Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает формирование активной самостоятельной позиции учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, в первую очередь, информационно-коммуникативных , исследовательских, рефлексивных, самооценочных. Но учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новой информации, выбирать из неё необходимые сведения, а затем продуктивно использовать их в своей работе. Решением создавшейся ситуации может быть активное включение в образовательный процесс дистанционного обучения.
В научно-методической литературе, на семинарах и конференциях много говорится и пишется о дистанционном обучении вообще.
Под дистанционным обучением в средней школе следует понимать образовательную систему на основе компьютерных телекоммуникаций с использованием современных педагогических и информационных технологий. Можно ли использовать ДО в начальной школе? Для чего они нужны? И главное - когда и как их применять? Что такое дистанционное обучение в начальной школе?
На схеме представлена возможная модель использования дистанционных образовательных технологий на первой ступени образования.
Я хочу рассказать о создании дистанционного курса для учащихся 2- 4 классов. Уже не первый год мои ученики участвуют в предметных олимпиадах различного уровня: международные ,всероссийские,региональные ,муниципальные .В начальной школе лицея тоже есть своя система проведения предметных олимпиад. С 2012 года олимпиады для младших школьников проводятся по математике,русскому языку и окружающему миру ежегодно для ребят лицея и всего города. Интерес обучающихся к ним большой. С каждым годом число олимпиадников увеличивается и ,это есть хороший показатель эффективности внедрения ФГОСНОО.Но есть хорошее изречение : На результат нужно поработать.
Как сделать подготовку к олимпиадам эффективной ,интересной, да еще и в индивидуальном режиме? Вот тут и пришли на помощь новые технологии. Частичная замена урочной(очной) деятельности на самостоятельные виды деятельности не только значительно разгружает столь драгоценное дневное время ученика, но и создает условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю дает возможность дополнительных индивидуальных консультаций тем учащихся, которые в этом нуждаются.
Мною был создан курс «ДООЛ» для третьеклассников. Цель курса – подготовка к предметным олимпиадам. Направление курса-поддержка талантливых и одаренных учащихся. Такая форма обучения инновационна, а любая инновация имеет свои сильные и слабые стороны.
Одна из самых сильных сторон создания такого курса − это широкие возможности для коммуникации. Система поддерживает обмен файлами любых форматов – между преподавателем и учащимися. Сервис рассылки позволяет оперативно информировать всех участников курса или отдельные группы о текущих событиях. В этой ситуации система образования переходит от авторитарных отношений учитель – ученик к отношениям сотрудничества партнер-учитель – партнер-ученик. При этом важно научиться осуществлять дифференциацию обучения. Данный подход предполагает интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование, развитие критического и творческого мышления, умение работать с информацией.
Использование дистанционного курса обеспечивает максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь, и, таким образом, индивидуализацию обучения, что зачастую трудно реализовать при обычном обучении . Одной из особенностей работы с дистанционным курсом является возможность доработки и корректировки выполненных индивидуальных заданий. Если обучающийся недостаточно хорошо выполнил задание, то преподаватель может вернуть его на доработку, указав на ошибки, которые необходимо исправить. Это способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления. Однако здесь могут быть проблемы, когда обучающиеся начнут сталкиваться с различными рода трудностями, техническими и психологическими, такими как низкоскоростной Интернет, сбои в сети, неумение осуществлять самостоятельную учебную деятельность и другими. В этом случае необходимо создание благоприятного психологического климата, который в свою очередь зависит от профессиональной компетентности педагога, учета им психологических особенностей обучающихся, построения учебного процесса на принципах сотрудничества и взаимоуважения.
В образовательных стандартах нового поколения обращается особое внимание на необходимость формирования у обучающихся метаумений (общих умений, востребованных в разных предметных областях), на повышение доли самостоятельной работы, на формирование у них оценочной самостоятельности .
Создание данного курса позволило мне и моим ученикам успешно выступить на олимпиадах, работа сданным курсом вызвала интерес и у других учащихся, тем самым считаю , что использование дистанционного обучения и создание дистанционных курсов в начальной школе поможет решить задачу формирования навыков самостоятельной познавательной и практической деятельности обучаемых.