, взаимного дополнения урочной и внеурочной деятельности обучающихся

Понятие интеграция прочно занимает место в ряду других педагогических терминов. В педагогическом процессе под «интеграцией» понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целом ранее разрозненных частей, причем процесс может развиваться как уже в сложившейся системе, так и в новой.

Применительно к системе обучения "интеграция" как понятие может принимать два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);

  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

Каждый учитель, которому интересно работать по – новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Заставить учеников включиться в активный поиск информации – вот главная задача на сегодняшний день. Проектная работа появилась из теории свободного воспитания в 20-х годах прошлого века. Этот вид деятельности учащихся означает “замысел, выполненный от души”.

Главная особенность проектного метода в том, что эта технология создает все условия для формирования интереса учащихся к процессу учебной деятельности. Однако проектная деятельность не только способствует повышению учебной мотивации, но и развивает неординарное мышление учащихся, организовывает школьников, учит их видеть проблему, ставить цель и достигать ее.

Создание проекта – это в первую очередь творчество ученика, учитель лишь помогает ему, координирует работу. То есть проектная деятельность позволяет ученикам не только овладеть знаниями и умениями, но и научиться самостоятельно применять их на практике.

Почему хочется обратить ваше внимание именно на проектную деятельность?

  • Во-первых, проектная деятельность имеет ту же структуру, что и учебная деятельность. Поэтому она выступает логическим продолжением в формировании всех компонентов, закладываемых в учебной деятельности.

  • Во-вторых, учебная деятельность будет формироваться и осознаваться быстрее, если у ребенка, с помощью проектной деятельности, расширено поле для отработки и применения освоенных способов познавательной деятельности.

  • В-третьих, если у ребенка учебная деятельность в силу разных причин формируется медленно, то участие детей во внеурочной социальной деятельности может сделать ее либо корректирующей, либо компенсаторной.

  • В-четвертых, ребенку младшего школьного возраста, тем более с проблемами в учебной деятельности, гораздо легче раскрыть свои возможности, открыть новое в себе, повысить самооценку именно во внеурочной деятельности. Все это может стать дополнительной мотивацией к учебной деятельности.

Внеурочное общение в большей степени, чем урок позволяет разнообразить виды познавательной деятельности, быть свободнее в сроках и глубине познания, решать воспитательные задачи обучения.

Презентация на тему: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности»

Слайд 1 Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности

Слайд 2 Актуальность

Личностно-ориентированный подход вносит существенные изменения во все компоненты системы обучения: цели, содержание, принципы, технологии обучения и в организацию учебно-воспитательного процесса. Процессы обновления в сфере обучения предоставляют педагогам право и возможность самостоятельного выбора методов и приемов обучения. Одной из ведущих тенденций современной методики обучения является использование таких современных технологий обучения, как обучение в сотрудничестве, метод проектов, информационные технологии.

Слайд 3 Метод проектов

Метод проектов нашёл широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что он позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей при решении одной проблемы, даёт возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Отличительной особенностью метода проектов от традиционного подхода является то, что учебный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию к учению. Комплексный характер деятельности в проектном обучении создаёт условия для сбалансированного развития основных физиологических и психологических функций школьников. Допустимость выполнения проекта в индивидуальном темпе создаёт возможности для развития личности учащихся, способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения. 

Слайд 4 Основные требования к использованию метода проектов по Е.С. Полат: Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов). Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий.

Слайд 5 Дидактическая типология проектов

По виду деятельности: исследовательские; творческие; ролево-игровые; информационные; практико-ориентировочные

По предметно- содержательной области: монопроекты; межпредметные проекты; внепредметными проектами; надпредметными проектами и др.

По характеру координации: проекты с открытой, явной координацией; проекты со скрытой координацией

По характеру контактов: внутренние; региональные; международные

По количеству участников:личностные;парные;групповые

По продолжительности проведения: краткосрочные; средней продолжительности; долгосрочные

Слайд 6 Выполнение проектов предполагает

Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы документирования: Формы проектов - таблица - описание - аннотация - рецензия фото-, аудио-, видеоотчет выставка - каталог - словарь - альбом - газета -дневник - журнал путеводитель (для туристов) - коллаж - комикс презентация Power Point справочник - брошюра - афиша - реклама сценарий программа

Слайд 7 К наиболее популярным видам INTERNЕT-проектов можно отнести: свободную переписку; информационный обмен; электронные встречи; обмен локальными решениями проблемы; проведение совместных наблюдений; подготовку совместных публикаций; создание баз данных; выпуск электронных газет; разработка виртуальных экскурсий и путешествий; организация виртуальных школьных музеев; организация деятельности Web-студий; социальные проекты.

Слайд 8 Задачи

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять детей на развитие коммуникабельности. Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, проводить наблюдения практических ситуаций, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать, делать выводы). Приобретение учащимися умений критически разбираться в различных проблемах, логически связывать и сопоставлять изученный материал с другими школьными дисциплинами.

Слайд 9 Проблемы

Сочетание метода проектов с классно – урочной системой. (Проектная деятельность наиболее эффективна, если её удаётся связать с программным материалом, значительно расширяя и углубляя знания ребят в процессе работы над проектом. Внеурочная деятельность занимает при этом значительное место).

Руководство проектом, ведь при использовании метода проектов меняется роль учителя на разных этапах выполнения проекта. Учитель выступает в роли консультанта, помощника, наблюдателя, источника дополнительной информации, координатора, организатора сотрудничества. Таким образом, учитель при общем руководстве проектом должен уметь выполнять разные функции или совмещать их. В этом заключается сложность руководством проектом.

Слайд 10 Один из важных вопросов - оценка проекта, ведь творчество оценить очень сложно. Проблема в том, что способы оценки проекта вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. Критерии оценки могут отличаться и варьироваться в зависимости от вида и цели проекта, возраста его участников.

Слайд 11 Способы и критерии оценки проекта

Таблица 1. Способы оценки. Оценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проекта (С) Итоговая оценка D = (А+В+С):3

Слайд 12 Критерии оценки проекта.

1.Соответствие отобранных фактов и явлений выбранной теме.

2.Логика и последовательность их изложения.

3.Самостоятельность и адекватность выбора средств.

4.Значимость и актуальность выдвинутых проблем, их адекватность изучаемой тематике.

5.Умение представить результаты проведенных исследований на устной защите проекта.

 6.Умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.

7.Характер общения и взаимопомощи участников проекта.

8.Активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями.

9.Соответствие содержания доклада проделанной проектной деятельности. 10.Умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения. 

Слайд 13 Критерии оценки проекта (продолжение)

11.Эстетика оформления результатов проведенного проекта.

12.Практическое использование проектного изделия.

13.Качество записей и наглядных материалов.

14.Использование знаний из других наук и учебных предметов. 15.Доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы.

16.Полнота знаний по теме.

17.Оригинальность решения проекта.

18.Культура речи.

19.Привлечение знаний из других областей.

20.Языковая грамотность.

21.Умение пользоваться информационными технологиями.

Слайд 14 Для оценивания работ в презентации Power Point можно использовать следующие критерии: степень реализации проекта

владение технологией Power Point

итоговая оценка

характеристика проекта

Критерии оценки:

интересный;

интересный оригинальный;

оригинальный творческий;

творческий познавательный;

познавательный;

хорошо иллюстрированный и др.

Соответствие отобранных фактов выбранной теме :

логика и последовательность изложения материала;

умение представить работу на устной защите

Слайд 15 Практика показала высокую эффективность внедрения проектной технологии в учебно-воспитательный процесс, так как работа над проектом и его последующая защита перед аудиторией стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, способствует:

формированию навыков поисковой и исследовательской деятельности; получению хороших предметных знаний вследствие упорной работы над решением проблемы, многократных обсуждений и защиты своей позиции; повышению активности и самостоятельности учащихся;

овладению умениями организовать, спланировать и осуществить решение возникших задач; осознанию учеником ценностей совместного труда; повышению стремление к рефлексии и коллективному анализу выполненной работы;

развитию позитивной внутренней мотивации к обучению;

эстетическому воспитанию;

формированию высокой информационной и общей культуры будущих специалистов современного информационного общества.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее