«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад на тему: Социально-психологическая характеристика семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста

Данный материал будет полезен для социальных педагогов, воспитателей детских садов, педагогов-психологов. В данной публикации раскрывается понятие семьи группы риска социально опасного положения, категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества.

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Доклад на тему: Социально-психологическая характеристика семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста

Понятие «семьи группы риска социально опасного положения» сегодня является общепринятым по отношению к данной категории лиц. Понятие и социально-психологические характеристики таких семей рассматриваются С. Ю. Галиевой, А.Г. Грицай, М.А. Проскуряковой, Д.Д. Ровдо и др.

Риск – это понятие, составляющее термин «семьи группы риска социально опасного положения», которое отличается многозначностью толкования. М.А. Проскурякова отмечает, что риск – это и вероятность наступления неблагоприятного события; и характеристика ситуации с неопределенным исходом с наличием неблагоприятных последствий, и некоторое неопределённое событие, условие, которые в случае его возникновения будет иметь либо негативное, либо позитивное воздействие, но чаще всего это воздействие будет характеризоваться отрицательными свойствами. Понятие риска характерно для разных сфер жизни, оно связано самым прямым образом и с риском в социальном плане.

А.А. Киберев, И.В. Сеньчукова, считают, что социальный риск – это вероятность потери или снижения имеющегося исходного уровня качества жизни, а также возникновения дефицита смысла жизни человека; это риск утратить смысл жизни, состояние, которое осознается человеком как невозможность жить в существующих условиях.

Слово «риск» подразумевает большую вероятность чего-либо негативного, нежелательного, а потому, когда говорят о семьях группы риска, имеют в виду, что они испытывают действие нежелательных факторов, которые могут сработать или не сработать.

М.В. Фирсов считает, что группа риска – это социологическое и медицинское понятие, в первую очередь, и уже потом – социально-педагогическое. Как отмечено И.Ф. Дементьевой, группа риска – это собирательное определение, используемое для представителей населения, в наибольшей степени уязвимых к определённым медицинским, социальным обстоятельствам, воздействию окружающей среды. В социально-педагогической практике рассматривается понятие «дети группы риска», «семьи группы риска».

Важно также остановиться на характеристике понятия «социально опасное положение». С.Ю. Галиева под термином «социально опасное положение» определяется совокупность факторов, условий, которые вызывают неблагоприятное социальное положение семьи, внутрисемейные конфликты, противоправное поведение родителей (законных представителей) неисполнение ими обязанностей по воспитанию детей, их обучению, жестокое обращение с детьми.

Анализ литературы показал, что в науке и практике проводится граница между понятиями «семья группы риска» и «семья, находящаяся в социально опасном положении».

Семья, находящаяся в социально опасном положении по ФЗ от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» – это:

- семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении,

- семья, где родители (законные представители) несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

С.Ю. Галиева семьи группы риска социально опасного положения определяет как семьи, жизнедеятельность которых при существующих условиях может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению родителями своих родительских обязанностей по воспитанию обучению и (или) содержанию ребенка.

Д.Д. Ровдо, М.В. Сафронова выделяют факторы социального риска, которые негативным образом сказываются на функциях семьи, давая основания отнести ее к группе риска социально опасного положения:

1) социально-экономические факторы: низкий материальный уровень жизни семьи, нерегулярно получаемые доходы, плохие жилищно-бытовые условия и др.;

2) медико-социальные факторы: неблагоприятные условия проживания, наличие инвалидности, хронических заболеваний, вредные условия труда, пренебрежение существующими санитарно-гигиеническими нормами, семьи, члены которых имеют отклонения в физическом и/или психическом развитии и др.;

3) социально-демографические факторы: аморальные семьи, вновь образованные и разведенные семьи, приемные, смешанные семьи, семьи с несовершеннолетними родителями;

4) социально-психологические и психолого-педагогические факторы: семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогической несостоятельностью родителей, деформированными ценностными ориентирами и др.;

5) криминальные факторы: алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни, проявление жестокости и садизма и др. [21].

Наличие в семье выделенных факторов социального риска не означает того, что в поведении детей возникнут социальные отклонений, а свидетельствуют о большой вероятности этих отклонений, которая увеличивается с ростом факторов социального риска семьи.

М.А. Проскурякова считает, что в семьях группы риска основными причинами усугубления ситуации, вызывающими семейное неблагополучие, являются субъективные факторы, а также причины психолого-педагогического свойства: нарушения в межличностных внутрисемейных отношениях, дефекты воспитания детей в семье. По мнению исследователя, факторами негативного характера выступают не состав и структура семьи, не уровень ее материального благополучия, а семейный психологический климат, на который оказывают влияние вышеперечисленные причины.

Основными критериями при определении семьи группы риска социально опасного положения являются:

- неисполнение родителями своих обязанностей по жизнеобеспечению детей: отсутствие у детей необходимой одежды, регулярного питания, несоблюдение санитарно-гигиенических условий проживания детей;

- отсутствие условий для полноценного воспитания детей: отсутствие работы у родителей, жилья и т.д.;

- отсутствие личного примера в воспитании детей со стороны родителей: пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни;

- вовлечение детей в противоправные действия: попрошайничество, проституция и т.д.;

- жестокое обращение с детьми со стороны родителей: нанесение физического, психического и морального ущерба ребенку;

- отсутствие контроля за воспитанием и обучением детей: отсутствие связи со школой, воспитателями дошкольного учреждения, отсутствие невнимания родителей к успеваемости ребенка);

- семьи, в которых дети совершили преступление или правонарушение.

Все эти критерии применимы и в отношении семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста.

М.А. Проскурякова отмечает, что по результатам социальных, педагогических и психологических исследований, каждая семья в определенные периоды существования проходит через ряд кризисных ситуаций. Эти ситуации касаются семьи в целом и отдельных её членов. Это могут быть беременность, начало посещения ребенком дошкольного учреждения, начало обучения ребенка в школе (1 класс), кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть и др. Все эти периоды жизни семьи вызывают у её членов стрессы. Такие стрессы провоцируют реальные кризисы, заставляя каждого члена семьи продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен. Именно во время появления и нахождения семьи в таких кризисах она становится уязвимой и может войти в «группу риска». У таких семей оказывается недостаточно, психологических, физических, социальных и экономических ресурсов. Если на этом этапе помочь семье, то она не станет неблагополучной.

Постановлением Правительства Пермского края от 28.09.2016 N 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения» определены семьи, которые относятся к группе риска социально опасного положения. К числу таких семей относятся следующие семьи:

- семьи, в которых родители (один из них) употребляет спиртные напитки, другие психоактивные вещества;

- семьи, в которых часты скандалы, конфликты в семье, мать подвергается насилию со стороны супруга, членов семьи, других лиц, проживающих в одном жилом помещении с семьей;

- семьи, дети в которых испытывают трудности в освоении образовательной программы;

- семьи, которые проживают в неблагоприятных для детей условиях (неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия, ветхое, аварийное жилье, пожароопасные условия проживания);

- семьи, в которых у обоих родителей нет работы, или в которых материальный достаток ниже прожиточного минимума;

- семьи, в которых у ее членов нет документов, подтверждающих регистрацию на территории России;

- семьи, в которых дети проживают в одном помещении с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, отбывавшими наказание за совершение тяжких или особо тяжких преступлений;

- семьи, в которых есть факты отказа матери от ребенка, лишения родительских прав или ограничения в них;

- неполные семьи, в которых ребенка воспитывает мать без поддержки со стороны близких родственников, испытывая материальные трудности, проблемы с жильем;

- семьи, воспитывающие ребенка с нарушениями в психическом, эмоционально-личностном развитии, поведении ребенка.

Обозначенные характеристики касаются и семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста.

А.Г. Грицай определены особенности социально-психологической характеристики семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного возраста. Такие семьи характеризуются наличием отклонения от норм, которые не позволяют определить их как благополучные. Чаще всего семьи сочетают задачи воспитания ребенка дошкольного возраста с большими жизненными сложностями. Родители, как правило, не справляются с возложенными на них функциями семейного воспитания, их адаптивные способности значительно снижены, и процесс воспитания ребенка в таких семьях имеет низкий результат. По мнению А.Г. Грицай в семье группы риска родители несовершеннолетних не выполняют в полной мере своих обязательств по воспитанию детей, они негативно влияют на их поведение, совершают в их отношении противоправные действия.

Характеристику семей группы риска социально опасного положения дает С.Ю. Галиева. Исследователем выделяются разновидности таких семей:

- деструктивные семьи, которые характеризуются автономией, отделением членов семьи, отсутствием взаимности эмоциональных контактов, наличием супружеского или родительско-детского конфликта;

- неполные семьи, в которых один из родителей отсутствует;

- ригидные, псевдосолидарные семьи, в которых наблюдается безоговорочное доминирование одного из членов семьи, а вся семейная жизнь им строго регламентируется;

- распавшиеся семьи, в которых один из родителей живет отдельно, но сохраняет контакты с прежней семьей.

Семьи группы риска социально опасного положения, воспитывающие детей дошкольного возраста, как показывает анализ опыта работы дошкольных образовательных учреждений, применяют неконструктивные методы воспитания, у детей наблюдаются нарушения в психическом, эмоционально - личностном развитии. Также в таких семьях один из родителей или оба могут злоупотреблять алкоголем, принимать психоактивные вещества. В таких семьях могут быть частые ссоры, конфликты. Родители могут нарушать условия договора с дошкольным образовательным учреждением, к примеру, систематически поздно забирать ребенка из детского сада (без веских оснований), приходить за ребенком в нетрезвом состоянии, эпизодически или систематически приводить ребенка в детский сад, одетым не по сезону и (или) в грязной одежде.

Специалистами указывается ряд признаков семьи группы риска социально опасного положения, которые воспитывают детей дошкольного возраста. Все эти признаки относятся к характеристике ребенка:

- ребенок дошкольного возраста отличается психическим или физическим развитием не соответствующим возрасту;

- ребенок не ухожен, не опрятен, одет не по сезону;

- ребенок проявляет агрессивность по отношению к сверстникам, тревожен, апатичен, не интересуется тем, что происходит вокруг, излишне замкнут;

- ребенок отличается изменчивостью поведения - для него характерен быстрый переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению или агрессии;

- ребенок неусидчив, у него имеются выраженные проблемы с обучением из-за плохой концентрации внимания;

- ребенок нервно и судорожно реагирует на поднятую руку;

- ребенок проявляет чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого;

- ребенок проявляет враждебность или чувство страха по отношению к отцу или к матери.

Таким образом, семьи группы риска социально опасного положения – это категория семей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни, более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества. Существует множество факторов, на основании которых определяется статус семей группы риска социально опасного положения – это социально-экономические, медико-социальные, социально-демографические, социально-психологические и психолого-педагогические, а также криминальные факторы. В семьях группы риска социально опасного положения по отношению к детям дошкольного возраста используются неконструктивные методы воспитания, родители злоупотребляют алкоголем, семьи конфликтные, родители не выполняют обязанностей по воспитанию детей. Все это может приводить к появлению у нарушений в психическом, эмоционально-личностном развитии детей дошкольного возраста.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее