«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Дискуссионная площадка "Октябрь 1917 года- это революция или переворот"

ДИСКУССИЯ «Октябрь 1917 - это революция или переворот»

Дискуссионный клуб призван решить задачи:

-активного поиска информации в разных источниках;

- углубление исторических знаний по выбранной теме;

- изучение различных точек зрения на исторические события;

- навыки корректного спора;

- уважительного отношения к другому мнению, отличному от своего;

- умению приводить аргументы, основанные на конкретных фактах.

Целью дискуссии является создание условий для объективной оценки Октября 1917 после рассмотрения различных точек зрения на эти события, которые рассматриваются то, как историческая катастрофа, то, как рождение нового мира, то, как революция, то, как переворот.

Информационно-коммуникативные средства:

Презентация, отрывки видео революционной мелодии «Революция 1917» «Варшавянка» «И вновь продолжается бой», кинохроника, листы.

Участники : учащиеся 9-11 классов.

Ученики рассаживаются в группы «РКП(б)», «Кадеты», «Алаш».

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Одарич Наталья Виллеевна

учитель истории и географии

первая квалификационная категория

Волгодоновская средняя школа

Аршалынский район

Акмолинская область.



ДИСКУССИЯ «Октябрь 1917 - это революция или переворот»


Дискуссионный клуб призван решить задачи:

-активного поиска информации в разных источниках;

- углубление исторических знаний по выбранной теме;

- изучение различных точек зрения на исторические события;

- навыки корректного спора;

- уважительного отношения к другому мнению, отличному от своего;

- умению приводить аргументы, основанные на конкретных фактах.

Целью дискуссии является создание условий для объективной оценки Октября 1917 после рассмотрения различных точек зрения на эти события, которые рассматриваются то, как историческая катастрофа, то, как рождение нового мира, то, как революция, то, как переворот.

Информационно-коммуникативные средства:

Презентация, отрывки видео революционной мелодии «Революция 1917» «Варшавянка» «И вновь продолжается бой», кинохроника, листы.

Участники : учащиеся 9-11 классов.

Ученики рассаживаются в группы «РКП(б)» , «Кадеты», «Алаш».

(Сл 1) Добрый день! Рада приветствовать Вас на нашей небольшой дискуссионной площадке.

Прошу Вас встать. Давайте образуем круг, взявшись за руки. Поздоровайтесь с соседом справа, с соседом слева. Поднимим руки вверх и скажем все вместе «у нас всё получиться».

Наша дискуссионная площадка посвящена 100 -летию Великой Октябрьской Социалистической революции.

(Сл 2) Она началась 7 ноября(25 октября) в г. Петрограде выстрелом из Крейсера Авроры по Зимнему дворцу.

Тема нашей дискуссии «Октябрь 1917- это революция или переворот»

И сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы: Сл.3

1.Как вы понимаете термины «революция» и «государственный переворот»?

2.Октябрьские события 1917 г.: закономерность или случайность?

3.Что дала Великая Октябрьская социалистическая революция народам России?

На фоне видеоролика «Революционный октябрь 1917 года» ученики получают дополнительную информацию. Обоснование темы:

Несмотря на то, что после Октября 1917 года прошел век, и с точки зрения фактов вопрос досконально исследован, до сих пор в наполненном противоречиями и парадоксами ХХI столетии Октябрьская революция едва ли не самое противоречивое событие прошлого века.

В Советском Союзе на протяжении десятилетий Октябрь прославлялся как величайшее событие мировой истории.

Надежды на быстрый успех перехода к рынку порождали негативное восприятие Октября и всего советского периода. Неудачи реформ привели к новому повороту в общественном сознании. Примерно с 2000 года все больше и больше людей, чьи рассуждения влияют на общественное мнение, стали говорить о прогрессивности революции.

Проблема дискуссии

В современной историографии существует две противоположные оценки революции.

Одни считают, что Октябрь 1917 - самое великое событие мировой истории, начавшее прорыв в будущее, положившее начало новой эры, начало исполнений вековых чаяний человечества.

Другие говорят и пишут, что революция 1917 года – это переворот, совершенный кучкой фанатиков – большевиков, которые воспользовались тем, что старая власть была разрушена в феврале, а новая не закрепилась.

В решении этого вопроса нет единства, а проблема рассмотрения октябрьских событий с разных точек зрения требует самостоятельного осмысления, основанного на тщательном изучении исторических источников.

Мы собрались для рассмотрения различных точек зрения на оценки Октября 1917, который рассматриваются то, как историческая катастрофа, то, как рождение нового мира, то, как революция, то, как переворот.

А теперь я хочу услышать ваше мнение по первому вопросу.

Вопрос 1. Октябрь 1917 года – это революция или переворот?

Выслушиваем мнение учащихся 9-11 классов. Обобщаем высказанное - демонстрацией слайдов 7-13.

Большое спасибо за высказанное мнение. Скажите, пожалуйста вы дадите революции отрицательную оценку или положительную?

В кругу историков тоже есть разногласия.

Отрицательные оценки историков о революции 1917 года:

"Русская революция оказалась национальным банкротством и мировым позором" 
П.Б.Струве 

«С 1917 года на российской земле установился  враждебный всему народу оккупационный  режим, никакое не национальное, тоталитарное государство». Большевизм - самая истребительная сила за все время существования людей».

Историк США  М.Бернштама

Ваше мнение?

Положительные оценки историков о революции 1917 года :

«Революция 1917 г. - новая эра в истории России и всего мира»
А. Рабинович

« Октябрьская революция в тех условиях представляла собой российский, отличный от западноевропейского варианта путь к современной индустриальной цивилизации».

П. Г. Волобуев

Ваше мнение?

Господа я прошу вас оценить слова лидера большевиков. «Владимир Ильич Ленин-Ульянов как-то сказал: мне вообще на Россию наплевать, нам важно добиться мировой социалистической революции…»

Прошу высказать своё мнение наших дорогих гостей.(Большое спасибо)


Прежде чем перейти ко второму вопросу я вам предлагаю посмотреть видеоролик песни рожденной в период революции «Варшавянка». Впервые русская «Варшавянка» была исполнена там же, где и писалась — в Бутырской пересыльной тюрьме в 1897 году. Перевод текста с польского на русский сделал соратник Ленина — Глеб Кржижановский, Текст Кржижановского был опубликован в 1903 году. Спустя два года песня уже широко распевалась во время первой русской революции и оставалась на устах вплоть до окончания гражданской войны.

Вопрос 2. Октябрьские события 1917 г.: закономерность или случайность?

Выслушиваем мнение учащихся. Большое спасибо.

Просмотр слайдов 14-19.

Просмотр видеоролика « И вновь продолжается бой» Песня написана в 1974 году. Слова Николая Добронравова, музыка - Александры Пахмутовой.
Вопрос 3.Что дала Великая Октябрьская социалистическая революция народам России? Рассматриваем три аспекта:, экономический, политический и культурный.

Экономический аспект:

Трагедия: разруха, голод; Насильственная коллективизация; Перекачивание сил и средств из деревни в город на нужды индустриализации

Величие : Построено много заводов, электростанций; -страна из аграрной стала аграрно-индустриальной; Смогла победить во Второй мировой войне. Советский Союз добился вывода образования и медицинского обслуживания из системы товарно-денежных отношений

Политический аспект:

Трагедия- гражданская война; -однопартийная система; Белый и красный террор Репрессии против бывших привелигированных классов;

Величие -политическое и социально-экономическое равенство; Кто был никем, тот стал всем… Создали новое государство; Выстояли в международной изоляции; Наладили связи с другими странами;

Культурный аспект:

Трагедия: - Отказ от религиозных норм ущемление прав творческих личностей; -массовые репрессии против деятелей науки и культуры .

Величие: Ликвидация безграмотности; - Национализация и доступность культурного достояния; -создание единой библиотечной системы; -открылись новые учебные заведения; - Развитие науки

Учитель: 100 лет назад произошла Октябрьская социалистическая революция, которая, как оказалось, обещала народу одно, а дала ему совершенно другое. Декрет о мире обернулся гражданской войной; в результате после декрета погибло более 10 миллионов человек, в 10 раз больше, чем до декрета. Декрет о земле обернулся раскрестьяниванием Страны и вторым закрепощением крестьянства, теперь не в помещичьи хозяйства, а в совхозы и колхозы.

  Скажите, пожалуйста, можно ли из Октябрьской революции, извлечь какие- то уроки? Если да, то -какие? Слайд 24    

И только теперь, после победы Демократической революции рубежа восьмидесятых-девяностых годов ХХ века, соответственно, исторического поражения Октябрьской социалистической революции, возможно, свободно осмысливать трагические уроки Октября.

Спасибо большое. Я думаю, нам надо завершать дискуссии. Благодарю всех за очень интересные выступления.

Подвести итог я хочу такими словами: да такой факт в истории имеет место, но мы не будем судить историю, но знать и учиться на ошибках прошлого мы должны. Изучая прошлое, мы постигаем будущее, так как без прошлого нет будущего.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее