Доклад:«Как воспитать у детей интерес к чтению».
Иногда ребёнок затрудняется решить задачу, потому что не умеет её правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения.
Некоторые родители ошибочно считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом невелика.
В воспитании любви к чтению, книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или хотя бы полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает интерес детей к чтению.
Чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что будет дальше с героями, ребёнок продолжает читать сам. Затем взрослые должны обязательно спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать.
Можно рассказать ребёнку хотя бы один , но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Ребёнок обязательно спросит: « А что дальше?» Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Здесь столько интересных историй!»
Родители должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребёнка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника оформителя. Полезно перед чтением спросить у ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём.
Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети естественно, продолжают читать менее внимательно. Не следует рассказывать заранее, чем закончился рассказ.
Для детей большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное.
Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то. Чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают? Что выражают их лица?»
Надо стремиться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»
Очень хорошо, если в семье проводятся совместные чтения вслух. Это сближает родителей и детей, помогает лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.
Как читать вместе? Прежде всего выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня – папа, завтра – сын, затем – мама.
Чтение вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко. Продолжительность такого чтения около 40-45 минут.
Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном.
И, конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучить детей беречь книгу.
В заключении хочется сказать слова В.А.Сухомлинского о том, что можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда».
Вот основные моменты, которые помогут родителям воспитать у детей любовь к чтению, книгам.
Рекомендации родителям по развитию читательского интереса у детей.
- Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства.
- Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию.
- Систематически читайте ребёнку. Это формирует у него привычку ежедневного общения с книгой.
- Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи.
- рассказываёте ребёнку об авторе прочитанной книги.
- Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
- Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст.
- Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.
- Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
- Покупайте, по возможности, книги полюбившегося ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку.
- Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.
- Дарите ребёнку книги с дарственной надписью, тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.
Как готовить домашнее задание по чтению.
- Внимательно прочти название произведения, которое тебе необходимо прочитать.
- Отметь карандашом те слова, смысл которых тебе непонятен.
- Найди объяснение непонятных слов в словаре или спроси у взрослых.
- Подумай над тем, какова основная мысль данного текста.
- Внимательно прочитай вопросы в конце текста и постарайся на них ответить с помощью текста.
- Составь план пересказа текста вслух (от другого лица).
- Не глядя, в текст, вспомни действующих лиц текста и главного героя.
- Дай им характеристику, учитывай и собственное мнение.
- Выскажи своё мнение по прочитанному тексту, поделись этим мнением со своими родными. Им это будет интересно.
Правила чтения для учащихся.
Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 15 минут в день. Старайся не читать лёжа, выбери удобную позу для чтения.
Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время , скоро забудешь смысл читаемого текста.
Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай перерыв, используй его для физкультурной паузы.
Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, сделай для себя выводы.
Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Оно должны взять её в руки чистой и опрятной.
Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернёшься к этим словам, выполняя задание учителя.