КГУ «Средняя многопрофильная школа № 37»
акимата г. Усть- Каменогорск
преподаватель- организатор НВиТП
Егорин Сергей Олегович
Диалогическое обучение,
как одно из условий повышения качества изучения предмета НВ и ТП .
«Твердые знания и понимание получены
обществом через общение, деятельность и взаимодействие
путем решения значительных проблем и задач».
Л.С. Выготский
Движущая сила психического развития - обучение. Развитие и обучение - это разные процессы. Развитие - процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств.
Выготский Л.С. считает, что обучение должно «вести за собой» развитие. Это представление было развернуто им в разработке понятия «зона ближайшего развития». Общение ребенка со взрослым совсем не формальный момент в концепции Выготского. Более того, путь через другого, оказывается в развитии центральным.
Обучение же представляет, по сути, особым образом организованное общение. Общение со взрослым, овладение способами интеллектуальной деятельности под его руководством, как бы задают ближайшую перспективу развития ребенка: она и называется зоной ближайшего развития, в отличие от актуального уровня развития. Действенным оказывается то обучение, которое «забегает вперед» развития.(1)
Диалоговое обучение – это один из краеугольных камней конструктивистского подхода к обучению. Очень важно, когда учитель устанавливает продуктивный диалог с учащимися, когда он качественно и доступно объясняет материал, точно и корректно задает вопросы, внимательно выслушивает ответы учеников, делает четкие и своевременные пояснения. (2)
Вместе с тем, диалоговое обучение – это, вне всякого сомнения, взаимодействие учащихся друг с другом, и наиболее ярко проявляется оно в парной и групповой работе. Работа в группах предполагает обмен мнениями, узнавание в общении с одноклассниками чего-то нового, и это очень ценно, так как сверстники порой могут сообщить именно ту информацию, которая нужна в этот момент для работы в зоне ближайшего развития. Также они могут преподнести эту информацию в более доступной форме.(3)
Изучив теорию диалогового обучения, я стал работать над планированием серии уроков, для расширения взаимодействия между детьми больше уделять внимание диалоговому обучению..
При изучении темы: «Государственные символы Республики Казахстан, символы Вооруженных Сил Республики Казахстан и Боевое Знамя воинской части» в полной мере использовалась технология диалогового обучения, а именно исследовательская беседа, так как , на мой взгляд, она наиболее продуктивна, чем другие виды бесед. В диалоговой части урока при работе в группе учащиеся обсудили, какие ассоциации возникают при словах «Моя Родина-Казахстан», и при помощи постера и комментария к нему сумели донести свои ассоциации до учащихся других групп. Таким образом я, через данную форму работы, подготовил учащихся к более углубленному изучению и формулированию темы урока.
Учащимися, которые готовили презентации, были составлены дифференцированные вопросы (тонкие и толстые) с ответами. По этим вопросам спикерами групп была проведена рефлексия по принципу, кто первый поднимет руку (подготовит ответы) по всем вопросам темы. Результат заносился в лист оценивания, что являлось закреплением нового материала. Таким образом состоялся диалог ученик-ученик, учитель- ученик, а так же взаимооценивание учащихся и степень усвоения ими новой темы.
На следующем уроке по строевой подготовке по теме: «Строевые приемы и движения без оружия» при беседе с учениками, по пройденной теме, вопросы составил по принципу от простого к сложному, что способствует последовательности мыслительных процессов при ответе.
При подготовке к уроку по теме: «Уставы ВС РК» я много думал, как донести до учащихся данную тему, потому, что для них это совершенно новые понятия. Я вновь решил использовать групповую форму работы. При беседе с классным руководителем выяснил, какие ученики могут самостоятельно справиться с заданием, и предложил им выполнить опережающее задание, подготовить информацию на тему: «История развития Уставов Вооруженных Сил». Данное задание было направлено на развитие у учащихся монологической речи и побуждение к исследовательской работе. При консультации учащихся по выполнению данной работы особое внимание обращал на то, чтобы их работа побудила учащихся к размышлению и обсуждению вопроса. Это позволило развивать у учащихся коммуникативные умения, умение структурировать и систематизировать найденную информацию, а также логично выстроить свое выступление. Благодаря этому у учащихся в классе сложилось полное понимание и представления об истории создания Уставов ВС РК. Исходя из полученной информации, класс при обсуждении смог определить тему и цели урока.
Для погружения в тему применил беседу с постановкой проблемных вопросов.
По завершению обсуждения данной информации в группах для определения уровня базовых знаний, которые должны выступить «фундаментом» в усвоении и понимании темы предложил учащимся заполнить таблицу ЗХУ. Думаю, что организационный момент урока, погружение в тему и определение проблемы – удался.
Таким образом, я прихожу к выводу, что применение диалогового обучения на моих уроках делает работу в классе более живой, интересной, способствует росту познавательной активности классного коллектива. Учащиеся лучше узнают способности друг друга в ходе ведения диалога и, при создании должной атмосферы доверия и сотрудничества, проводят качественное взаимооценивание, которое способствует более успешному продвижению ученика по зоне ближайшего развития. В дальнейшем буду совершенствовать свою работу по применению модуля «диалоговое обучение».
Литература:
http://www.hr-portal.ru/article/kulturno-istoricheskaya-teoriya-razvitiya-psikhiki-ls-vygotskogo-ponyatie-o-vysshikh-psikhic
Педагогическая психология в вопросах и ответах. – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.
Руководство учителя стр.155,156