Дидактическая игра
на уроке математики в 5-6 классах
Учебная деятельность (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин) определяется как процесс, в котором получение знаний, овладение соответствующими способами являются главной и осознаваемой целью субъекта обучения. Основным результатом учебной деятельности является изменение самого ученика, уровня его развития. Формирование учебной деятельности связано с превращением школьника из объекта в субъект обучения. Оно является той основой, на которой происходит становление личности учащегося.
Формирование и развитие учебной деятельности наиболее эффективно происходит в результате организации совместной деятельности учащихся.
Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей на уроке, им неинтересно записывать под диктовку учителя или списывать готовые решения с доски. Они ждут других форм работы, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Одной из таких форм является дидактическая игра.
Ведущей деятельностью подросткового возраста является личное общение. Хотя игровая деятельность для младших подростков не является основной, однако, именно посредством игровой деятельности осуществляется преемственность между начальным и средним звеньями школьного образования. Включение игровых элементов в процесс обучения учащихся 5-6 классов способствует постепенному переходу к иной, более высокой форме учебной деятельности. При этом осуществляется взаимодействие (общение) учащихся на уроке, появляется возможность самовыражения, самореализации, творческого подхода, самостоятельного принятия решений.
Психологические механизмы игровой деятельности, ее влияние на развитие ребенка, возможности ее целенаправленного использования в педагогических целях раскрыты в работах психологов и педагогов (Е.А. Аркин, Ф.Н. Блехер, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.А. Рудик, Е.А. Флерина, Д.Б. Эльконин, и др.).
Дидактические игры (или учебные, обучающие) - разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях развития, воспитания и обучения детей. Результат проведения дидактических игр затрагивает как знания, навыки и умения, так и ценностные ориентации и отношения. Существенным признаком дидактической игры является наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Учебная игра обладает той же структурой, как и всякая учебная деятельность. Она включает в себя цель, содержание, средства, процесс проведения и результат. Дидактическая игра преследует одновременно две цели - игровую и учебную, то есть с одной стороны, она является средством игрового моделирования окружающей действительности, а с другой – методом обучения. Важно использовать дидактическую игру в соответствии с дидактической целью, чтобы игра не проходила ради игры, а несла в себе развивающую, обучающую и воспитывающую функции.
М.В. Кларин выделяет следующие основные направления реализации игровых приемов в обучении:
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
условия учебной деятельности, правила, которым подчиняется поведение и действия детей, модифицируются, приобретая соответствующий характер;
учебный материал используется в качестве средств игры;
в учебную деятельность вводится элемент состязательности (нередко это является основным способом перевода дидактической задачи в игровую);
успешность выполнения задания связывается с игровым результатом;
активно включается эмоциональная сфера учащегося.
Следует отметить, что игру нельзя считать универсальным методом обучения. Она будет тогда плодотворно влиять на формирование и развитие личности школьников, когда будет отвечать возрастным и индивидуальным особенностям детей в классе, а также соответствовать тем целям, которые учитель ставит на уроке. Игровой деятельности отдают предпочтение при закреплении материала, формировании умений и навыков, т.к. она позволяет избежать монотонности и однообразности на таких уроках.
Дидактическая игра «Поле Чудес»
Тема: Наименьшее общее кратное (6 класс).
Цель: создать условия для проверки знаний и умений находить наименьшее общее кратное двух чисел.
ХОД ИГРЫ
Учитель берет понравившееся ему высказывание или слова из песни, стихотворения, пословицу. По количеству букв в этом высказывании подбирается столько же примеров или задач так, чтобы одинаковым буквам соответствовали одинаковые ответы.
Игра занимает 10-12 мин, иногда меньше. Каждому ученику учитель дает карточку с заданиями, и ученик сразу начинает решать.
На доске записаны (можно написать, пока ученики решают) буквы, которые встречаются в высказывании, и под ними ответы, которые соответствуют этим буквам. Ниже записаны числа по порядку (по количеству букв в высказывании).
Ученик, выполнивший задание, называет номер своей карточки и букву, под которой записан ответ. Например, карточка № 6: НОК – число 504, оно в таблице 1 стоит под буквой р. В таблицу 2 ученик (или учитель) записывает под 6 букву р. У другого - карточка № 18 (ответ – число 2100, которое соответствует букве а). Под числом 18 ученик (или учитель) записывает а, и т.д. Ученики стараются быстрее решить, чтобы получить следующую карточку. За правильно решенные 2-3 задания он может получить оценку. Поэтому желательно карточек иметь больше, чем число учеников в классе. Кто-то решает быстрее, и он успеет решить 2-3 задания.
Приведем пример игры, составленной к теме «Наименьшее общее кратное».
Таблица 1
а | б | в | д | е | л | м | о |
2100 | 46 | 72 | 360 | 280 | 330 | 120 | 240 |
п | р | с | т | у | ф | э | я |
126 | 504 | 60 | 880 | 54 | 380 | 1200 | 80 |
Таблица 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Д | е | л | у | в | р | е | м |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 |
я | а | п | о | т | е | х | е |
17 | 18 | 19 | | | | | |
ч | а | с | | | | | |
Найти:
|
|
Тема: Сложение и умножение натуральных чисел (5 класс).
Цель: формировать умения сравнивать натуральные числа, а также умения выполнять сложение и умножение натуральных чисел.
ХОД ИГРЫ
Лист разрезается на карточки. Получается два набора карточек. Примеры на карточках первого набора в темных рамках (на сложение), примеры на карточках второго набора в светлых рамках (на умножение). Играют вдвоем с одним из наборов.
Первый вариант
Каждый вынимает из конверта по одной карточке и решает пример. Тот, у кого получится в ответе большее число, забирает обе карточки себе (если получились равные числа, обе карточки откладываются в сторону). Так играют до тех пор, пока не используют все карточки. Выигрывает тот, кто набрал больше карточек.
Второй вариант
Каждый берёт себе по 8 карточек и ищет среди них пары (примеры с одинаковыми ответами), выигрывает тот, кто найдёт больше пар.
200+900 | 6203+541 |
324+0 | 523+97 |
711+121 | 456+644 |
765+689 | 1002+2890 |
2564+881 | 253+451 |
976+2021 | 2000+997 |
7069+2217 | 0+234 |
8654+540 | 9014+170 |
154*8 | 2009*2001 |
39*57 | 604*75 |
207*305 | 58789*0 |
3754*247 | 56669*1241 |
5400*38000 | 247*9 |
2007*2008 | 5663*478 |
301*11 | 77*16 |
3698*0 | 11*31 |
Тема: Вычитание и деление натуральных чисел (5 класс).
Цель: создать условия для проверки умений выполнять вычитание и деление натуральных чисел.
ХОД ИГРЫ
Лист разрезается на карточки по пунктирным линиям. Получается два набора карточек. Наборы отличаются друг от друга тем, что в первом из них посередине каждой карточки проходит светлая полоса, а во втором — тёмная.
Играют вдвоём. Каждый играющий, не глядя, берёт себе из конверта по 3 карточки из указанного учителем набора. Первой выкладывается карточка с пустой клеткой слева. Если такой карточки нет ни у одного из играющих, то они берут ещё по одной карточке, и так до тех пор, пока у кого-то из них не окажется карточка с пустой клеткой слева. Далее карточки выкладываются так, чтобы получились верные равенства. Делая ходы по очереди, дети выкладывают нужные карточки, а если такой карточки у играющего нет, он берёт новую карточку из конверта, если и она не подходит, то он пропускает ход. Выигрывает тот, кто раньше выложит все свои карточки.
|
| 84:6 | = 205 | | 8517 : 17 |
= 444
| | 687 – 87
| = 299
| | 22678 - 6587 |
= 9332
| | 216:12 | = 28 | | 180909 : 9 |
= 52322
| | 4567 – 656
| = 98 | | 13400 : 200 |
= 45
| | 9963 : 27
| = 47219 | | |
| | 879 - 435 | = 14 | | 57869 - 5547 |
= 600 | | 7585 : 37 | = 501 | | 11172:114 |
= 18 | | 91793 : 307 | = 3911 | | 1440 : 32 |
=16091 | | 9879 - 547 | = 67 | | 54678 - 7459 |
= 369
| | 1092 : 39 | = 20101 | | |
Тема: Проценты. Решение задач на проценты (5 класс).
Цель: создать условия для формирования умений решать задачи на проценты.
ХОД ИГРЫ
Каждый ряд - это команда. Команде вручается конверт с карточками; на первой парте раскладываются "звезды" произвольной формы (из цветной бумаги), на обратной стороне которых написаны ответы. На доске нарисованы 3 "куста" с "ветками" по количеству карточек. Команда, решив задачу, ищет "звезду" с ответом и прикрепляет её на "ветки" с помощью магнита.
Выигрывает та команда, которая первая "зажжет салют".
Карточки с заданиями.
Выразите в процентах число ноль целых четыре десятых.
Представьте в виде десятичной дроби ноль целых восемь десятых процента.
Найдите три процента от трехсот.
Найдите число, тридцать процентов которого равны девяноста.
Найдите восемь процентов от единицы.
Предприятие изготовило за квартал 500 насосов, из которых 60% имели высшую категорию качества, сколько насосов высшей категории качества изготовило предприятие?