Доклад на тему «Формирование детского мировоззрения через Казахстанскую этнопедагогию»
Ни один человек не живёт на свете «просто так». У каждого из нас есть какие-то знания о мире, представления о том, что такое хорошо, и что такое плохо, что бывает и чего не бывает, как надо выполнять ту ли иную работу и строить отношения с людьми. Всё перечисленное в совокупности принято называть мировоззрением.
Применительно к дошкольному возрасту уместно говорить о началах формирования мировоззрения. Речь идёт об отношении ребёнка к миру и обучении малыша способам существования в мире. Вначале ребёнок воспринимает действительность целостно, затем учится выделять частности и различать их. Большую роль в этом играют деятельность самого крохи и его общение с взрослыми и сверстниками. Родители, воспитатели знакомят дошкольника с окружающим миром, учат рассуждать, устанавливать причинно-следственные связи («Почему на улице лужи?», «Что будет, если зимой выйти во двор без шапки?»), находить способы решения проблем («Как помочь козлятам спастись от волка?»). Общаясь с друзьями, ребёнок узнаёт, как устанавливать отношения с людьми, выполнять социальные роли, действовать по правилам. Большую роль в формировании начал мировоззрения дошкольника играет художественная литература.
ЭТНОПЕДАГОГИКА - особое направление в исследовании социализации и образования. Этнопедагогика объясняет народную педагогику и предлагает пути ее использования в современных условиях, собирает и исследует опыт этнических групп, В казахском народе испокон веков вырабатывался свой, самобытный нравственный уклад, своя духовная культура. Они проявлялись и в отношении к природе, и в поэзии, и в устном народном творчестве, и в удивительных народных ремеслах, и в красоте одежды, и в законах гостеприимства, и в добрых обычаях хорошего тона и правилах приличия. К.Д. Ушинский утверждал, что народная мудрость по силе наблюдательности, точности мысли, идейному содержанию настолько оригинальна, «что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа». Каждый народ богат своей многовековой культурой. И в этом богатстве самое сокровенное народная мудрость, которую передавали из уст в уста. Казахский народ богат своими обычаями, традициями, поэтическим и музыкальным творчеством: айтысы, жырау, слова назидания. Что только не пережил народ, как бы ни был тернист его путь, все же он не растерял крупицами собранную многовековую культуру, народную мудрость. Вед недаром говориться «мен қазақпын мың өліп, мың тірілген» Народ особое внимание уделял воспитанию подрастающего поколения. С малых лет в них закладывалась чувство патриотизма, любовь к родине, уважение к старшим, опора младшим. Велика роль в воспитании бабушек (тому пример бабушка Абая — Зере), которые, балуя и любя внуков, рассказывали им сказки, легенды, быль о батырах, биях, и тем самым зарождали в них чувство подражания, любовь к труду «еңбек- бәрін жеңбек», чувство сопереживания «күлме досқа, келер басқа», ответственности «қолыңмен істегенді, мойныңмен көтер», нравственности «елдің ала жібін аттама». А дедушки требовали знания наизусть семь поколений дедов, «жеті атаға дейін қыз алыспайды», чтобы не испортилась кровь. Народ воспитывал детей, постепенно приучая к труду, чтобы в последующем подросшее поколение позаботилась о старших.
Окружающая среда также влияла на формирование личности, поэтому детей учили правильно выбирать друзей. Если появлялись плохие друзья, то старались от них уберечь. И одним из важных моментов в воспитании является стремление каждого ребенка достижение поставленной цели. При допущении ошибок старшие строго указывали на них, но они же и мягко направляли на верный путь.
Одним из первых в развитие этнопедагогики казахского народа внес вклад Ы.Алтынсарин. Ему первому принадлежит развитие казахского литературного языка. Он доказывал пользу чтения, приобретения широких знаний:
«Кел, балалар окылық,
Оқығанды көңілге,
Ылыласпен тоқылық.
Оқысаңыз балалар,
Шамнан шырақ жағылар,
Тілегенің алдыңнан
Іздемей ақ табылар.
А. Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы. Все произведения Абая посвящены будущему поколению казахского народа. Он внес большой вклад в развитие казахской этнопедагогики. Абая старался воспитывать в молодёжьи чувство мужественно переносить трудности и несчастья, не поддаваться искушениям, сочетать глубокомыслие, бодрость и оптимизм «…Талап, еңбек, терең ой, қанағат, рақым ойлап қой- бес асыл іс білсеңіз»….
В послании Президента страны народу Казахстана «Казахстан-2030» в разделе «Миссия Казахстана» изложены основные идеи воспитания детей в духе сохранения самобытности в сочетании со стремлением к цивилизации: «К 2030 году, я уверен, Казахстан станет Центрально-азиатским Барсом… Это будет Казахстанский Барс с присущим ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью. Он не будет ни на кого нападать первым… Но если под угрозой окажутся его свобода и жилище, его потомство, он будет защищать их любой ценой… Он будет мудр в воспитании потомства… заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении…Они будут одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Они будут патриотами своей мирной, процветающей, быстрорастущей страны, известной и уважаемой во всем мире».
Поэтому каждый должен стараться внести свой вклад в развитие и воспитание подрастающего поколения.
Государственное – частное дошкольное образовательное учереждение
Детский сад №55 «Кыран»
Город Актау
Доклад на тему: «Формирование детского мировоззрения через Казахстанскую этнопедагогию»
Подготовили:
Воспитатели №8 старшей группы
Маметсейидова А.К.
Мукашева М.Ж.
2018-2019 учебный год