Гришанова А.А.
учитель начальных классов,
КГУ « Основная школа №1»
Воспитание любви к родине,
родному краю через внеклассную воспитательную деятельность.
« Родина без нас обойтись может, мы же без неё ничто»
В.А.Сухомлинский
Как известно, программа "Рухани жангыру" (духовное просвещение) включает в себя 6 специальных проектов: "Туган жер", "Сакральная география Казахстана", "Казахстанская культура в современном мире", "100 новых учебников", "Перевод казахского языка на латинскую графику", "100 новых лиц", которые реализуются по четырём базовым подпрограммам: "Атамекен", "Тәрбие және білім", "Рухани қазына" и "Ақпарат толқыны". (Слайд 3)
Сохранить и приумножить духовные и культурные ценности — вот основная цель работы по программной статье президента «Рухани жангыру» - взгляд в будущее. Одним из направлений модернизации общественного сознания является работа по формированию чувства патриотизма. Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, с малой родины.(Слайд 4)
В жизнь современного образования активно вошло воспитание казахстанского патриотизма. Знакомство с бытом и культурой отчего края, начинается уже в начальной школе и способствует нравственно-эстетическому воспитанию юного поколения, становлению их гражданственности, формированию высоких патриотических убеждений, активной жизненной позиции воспитанников, а знакомство с героическими делами современников, приобщает к культуре и умственному труду, способствует формированию характера и воспитанию гражданских качеств подрастающего поколения.
Результаты анализа воспитательно-образовательной работы за первое полугодие показали отсутствие у учащихся высокого уровня знаний символики, традиций и истории родной страны. Это привело к необходимости систематической работы по повышению у учащихся Казахстанского патриотизма и гражданственности.
Работа учителя начальных классов определяет основные пути сложившейся системы патриотического воспитания, её основные компоненты, позволяющие формировать стереотип современного человека в условиях нового общества — «гражданина, патриота своей Родины». При этом учитываются опыт и сложившиеся в школе традиции, современные реалии и проблемы. Тенденции развития нашего государства.(Слайд 5)
Графически это выглядит так:
I направление: «Я и моя семья»
Основное содержание данного направления — подготовка к выполнению основных социальных ролей: дочери, сына, брата, сестры, мужа, жены, родственника.
Дети должны знать свои семейные традиции. Уметь любить и беречь своих близких. Знать свою родословную и уметь ее составлять. Знать понятия «род», «семья», «древо», уметь составлять семейный альбом. Уметь рассказывать о своих близких, друзьях.
В данном направлении я с учащимися проводила конкурс «Мое семейное древо», в котором ребята вместе с родителями приняли активное участие, кроме этого родители принимают активное участие в общешкольных мероприятиях.(Слайд 6,7)
II направление: «Я и моя школа»
Основное содержание деятельности — осмысление воспитанником того, что школа является его вторым домом. Прививать любовь к школе. Познакомить с историей школы, ее традициями. Воспитать чувство гордости за родную школу. Формировать у детей осознание своей принадлежности к школьному коллективу, создание атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знать и выполнять школьные правила.
В данном направлении я с учащимися проводились различные беседы, экскурсия по школе, знакомство с библиотекой, круглый стол «Моя школа». Учащиеся делились на группы и рисовали коллективный рисунок. Затем каждая группа представляла свой рисунок.(Слайд 8,9)
III направление: «Малая Родина»
Предполагает организацию лекций, праздников, углубление знаний о традициях казахского народа, истории Казахстана. Формирование патриотизма, бережного отношения к прошлому и настоящему. В данном направлении с учащимися были просмотрены видеоролики, посвященные истории возникновения Казахстана, его первых правителях.(Слайд 10)
IV направление: «Народные и государственные праздники»
Данное направление включает в себя изучение народных и государственных праздников, историю их празднования. Воспитанники должны научиться разбираться в жанрах устного народного творчества, уметь использовать в речи пословицы, поговорки. В данном направлении с учащимися прошли круглый стол «Моя Родина-Казахстан!», приуроченный к празднованию Дня Первого Президента Республики Казахстан, классный час «Цвети мой Казахстан!» к празднованию Независимости Республики Казахстан.(Слайд 11,12,13)
Воспитывать любовь и бережное отношение к малой родине возможно только через активную деятельность. Младшие школьники чрезвычайно эмоциональны, и сухие сведения их мало трогают, поэтому я отдаю предпочтение активным формам и методам работы, таким как: экскурсии по родному краю, музейные уроки, проектная деятельность, праздники, совместные мероприятия, конкурсы, викторины.
Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, не наполнив их души переживаниями красоты родных мест. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души.
«Краеведы, эти … скромные люди, всегда с глазами настежь и с сердцем настороже – сущие энциклопедисты родного края… Это драгоценная категория патриотов» (Л.Леонов) (Слайд 14)