Крайнева С. В. учитель-логопед
МАОУ «Чайковская средняя общеобразовательная школа № 11»
Учитель-логопед I квалификационной категории МАОУ «СОШ № 11»
г. Чайковский Пермский край
Конспект коррекционного логопедического занятия во 2 классе с группой детей, имеющих логопедическое заключение – Дисграфия, обусловленная ФФНР, ЗПР.
Тема: «Дифференциация Ж-З».
Цель занятия:
закрепление связи между фонемой – артикулемой – графемой – кинемой.
Тип занятия:
Задачи:
1. Формировать навыки умения различать и дифференцировать согласные звуки [Ж и З], проводить звуковой анализ и синтез.
2. Развивать фонематический слух и восприятие, память, внимание, наблюдательность.
3. Научиться правильно употреблять буквы Ж и З в письменной речи.
4. Прививать любовь к русской речи.
Методы:
информационный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности, применяемые логопедом на занятии:
фронтальная, индивидуальная, самостоятельная.
Дидактические материалы: раздаточный материал, предметные картинки.
Средства ТСО: компьютер, проектор, экран, магнитофон.
Программное обеспечение: презентация.
Этапы занятия:
Организационный.
Изучение нового материала.
Практическая работа.
Физкультминутка.
Закрепление нового материала.
Подведение итогов занятия.
Ход занятия:
Этапы | Деятельность логопеда | Деятельность учащихся |
I Организационный момент (2 мин.) | Создание эмоционального настроя детей на плодотворную деятельность во время логопедического занятия. Проверка подготовленности учащихся. |
|
II Изучение нового матер иала III Практическая работа IV Физкульт- Минутка V Закрепление нового материала VI Подведение итогов занятия. VII Рефлексия | 1.Отгадайте загадку. Не жужжу, когда сижу, Не жужжу, когда хожу. Если в воздухе кружусь, Тут уж вдоволь нажужжусь. (Жук) (Слайд 2). -Назовите первый звук в этом слове. Отгадайте вторую загадку. Шелестя, шурша травой, Проползает кнут живой. Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. (Змея) (Слайд 3). -Назовите первый звук в слове «змея». -Чем похожи эти звуки? -Чем отличаются? Сопоставление звуков по артикуляции. Общее: согласные, звонкие. Разное: различаются по артикуляции, звук [Ж] всегда твердый, шипящий; звук [З] может быть твердым, а может быть и мягким, свистящий. 2. Сообщение темы и цели занятия. 3.Чтение слогов со сменой ударения на одном выдохе. За-зо-зу-зы-зэ жа-жо-жу-жи-же за-зо-зу-зы-зэ жа-жо-жу-жи-же за-зо-зу-зы-зэ (Слайд 4). 4.Проговорить чистоговорку, помогая показом положения рук. ЖА-ЗА-ЖА- тут ежата у ежа ЗА-ЖА-ЗА- здесь привязана коза ЗЫ-ЖИ-ЗЫ- в нашем доме этажи ЖИ-ЗЫ-ЗЫ- мало травки у козы 1. Работа с числовым рядом. -Обведите цифру, соответствующую месту заданного звука в слове. [З]-заноза, извержение, разрезал, изображать, замерзнут, заземление, раздражение. [Ж]-прыжок, разожму, жаждать, замужем, творожный, запорожец, разоружение. 2. Взаимопроверка карточек. (Звучит плавная музыка). Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. 1. Словарный диктант. Записать под диктовку слова в 2 столбика – по наличию звука [ Ж-З]: Пожар, забор, звонкий, сажа, зубрил, дежурный, жатва, вызывал, выжму, разжал, озимь, грузить, прыжок. -Прочитайте слова 1столбика, 2 столбика. -Какие слова вы бы еще добавили в столбики? 2.Прочитать текст, вставляя пропущенные буквы Ж или З.( Слайд 5. 3.Списать предложения, подчеркнув вставленную букву разными цветными карандашами. -иму мы –дали, -иму мы –вали. Ну-на –имой шуба, ну-ны –имой сани. Е-ик пол-ет в овра-ек. Тя-ело нагру-ены во-ы. –вонкое пение стри-ей слышно и-далека. Песню раннюю –апел в ла-ури –аворонок -вонкий 4.Самопроверка. (Слайд 6). 5.Заучивание скороговорки. Жужелица, жужжа, ужалила ужа. - Что вы можете рассказать о жужелице и уже? Предоставление дополнительной информации об этих животных. - Чему учились на занятии? - Чем отличается звук [ Ж] от звука [З]? - Что вам больше всего понравилось на занятии? -В зависимости от вашего настроения приклейте лепесток к цветку.
| Рассматривание предмет-ных картинок с изображе-нием жука и змеи (слайд №2,3).
Работа с ручными зеркалами. Работа с карточками. Индивидуальное и хоровое чтение по слайду №4 слогов со сменой ударения. Четкое проговаривание чистоговорки, написанной на доске ,используя положение рук. Карточки с числовым рядом цифр от 1 до 10. Дети отмечают + или - Имитация движений.
Работа в тетрадях. Просмотр слайда. Работа в тетрадях.
Ответы детей. Рассказы детей. Дети выбирают и приклеивают лепестки к цветку. |