ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
«КАЛЕНДАРЬ НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ЛУКОМ»
Григораш Елена Александровна – методист, высшая категория, высшее образование, [email protected]
КГКП «Ясли-сада» «Балдаурен» отдела образования Щербактинского района, управления образования Павлодарской области
В нашем пособии нет ничего необычного. Оно предназначено для наблюдения и фиксирования результатов роста лука в календаре, дает возможность ребенку самостоятельно анализировать и выстраивать результат, со сверстниками и взрослыми видеть разницу, развивает мышление и воображение; учит сравнивать и делать выводы!
В дидактическом пособии реализованы принципы развивающего обучения и воспитания; оно предназначено для исследовательско-познавательного развития детей среднего, старшего дошкольного возраста, развития мелкой и крупной моторики, тактильных ощущений, математических понятий о времени, величине, высоте и др.
При использовании пособия можно использовать стихи, загадки, поговорки, способствующие развитию у детей речи, задания на внимание, мышление, которые обогащают знания детей об окружающей действительности, помогают установить простейшие связи в сезонных изменений в природе, формирует устойчивый интерес к экспериментированию.
Данные методические рекомендации будут полезны педагогам - дошкольникам, родителям. В организованной учебной деятельности пособие может выступать как демонстрационный материал, а также использоваться для создания и решения проблемных ситуаций.
Цель: Формирование представлений о сезонных изменениях в природе; развитие познавательной исследовательской активности детей в процессе наблюдения за луком.
Задачи:
- закреплять и расширять знания об овощах, способах ухода, знакомить с некоторыми способами посадки лука для наблюдения;
- обогащать и активизировать словарь по теме;
- развивать образную память, логическое мышление, смекалку;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- воспитывать бережное отношение к природе, пробуждать в детях добрые чувства.
Изготовление пособия:
Для изготовления пособия потребуется плотный картон формат А-4; иллюстрации лука и перьев лука, линейки с измерительной шкалой в двух противоположных направлениях, календарь с таблицей для фиксирования изменений в росте с картинками-ориентирами и условными обозначениями; толстые белые нитки; двухсторонний скот; прозрачные плотные файлы, цветная самоклеющаяся бумага для оформления пособия.
|
|
Титульный лист | Первые корешки |
|
|
Появление перьев лука и рост корешков | Изменение длины перьев и корешков |
|
|
| |
Разворот пособия: луковица в баночке с подвижными линейками роста корешков и перьев лука. Календарь с таблицей для фиксирования изменений в росте с картинками-ориентирами и условными обозначениями |
Приложение 1.
Загадки
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук) Сидит дед во сто шуб одет, Кто его раздевает, Тот слезы проливает. (Лук) Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук) Прежде чем его мы съели, Все наплакаться успели. (Лук) Пришел барин с грядки, весь в заплатках, кто ни взглянет, всяк заплачет. (Лук) | Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а … (Лук) Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук) Скинули с Егорушки Золотые перышки, Заставил Егорушка Плакать и без горюшка. (Лук) Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Да, удачный вырос лук. Всё свершилось. Но не вдруг. |
Стихотворения
Л. Громова Жертва я ужасных мук, - Ненавижу резать лук! Щиплет он мне нос, глаза, Все лицо уже в слезах! Е. Жуковская Ох, уж этот злющий лук! С ним узнаешь столько мук! Жжет глаза и жжет язык, Заставит плакать в один миг.
| Т. Казырина Баба Таня чистит лук Убежал из кухни внук Он хоть мал, но твердо знает Лук за глазки покусает – Какое горе! – крикнул Лук. – Я приношу так много мук! Хозяйка слёзы льёт полдня, Лишь только шубу сняв с меня. Альвазор Вверх зелёная стрела Прямо в луке проросла, Лук не даст лететь стреле – Бородой прирос к земле. |
Пословицы про лук:
Лук добр и к бою и во щах.
Лук, что царь, стрелы, что посланнички.
Лук да баня все правят.
Луком торговать, луковым плетнем и подпоясываться.
Лук семь недугов лечит.
Оба луки, оба туги.
Надсаженный конь, надломленный лук, да замиренный друг.
Изломанного лука двое боятся (и враг и хозяин).
Тугой лук — коромыслице, калены стрелы — веретеньица.
Тугой лук, — то сердечный друг.
Пожилина туга, и лук крепок.
Дидактические игры
«Покажи вершок и корешок»
(Вверх зелёная стрела Цель: учить детей называть части растения: луковица, корни, перья; закрепить понятия «вверху», «внизу»; уметь проводить простые ассоциации.
Прямо в луке проросла,
Лук не даст лететь стреле
Бородой прирос к земле)
«Узнай по запаху и покажи»
Цель: закрепить умение детей различать овощи по вкусовым качествам и запаху; находить нужный овощ из группы овощей; расширять словарный запас детей.
«Что сначала, что потом?»
Цель: Развивать зрительную память; выставлять карточки поэтапного роста лука в нарастающем порядке; формировать грамматический строй речи.
«Измерь и отметь»
Цель: учить пользоваться линейкой для измерения, находить карточку с нужной цифрой, делать пометку; развивать зрительную память; делать сравнительный анализ по календарю наблюдений.