«Дифференцированный подход в обучении математики как условие формирования ключевых компетентностей учащихся младшего школьного возраста»
Выполнила: Гвианидзе Н.А.
Учитель начальных классов
КГУ ШЦДО № 19
Г. Усть – Каменогорск
В Послании Президента страны народу Казахстана «К конкурентоспособному Казахстану, к конкурентоспособной экономике, к конкурентоспособной нации» (2017 г.) важная роль в развитии казахстанского общества и государства отводится образованию. В нем отмечается, что конкурентоспособность нации в первую очередь определяется уровнем ее образованности.
В программе отмечается, что «обучающиеся должны не просто овладеть суммой знаний, умений и навыков, на что направлена система казахстанского образования. Гораздо важнее привить обучающимся умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной реализации и полезного участия в жизни общества (компетентность)». Качественное образование подрастающего поколения является одним из важнейших факторов экономического и социального развития страны и обеспечивает его конкурентоспособность в современном мире. В современных условиях под качеством образования понимается достижение учащихся образовательных результатов в виде сформированных ключевых компетентностей, которые обеспечат детям возможность самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.
Каким в идеале должен быть ученик начальной школы? Любознательный, интересующийся, активно познающий мир, владеющий основами умения учиться....
Современные концепции начального образования исходят из приоритета цели воспитания и развития личности младшего школьника на основе формирования учебной деятельности. Важно создать условия для того, чтобы каждый ученик смог полностью реализовать себя, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться. Обучение должно быть вариативным к особенностям каждого ребёнка. Одним из средств реализации индивидуального подхода является дифференциация обучения.
Дифференциация обучения – это учет индивидуально-типологических особенностей личности в форме группирования учащихся и различного построения процесса обучения в выделенных группах.
Опираясь на данное направление, можно работать как с учениками, испытывающими затруднения в обучении, так и с более продвинутыми, проявляющими ярко выраженные интересы, способности и склонности к предмету.
Работая по данной теме, я убедилась в том, что, располагая большим по объёму и разным по уровню сложности материалом, необходимо дифференцировать задания и подходить индивидуально в выборе методов и приёмов работы. Применяя такую технологию работы, повышается активизация учебного процесса, положительная работа в классе и дома, так как появляется соревнование между детьми и чувство сопереживания, стремление личности к творчеству, интеллектуальный рост обучающихся.
Роль математики в развитии интеллектуальных и творческих способностей человека исключительно велика. Ни один школьный предмет не может конкурировать с возможностями математики в развитии мышления учащихся. Математическому мышлению присущи все качества научного мышления.
Осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании детей, необходимо выявить склонности и способности каждого ребенка, создавая тем самым плодотворные условия для развития личности.
Начальная школа в системе непрерывного образования является наиболее устоявшимся и сложившимся звеном. Известно, что в системе мирового школьного образования наибольшим консерватизмом отличается именно начальная ступень образования. Это является одной из причин поиска путей, обновления всех компонентов структуры начального образования. Давно сложившаяся педагогика начального образования только в последнее время начала заметно изменяться. Важную роль в этом процессе играют новые представления об особенностях и возможностях обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста.
Ведущая педагогическая идея дифференциации заключается в идее сотрудничества педагога и обучающихся, на основе взаимного уважения, учения без принуждения и унижения, основанной на подлинном интересе к математике. При этом помощь педагога должна быть максимальной, но опосредованной, косвенной. Необходимым должно быть создание благоприятных условий учения каждого, где учитель не «над», а «рядом» с учеником.
Дифференцированные задания можно применять на различных этапах урока при закреплении изученного ранее, при проведении проверочных и контрольных работ. Это даёт стабильные результаты и делает участие школьников в учебном процессе интересным и активным.
Для современной школы исключительно важными являются: проблема развития познавательных способностей обучающихся и разностороннее развитие личности ребёнка. Обеспечение успешного учения и воспитания каждого школьника, развитие познавательной активности на уроках математики на основе максимально действенной помощи учителя и взаимопомощи обучающихся.
Для этого необходимо:
условное разделение учеников на три уровня (воспроизводящий, конструктивный и творческий);
создание комфортных условий для каждого ребёнка;
создание условий разноуровневого обучения для развития познавательной активности и обратной связи на уроках и во внеурочное время;
доводить каждую группу учащихся до более высокого уровня, используя дифференцированный подход;
внедрять в учебный процесс развивающие упражнения, направленный на развитие личности ребёнка;
использовать элементы занимательности, игры, что позволит повысить интерес к процессу познания.
Дифференциация в обучении предполагает разделение учащихся на группы по признакам, выделившимся в диагностике, для последующего группирования. При этом открыто группы выделять нельзя, так как могут быть даны различные прозвища, возникнуть недоброжелательные отношения. Поэтому необходимо либо зачитывать группы, либо дать им нейтральные названия, которые соответствуют названиям разных групп.
Основным содержанием образования при индивидуализации и дифференциации является использование приемов и методов, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся, реализацию личности, стремление и умение самостоятельно мыслить, способствовать умению ориентироваться в новой ситуации, находить свой подход к новой задаче, желание не только повысить успеваемость, но и разнообразить способы получения знаний.
Содержание предмета деятельности для реализации поставленных задач являются уроки математики. Средства и методы на разных уроках бывают разными в зависимости от поставленных целей и задач на уроке. Наряду с общими методами, такими как словесный, наглядный, практический, применяю и частично - поисковый, проблемно-поисковый, метод проб и ошибок, исследовательский. При оценке деятельности учащихся использую метод стимулирования.
В своей работе использую различные формы обучения: индивидуальную, коллективную, групповую.
Дифференциация и индивидуализация в образовательной структуре выполняют основополагающую роль. Я считаю, что наиболее целесообразна организация дифференцированной работы на этапе закрепления и повторения ранее изученного материала. Большинство способов дифференциации использую не только на этом, но и на других этапах урока. Отдельные приемы индивидуализации и дифференциации можно использовать на этапе устного счета, а также при ознакомлении детей с новым материалом. Часто предлагаю дифференцировать домашние задания.
Тем не менее, индивидуализация и дифференциация возможны на разных этапах урока, поэтому рассмотрю некоторые приемы ее организации.
Например:
1 гр.
Одна из сторон прямоугольника 24 см, а другая – в 3 раза больше. Найди периметр и площадь прямоугольника.
2 гр.
Ширина первого участка 4 м, а второго 3 м. Чему равна площадь первого участка, если длина участков одинакова, а площадь второго 36 м ?
3 гр.
Мотоциклист едет со скоростью 95 км/ч, а скорость велосипедиста на 76 км/ч меньше. Во сколько раз скорость мотоциклиста больше скорости велосипедиста?
4 гр.
В цирке 20 рядов, в каждом по 160 мест. На представление в одной кассе было продано 456 билетов, в другой – на 167 больше. Сколько билетов остались непроданными.
5 гр.
Строят 3 шестнадцатиэтажных дома. На каждом этаже будет 20 квартир. Из всех квартир однокомнатных будет 270, двухкомнатных – 540, а остальные – трехкомнатные. Сколько трехкомнатных квартир будет в этих домах?
Карточки для сильных учеников.
Сумма двух чисел равна 10, а их разность 2. Какие эта числа?
Запиши следующие пять чисел в ряду:
2, 4, 6, …, …, …, …, ….
Среднему ученику предлагается выполнить задания со звездочкой.
Запиши сначала все двузначные числа, а потом однозначные:
7, 16, 17, 6, 14, 4, 12,2
а) для слабых, плохо усвоивших материал можно дать карточку помощник.
Числа называются однозначные, в записи которых используется одна цифра. Числа, в записи которых используется две цифры, называются двузначными. |
б) для более сильных:
запиши числа в порядке возрастания
запиши числа начиная с наибольшего.
Запиши выражение и найди его значение:
14+5; 17-3; 12+6; 19-4
а) При сложении (вычитании) без перехода через десяток сначала складывают (вычитают) единицы, а затем результат прибавляют к 10.
б) - 16-6-3; 6+3+4; 15-5+7
- Уменьшаемое 18, вычитаемое 3, найти разность
- I слагаемое 10, II слагаемое 7, найти сумму.
Реши примеры:
9+5; 15-7; 8+9; 12-4
а) При сложении с переходом через десяток I слагаемое дополняют до 10, а
затем к полученному десятку прибавляют остальные единицы.
5. При вычитании от уменьшаемого отнимают его единицы, а затем от полученного десятка отнимают остальные единицы вычитаемого.
б) 9+5-3 14-6+1
7+4+2 19-5-8
К разности чисел 12 и 4 прибавить 5.
6. Реши задачу: «Дима поймал 5 окуней, а Антон на 2 окуня больше. Сколько окуней поймал Антон?»
а) - прочитай задачу.
- рассуждай так: «Мы знаем, что Дима поймал 5 окуней, а Антон на два окуня больше – это столько сколько поймал Дима, да ещё 2, значит надо …
запиши решение
запиши ответ:
б) Составь задачу по выражению:
- 7-3=4
Дима поймал 5 окуней, а Антон на больше. Сколько окуней поймали мальчики?
7. Реши задачу: «На одной вешалке висело 15 пальто, а на второй на 6 пальто меньше. Сколько пальто висело на второй вешалке?»
а) Рассуждай так: «Мы знаем, что на одной вешалке висело 15 пальто, а на второй на 6 меньше – это столько же сколько на первой, но без 6 пальто.
Запиши решение.
Запиши ответ:
б) Составь задачу на уменьшение числа на несколько единиц, используя числа 13 и 7.
Дифференцированный подход необходим на всех этапах обучения, а точнее, на всех этапах усвоения знаний, умений. Это тоже является существенным положением методики дифференцированного обучения.
Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику. Эффективность усвоения не может быть достигнута, если не выявлена та реальная деятельность, которая свойственна различным обучающимся.
Индивидуализация обучения в современных условиях предполагает не только выявление уровня усвоения знаний, но и активное формирование учебной деятельности на основе знания её структуры.
Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества. Так как дифференцированное обучение — это разделение учебных планов программ в средней школе с учётом склонностей и способностей учащихся.
В заключении хочется отметить, что УЧЕНИК должен обладать не только эрудицией, но и высоким уровнем сформированности личностного начала уметь брать на себя ответственность за свое образование и духовно – нравственное развитие, максимально раскрывать свой творческий потенциал. Не просто приспосабливаясь к изменчивым реалиям социума, а активно участвуя в позитивном преобразовании общества.
В связи с этим, основным результатом деятельности каждого ученика должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей в интеллектуальной, коммуникационной, информационной и прочих сферах.
Основной задачей преподавателя становится стимуляция учащихся, чтобы учащиеся не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд. Таковы достоинства дифференцированного подхода. Главное — не абсолютировать подходы, а применять их в разумных сочетаниях.