«Осенний фестиваль знаний 2024»

Доклад на тему: « Особенности обучения английскому языку в начальной школе."

Современная школа предполагает изучение английского языка со второго класса. Это является подтверждением того, что "иностранный язык" предмет значимый и социально значимый в реализации перспективных задач в развитии личности.

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Доклад на тему: « Особенности обучения английскому языку в начальной школе.

Иностранный язык - едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью «обучение общению», и в этом смысле его значение трудно переоценить. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащихся с учебным материалом, с предметом обучения, а как «особым образом организованное общение, взаимодействие учителя и учащихся, учащихся друг с другом, под которым понимается, прежде всего, их совместная согласованная деятельность».

Современная школа предполагает изучение английского языка со второго класса. Это является подтверждением того, что «иностранный язык» — предмет важный и социально значимый в реализации перспективных задач развития личности. Непосредственной задачей обучения иностранному языку, как известно, является формирование коммуникативной компетенции в единстве с воспитанием уважения к культурным традициям разных народов и готовностью к межкультурному сотрудничеству. Совершенно очевидно, что чем раньше начать этот процесс, тем больше возможностей для достижения высоких результатов.

Есть ряд преимуществ обучения иностранному языку детей раннего возраста:

положительное влияние на развитие психических функций (память, мышление, восприятие, воображение)

влияние на общие речевые способности ребенка

повышение качества владения родным языком, создание базы для продолжения его изучения в основной школе.


В начальной школе закладываются основы общения на иностранном языке в устной и в письменной форме. Однако, обучение английскому языку на начальном этапе может причинить многим учителям, особенно тем, кого обучали преподавать в старшем звене, большое количество проблем и беспокойств.

Требования к учителю на начальном этапе преподавания английского языка особенные:

1. умение строить обучение в соответствии с индивидуальными особенностями детей, умение предложить ученикам такие виды заданий, которые отвечали бы их потребностям, интересам и способностям;

2. умение модифицировать учебные программы;

3. умение стимулировать когнитивные и творческие способности учащихся

4 умение консультировать родителей, так как именно умение координировать свои действия с родителями детей имеет важнейшее значение для успешного обучения иностранному языку.

5. умение проявлять доброжелательность при оценке деятельности младших школьников, что необходимо для развития их уверенности в себе.

6. умение создать такие условия, при которых дети овладевают приемами учебной деятельности и в то же время достигают определенных результатов

7. умение воздерживаться от давления на детей и от вмешательства в процесс творческой деятельности.

Кроме того, для учителя начальной школы, по нашему глубокому убеждению, особенно важно:

- предоставление ребенку свободы выбора;

- демонстрация энтузиазма;

- оказание авторитетной помощи;

- поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность;

- одобрение результатов деятельности учащихся;

- способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником;

- уважение потенциальных возможностей не очень. сильных в языке детей.

В начальной школе материал необходимо излагать доходчиво, доступно и понятно для каждого ученика. Грамматические основы английского языка объяснять проще и нагляднее, внимательно слушая ответы детей, поправлять их и не забывать хвалить, чтобы ребенок чувствовал, что у него получается.

В начальной школе не столь важно усвоение как можно большего количества лексических единиц, сколь важно воспитание интереса к предмету, развитие у ребенка простейших навыков коммуникации.

Большую помощь в овладении малышами английским языком могут оказать родители, но не все родители компетентны в этом вопросе. Некоторые родители долгое время не пользовались английским языком и подзабыли его или просто учили другой язык в школе. Задача родителей заключается в том, что бы ребенок дома открывал учебник английского и повторял устно все, что учили на уроке и желательно это делать каждый день. Пусть это займет 5-10 минут, но это будет очень полезно. Я иногда спрашиваю детей, кто из них дома повторяет урок, который мы учили в школе. Увы, многие дети открывают учебники английского только на моих уроках. Ребенок не сможет успешно усваивать иностранный язык, так мало работая дома. Дома желательно закреплять пройденный материал, учить новые слова наизусть. Хорошо бы, если бы подготовка к обучению английского языка начиналась с первого класса. За год можно подготовить детей к изучению языка путем изучения звуков, слов, развития музыкального слуха. Английский язык для детей начальной школы очень сложный предмет. И не стоит ждать быстрых результатов, хотя они, конечно, будут, а может, и нет. Во многом это будет зависеть от усердия ребенка, заинтересованности родителей.

Немаловажное значение при обучении младших школьников имеет физическая подготовка детей. Хронические заболевания и слабое здоровье у детей также влияет на усвоение учебного материала. Я на своих уроках стремлюсь к тому, чтобы весь урок проходил непринужденно, иногда нужно и можно пошутить и посмеяться. Обстановка на уроке должна быть приятная, располагающая к занятиям. Обязательным элементом урока должна быть зарядка, как своего рода релаксация. Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Для этого я вставляю в урок фрагменты мультфильмов на английском языке или мы делаем зарядку под песни на английском языке. Дети ее делают с удовольствием и их лица просто светятся счастьем.

Учащиеся начальной школы неспособны решать многие вопросы в ходе урока самостоятельно и нуждаются в помощи учителя. Самостоятельность формируется у всех детей по-разному, у кого - то раньше, у кого - то позже.

Своим ученикам я всегда говорю: «Самое главное при изучении языка, ничего не бояться. Больше читайте книги с самыми простыми текстами, это развивает языковое чутье. Знание иностранных языков обогащает и развивает любого человека. Именно через знание языка, мы можем понять менталитет того или иного народа, познакомиться с культурой этого народа. Я иногда сравниваю английский язык или любой другой с соленым морем, а изучающего - с рыбой, которую бросают в это соленое море. И если ты попадешь в это море «английского языка», главное не бояться, а плыть и ты обязательно «засолишься» и пристанешь к берегу»

Некоторые дети испытывают трудности при работе вместе со всем классом, так как методы обучения, применяемые учителем, не соответствуют их индивидуальным особенностям.

Задача учителя - «опираясь на психологические, физиологические возрастные особенности детей, вызвать интерес к предмету». Успех может быть обеспечен, на мой взгляд, такой методической системой, в основе которой лежит «интерес детей к предмету» Чем же живет ребенок? В чем реализуется его личность? Конечно, в игре. Игровая деятельность является ведущей для учащихся начальной школы. Игра - это естественное состояние младших школьников.

Игровые моменты бесконечно разнообразны. Вот некоторые из них:

- подвижные игры (зарядка, игра в животных, игры на внимание) ;

- стихи и песни, сопровождаемые движениями;

- игры-соревнования (дети делятся на группы и выполняют различные задания) ;

- игры с мячом;

- диалоги с любимыми героями русских, английских сказок и мультфильмов (Винни-Пух и Белоснежка, Карлсон, Пятачок и др.).

Дети продолжают играть до 10-12 лет. Следовательно, возможность опоры на игровую деятельность позволяет обеспечить естественную мотивацию речи на английском языке, сделать интересными и осмысленными даже самые элементарные высказывания. Игра требует от ребенка произвольного внимания, произвольного запоминания, эмоциональной сдержанности. Ведь каждая игра имеет правила, и по законам игры ребенок должен быть внимательным, соблюдать эти правила, быть корректным, подчинять свою волю игровым задачам.

Следует также отметить, что дети младшего школьного возраста любознательны. Однако внимание их отличается неустойчивостью: они умеют сосредоточиться лишь на несколько минут. Дети не воспринимают длительных (более 2-5 минут) монологических объяснений учителя английского языка, поэтому любое объяснение нужно строить в форме беседы.

Воображение ребят достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Развитие мышления идет от наглядно-действенного к наглядно-образному, от решения задач путем непосредственных действий с ним к действиям наглядными представлениями о них.

Учитывая неустойчивое внимание, быструю утомляемость, преобладание диалогической речи над монологической, чрезмерно двигательную активность младших школьников, я активно использую в своей работе стихи, рифмовки, песни, загадки, скороговорки. Необходимо, чтобы на уроках младших школьников окружал привычный мир игрушек - набор животных, мебели, кухонной игрушечной посуды, одежды.

Английский язык должен усваиваться учащимися вторых классов в процессе общения с учителем, играя с игрушками. С учениками 3 и 4 классов можно проводить игры в магазин, в школу, в кафе, в зоопарк. Ученик должен прочувствовать реальную возможность воспользоваться своими знаниями

А вот работа с компьютером способствует формированию навыков самостоятельной работы у учащихся начальных классов. Несмотря на то, что у школьников 2 - 3 классов еще только начинают формироваться навыки самостоятельной работы, у каждого из них возникают свои индивидуальные трудности в процессе овладения лексикой. Школьник учится самостоятельно преодолевать их путем выполнения предназначенной только для него серии упражнений.

На уроках английского языка я иногда сталкиваюсь с зажатостью и скованностью некоторых детей при повторении слов и звуков. Прослушивание же музыкальных сказок способствует тому, что ребенок по инерции повторяет слова и поет вместе с музыкальными персонажами и отрабатывается навык повторения, который так необходим на уроках английского языка. Обычно я включаю музыкальные вставки, несложные песенки на усвоение звуков английского языка. Это достаточно эффективно.

Считаю, необходимо более подробно остановиться на трудностях усвоения английского языка в младшем школьном возрасте.

Первая трудность заключается в отсутствии у школьника действенных и актуальных мотивов овладения английским языком. Актуальными для изучения английского языка могли бы стать следующие мотивы:

- стремление к расширению сферы общения, к расширению и углублению сферы познавательной деятельности, красота звучания самого языка, интерес к народу;

- носителю этого языка и интерес к его культуре.

Вторая трудность освоения английского языка связана с владением учащимися родным языком, умением читать и понимать информацию. На уроках английского языка ученик, во-первых, невольно переводит на родной язык смысловые единицы второго языка, то есть осознание им этих единиц достигается не с помощью английского языка, а посредством родного.

Во-вторых, при попытках построить речевое высказывание на английском языке ученик использует речевые структуры родного языка. Если речевой механизм второго языка еще не сформирован, то речевой механизм родного языка подменяет и даже вытесняет его.

Третья трудность - это личностные психологические барьеры, которые могут возникнуть у части школьников в отношении второго языка: неуверенность в том, что они смогут заговорить на английском языке, стеснительность и боязнь стать посмешищем из-за ошибок в речи, боязнь того, что за допущенными ошибками последуют нежелательные оценки. Возникновению этих барьеров может способствовать частый неуспех, завершающийся не стимулирующими, не подбадривающими оценками и отношением учителя английского языка. Вот почему необходимо усилить роль стимулирующих оценок в процессе обучения английскому языку.

Давая оценку работе ученика на уроке английского языка, учитель должен, прежде всего, отметить положительные стороны в его речевых навыках и умениях и на таком фоне высказывать свои замечания, указывать пути устранения пробелов.

Следующим условием повышения эффективности процесса обучения английскому языку младших школьников является осуществление процесса обучения на началах личностно-гуманного подхода.

Суть организации педагогического процесса на началах личностно-гуманного подхода заключается в том, чтобы сделать ребенка своим соратником в его обучении и воспитании, настроить его на педагогическое влияние, сохранить за ним переживание чувства свободного выбора.

Ученик должен чувствовать веру в свои способности, радость за его успехи, требование идти вперед. При неудачах необходимо помочь школьнику осмыслить их, оценить их как временные трудности, которые можно преодолеть, увидеть пути своего дальнейшего продвижения и успеха.

Приоритетным в начальной школе является также воспитательный и развивающий аспект обучения предмету. Иностранный язык вводит учащихся в мир другой культуры, ориентирует их на формирование навыка и умения самостоятельно решать простейшие коммуникативно-познавательные задачи в процессе говорения, чтения и письма, формирует такие качества личности, как инициативность, умение работать в коллективе, умение защищать свою точку зрения и устойчивый интерес к изучению предмета.

Таким образом, задача учителя начальной школы по возможности заинтересовать детей и показать им, что изучение английского языка может быть весело и познавательно.

Также можно сделать вывод, что в начальных классах с помощью английского языка закладываются основы для последующего изучения иностранных языков в средней школе, для формирования учебных умений, для развития у юных россиян интереса к культурному многообразию мира, уважения к языкам и культурам других народов, а также для развития первых представлений о вежливом поведении на иностранном языке и для «открытия» возможностей английского языка как средства общения в мире.

Таким образом, обучение иностранному языку в раннем возрасте - это не мода, а необходимость, воспитывающая совершенно иное отношение к языку. Все это зависит в первую очередь от того, на каком уровне, с какими целями и с каким отношением ребенку это преподносит преподаватель. В раннем возрасте 6-7 лет, ребенка необходимо заинтересовать нововведением, только в этом случае можно будет добиться самых положительных результатов в обучении иностранному языку.

Методические приемы преподавания английского в начальных классах

В наше время английский язык входит в число обязательных предметов, изучаемых в начальной школе. Это очень важный этап в обучении детей, т. к. в начальных классах закладываются базовые знания языка, навыки его применения и, конечно, желание его дальнейшего изучения. Практикуемая школой методика преподавания английского языка в начальных классах должна основываться на играх, активной деятельности, визуальных методах, быть наглядной и понятной детям. В наших школах обучение проходит по разным учебным пособиям, разработанным как в России, так и за рубежом, но все они базируются, главным образом, на коммуникативной методике.

Коммуникативный метод

Коммуникативная методика преподавания английского языка в начальных классах подразумевает развитие у детей навыков чтения, письма, восприятия услышанной информации и говорения. Материалы пособий учат школьников понимать аутентичные тексты, ситуации и аудио диалоги. Учебники содержат несколько структурированных уроков на актуальные, жизненные темы, например, семья, школа, хобби и т. д. Учитель часто дает выполнять задания в парах или группах, таким образом, школьники употребляют английский язык, разговаривая друг с другом в процессе подготовки, и привыкают к свободному общению.

Британские и американские учебные пособия пользуются популярностью среди учителей начальных классов. В числе их основных достоинств - соответствие последним образовательным тенденциям, актуальность тем, красочность, большой объем практики слушания английской речи. Однако в большинстве школ занятия проводят по российским учебникам. Их большим плюсом является учет особенностей родного языка, а также соответствие требованиям министерства образования к уровню подготовки учащихся. Изложение грамматики идет более понятным русскому человеку языком, предлагается больше грамматических упражнений.

Игровая методика

Чтобы уроки проходили продуктивно, учителю следует поддерживать заинтересованность детей в английском. Для этого применяется игровая методика преподавания английского языка в начальных классах, учитывающая такие главные черты младших учеников, как подвижность, активность, эмоциональность и неустойчивость внимания. Задания в форме игры помогают отвлечься от книг и правил и с пользой провести время. При правильном планировании и использовании игры способствуют тому, что иностранный язык воспринимается не как очередная сложная информация, которую нужно выучить, а как реальное и доступное детям средство общения. В то время как выполнение обычных заданий обычно вызывает у школьников опасение сделать ошибку, участие в играх заставляет их полностью включиться в ее ход, особенно если есть соревновательный элемент, и они более уверенно и свободно демонстрируют свои навыки.

Обучение английскому языку в младших классах не может проходить без аудио и видео заданий. Песни из-за своей ритмичности, эмоционального оттенка и частого повторения фраз помогают лучше запомнить лексику. Просмотр видео и мультфильмов на английском предполагает широкий выбор интересных текстовых и грамматических упражнений.

Проектный метод

Еще одна методика, которой пользуются российские учителя, - проектная. Ученики в продолжение нескольких занятий знакомятся с какой-либо темой, новой лексикой, грамматическими правилами, узнают интересную информацию. Для закрепления материала им предлагается создать проект, это может быть индивидуальная, парная или групповая работа, с дальнейшей его презентацией и обсуждением. В процессе таких занятий дети развивают языковые навыки и реализуют творческие возможности.

Любая методика приводит к лучшим результатам и становится разнообразной при ее правильном сочетании с элементами других методик.

Заключение

При выборе педагогических технологий обучения иностранному языку в начальной школе учителю необходимо знать, что они должны способствовать созданию доброжелательности, комфортной для ребенка атмосферы, стимулировать мотивацию к изучению предмета. Учитель, работающий с младшими школьниками, обязательно должен учитывать принцип создания благоприятного психологического климата на уроках иностранного языка. Это может выражаться в создании учителем атмосферы терпения и доброжелательности, в использовании разнообразных форм поощрения и приемов оказания им помощи при выполнении учебных заданий. На уроке необходимо уделять особое внимание, поддерживать тех учащихся, которые что-то не поняли, или просто стесняются говорить вслух. Ни для кого не секрет, что среди учащихся есть дети с проблемами физического, психологического, соматического и эмоционального развития. И учитель обязательно должен осуществлять процесс интеграции таких учащихся в коллективе, т. е. осуществлять индивидуальный подход к таким детям, что является одним из принципов гуманной педагогики.

Выбор технологии обучения осуществляется с учетом психологических и возрастных особенностей младших школьников (повышенная эмоциональность, подвижность, чувствительность, утомляемость от единообразия), что требует частой смены форм, методов и приемов обучения. Учить языку - это искусство, малышей - искусство искусств.

Обучение иностранному языку в раннем возрасте способствует формированию всесторонне развитой, гармоничной личности, развивает языковые способности детей и обеспечивает более прочное усвоение иностранного языка в дальнейшем обучении. На уроках введение и закрепление языкового материала, речевых образцов происходит в игре. Благодаря игре дети усваивают материал осознанно.

Список использованной литературы

Биболетова М. З., Денисенко О. А. Книга для учителя. 2-е издание. Издательство «Титул», 2003. - 312 с.

Вопросы контроля обученности учащихся иностранному языку: Метод. пособие/ Под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2009. - 293 с.

Горлова, Н. А. Состояние методики раннего обучения иностранным языкам на пороге третьего тысячелетия // Иностр. яз. в шк. - 2010. - № 5. - С. 25-29.

Кувшинкин В. И. Методика обучения иностранному языку. ?М. : Просвещение, 2000. ? 250 с.

Никитенко З. Н., Негневицкая Е. И., Ленская Е. А. Английский язык: Учебное пособие для 2 класса общеобразовательных учреждений. ?М. : Дрофа, 1996. ?85 с.

Пассов Е. И., Кузовлёв В. П., Коростелёв В. С. Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества. Иностранные языки в школе. - 2003. - № 6. - С. 10-12

Соловова Е. Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. - М., Астрель, 2008.

Овладение письменной речью -это сложное речевое умение. Но начальной ступени важно уделять как можно больше внимания овладению письменной речью. Этот навык способствует прочному усвоению лексико-грамматического материала, а также совершенствованию навыков в чтении и устной речи. На первом году обучения детям достаточно научиться писать буквы и овладеть орфографией слов, т.к. темп письма у детей очень медленный. Все письменные задания вначале лучше разобрать с детьми устно, а затем письменно. В начале второго класса дети путают прописные и строчные буквы английского языка. Почти на каждом уроке уделяем внимание небольшим упражнениям. Дети сами пишут буквы прописные и строчные вразброс и потом меняются с соседом по парте. И затем соединяют те буквы, которые написал одноклассник. Упражнение несложное, но просто необходимое для успешного овладения письменной речью.



«Список литературыReferences»

Негневицкая Е.И., Шахнарович А.М. Язык и дети/ Е.И.Негневицкая. – М.: Наука, 1981. – 220с.

Пассов Е.И. Цели обучения иностранному языку: учебное пособие.// – Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. – №6. – с.3-6.

Подласый И.П. Педагогика начальной школы/ И.П.Подласый – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2000. – 399с.

Стронин М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка/ М.Ф.Стронин – М.: Просвещение, 1984. – 112с.

Ариян М.А. Личностно – ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых // ИЯШ.- 2007-№1- с.3-11.

Иванова Е.П. Обучение в сотрудничестве как способ активизации учебно-познавательной деятельности младших школьников на уроках иностранного языка // АЯШ.-2004-№1(5). – с.32-39.

Шляхтова Г.Г. Элементы здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка //ИЯШ.-2007-№2. – с.44-47.

Степанова Е.А. Игра как средство развития интереса к изучаемому языку //ИЯШ.-2004 – №2. – с.66-68.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее