Диалогическая модель освоения произведения на уроке литературы
(по стихотворению Н. Гумилева «Память»).
Учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Астрахани «СОШ№9»
Малюка Валентина Ивановна
Одной из важнейших проблем сегодняшнего мира является разобщенность, полярность , нетерпимость людей и мнений. В связи с этим перед методикой преподавания литературы стоит вопрос об обновлении содержания методов обучения. Способ решения данной задачи-урок-диалог; призванный «научить умению слышать, слушать, прислушиваться, вместе, сообща решать важные проблемы, понимать себя, другого»(1).
«Сегодня на фоне небывалой речевой активности особенно остро ощущается неумелое обращение со словом, неумение говорить, слушать и слышать и, главное, приходить к согласию в процессе общения. Что поможет остановить катастрофически гаснущий интерес к знаниям, книгам? Как остановить девальвацию национального достояния-родного языка, возродить традиции уважительного отношения к слову, чистоте, богатству речи?»(2).
Признавая социально-экономические и политические условия , причиной бед современного российского образования, позволю себе всё же названные вопросы связать с проблемой духовного состояния общества, с речевой культурой общения молодежи. Работая в старших классах, я убедилась в том, что на уроках литературы дети в своем большинстве говорить не хотят. Причин тому несколько: не знают предмета спора, не могут найти не могут найти нужные слова для того, чтобы выразить свое мнение, обсуждаемые проблемы не касаются их лично, слишком абстрактны для них, а потому сказать им нечего, стесняются одноклассников, учителя.
Отсюда наша задача-найти в классической литературе ответы на вопросы , волнующие детей сейчас, и в то же время общечеловеческие проблемы , поставленные в произведениях, сделать их проблемами.
Создать атмосферу живого общения поможет интересный вопрос, на который хотелось бы ответить. Например: »Совершенна ли человеческая судьба с точки зрения замечательного поэта серебряного века Н.Гумилева». Читаем его стихотворение «Память»:
Только змеи сбрасывают кожу,
Чтоб душа старела и росла,
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы имеем души, не тела…
Данные строки уже магнетизируют горьким обобщением. Уместно после прочтения данного стихотворения спросить у детей: «Какие вечные проблемы бытия пытается решить поэт?» Это проблемы смысла жизни и счастья, противоречия души и тела, идеала и действительности. Обращение к ним сообщает поэзии величавую строгость, афористическую точность, чеканность звучания, мудрость притчи. И снова вопрос: «Что это- размышления человека о том, что было; крик души; притча о своей судьбе или исповедь поэта?» Многие одиннадцатиклассники потрясены конкретной исповедью поэта о своем прошлом. На уроке мы говорим о том, что смолоду Н. Гумилёв рос очень упрямым и настойчивым человеком. Он хотел быть героем, поэтом и путешественником, поэтому воспитывал в себе мужество и бесстрашие. Докажите это! Ученики приводят доказательства. В 1914 году он добровольно ушел на фронт. Ушел вопреки диагнозу, поставленному еще в 1907 году врачами, по которому его освобождали от воинской повинности(астигматизм, косоглазие). Но спустя 24 дня после начала войны он уже добился разрешения стрелять с левого плеча. Он был записан в кавалерию и за отличную плату, помимо общего курса, брал уроки фехтования. За короткое время Николай Гумилев продвинулся по службе до прапорщика и был награжден двумя Георгиевскими крестами- так оценили его бесстрашие, поистине легендарную храбрость и мужество. Подтвердите это утверждение текстом:
Знал он муки голода и жажды,
Сон тревожный. Бесконечный путь,
Но Святой Георгий тронул дважды
Пулею не тронутую грудь.
Гумилев стал поэтом! После окончания Царскосельской гимназии он поступил на филологический факультет Петербургского университета. В 1906 году он едет в Париж и учится в Сорбонне. Для него, мечтателя и философа открывались тайны родного слова – талант художника стремительно развивался. Один за другим выходят его поэтические сборники:
1908 г.- «Озеро Чад», «Капитаны», «Дон Жуан»;
1910 г.- «Жемчуга», «Романтические цветы»;
1912 г.- «Чужое небо»;
1916 г.- «Колчан»;
1921 г.- «Шатёр», «Огненный столп».
Стыдится ли поэт своего прошлого?
Он совсем не нравится мне; это
Он хотел стать богом и царем,
Он повесил вывеску поэта
Над дверьми в мой молчаливый дом
Нет, не стыдится, он прекрасно понимает несовершенство человеческих судеб и мечтает о расцвете земли, родной страны: «И прольётся с неба страшный свет». Поставлена ли здесь финальная точка? «Заключительные строки , частично повторяющие изначальные, несут новый грустный смысл- ощущение временной ограниченности человеческой жизни»(3). В какой ипостаси, на ваш взгляд, Гумилев чувствовал себя более комфортно, был счастлив: поэта, героя или путешественника? Здесь следует дать возможность высказать многим свою точку зрения, не забывая, разумеется, о культуре диалога: выслушать, не перебивая, точку зрения оппонента, грамотно, логично и аргументированно доказать свой взгляд на проблему. В таких случаях я даю возможность «третейскому судье» обобщить услышанное и сделать вывод. Поэт был абсолютно счастлив, путешествуя по Африке, Абиссинии, Египту. Он неустанно искал новые слова. А, быть может, новый смысл жизни на этой земле? Истину? Опору в хаосе и круговерти уходящего века.
В чем была его странность? Оказывается, он пугал читателя жирафами, попугаями, дьяволами, озером Чад, странными рифмами, дикими мыслями, темной и густой кровью своих стихов, еще не знавших тех классических равновесий, в которых так младенчески наивно спит, улыбаясь, молодость. Он пугал, но не потому, что хотел пугать, а оттого, что сам был напуган бесконечной игрой воображения.
Всегда, когда это возможно, я обращаюсь к жизненному и душевному опыту моих учеников. Цитируя слова одного поэта, «память за прошлое держится цепко», прошу вспомнить самые значительные даты , вехи своей такой маленькой ,а для кого-то и большой жизни. В таком случае, почему в стихотворении «Память» Гумилёв фиксирует только эти страницы такой молодой многообещающей жизни?
«Тайн поэтического колдовства у Гумилёва не счесть. Но они возникают на одном пути, трудном в своей главной цели – проникнуть в несовершенство человеческой природы, предсказать желанные перспективы ее перерождения».(4). Определите, каковы мироощущения Н.Гумилёва в этот период? Мироощущения были далеки от оптимизма. Сказалось личное одиночество, чего он никогда не скрывал. Не была окончательно найдена общественная позиция. Переломы революционного времени, не понятые поэтом, обостряли его былые разочарования в своей судьбе:
Я- угрюмый и упрямый зодчий
Храма восстающего во мгле ,
Я возревновал о славе Отчей
Как на небесах и, и на земле
Построение учителем урока в виде диалога с автором побуждает обращать взор читателя на себя : «Какой выбор должен сделать я?» К эмоциям примешивается чувство разочарования в героях Гумилёва и страх : »Неужели у меня тоже не хватит сил сделать верный выбор?» Поэт ненавязчиво приводит мыслящего читателя к выводу: не окружающие люди повинны в том, что жизнь может оказаться неудавшейся. Человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, а строить себе достойную жизнь. Такое построение урока в виде диалога с поэтом в особенности ценно тем, что мнение и видение проблемы не навязывается читателю извне, он избавлен от необходимости выслушивания догматических истин, верных, но таких скучных, вызывающих отчуждение своей непоколебимостью.
Своеобразие урока заключается в том, что помимо традиционных для уроков литературы этапов актуализации знаний и создания нового знания он содержит ещё один значимый этап – умение анализировать поэтическое произведение искусства, в частности стихотворение Н.Гумилёва «Память». «Начинать анализ надо с включенности стихотворения в творчество поэта и литературу его времени. Необходимо затронуть мировоззрение поэта, философские, этические взгляды, этапы эволюции поэта, как соотносятся они с творчеством других поэтов. Николай Гумилев- поэт-акмеист, философ, переводчик, критик. Он обладал великолепным чутьем слова.»(5). Свою жизнь построил как приближение к идеалу Поэта: годы ученичества и строгой дисциплины, постепенное расширение и в то же время конкретизация мира его образов. В стихотворении «Память» Гумилев был сосредоточен на глубинных душевных движениях, связанных с острым переживанием современности и с чувством трагической тревоги.
Всякое лирическое произведение есть диалог с собой, погружение в себя. Поэтическим талантом, безусловно, обладают не все. Но написать хотя бы одну лирическую миниатюру может каждый. Ведь лирика- это самовыражение личности, твой собственный, неповторимый взгляд на мир, твоё переживание мгновения:
Рыдала вьюга за окном,
Свеча во мраке ночи меркла,
Писал стихи он за столом,
Склонившись над частицей света…
И за строкой ложились строки,
Срывая с губ его: «Молчи!»
Поэт-романтик русской доли
Он «Память» всё писал в ночи.
В начале урока учащимся предлагается зарисовать свои впечатления-ассоциации по стихотворению «Память» и написать небольшое пояснение: что каждый хотел сказать данной миниатюрой. Создается своеобразный иллюстративный рукописный альбом. Запомнилась одна оригинальная зарисовка: силуэт человека с закрытыми глазами, вместо сердца –часы отсчитывают время назад и пояснение:
Память –это связующая нить между прошлым и настоящим.
Человека во все времена интересовало прошлое, он не любил настоящего и боялся будущего.
Не ходи от памяти слишком далеко, иначе ничего не добьешься в жизни; не завись от неё, иначе ты никогда не узнаешь, что такое счастье и бесконечность…
Таким образом, после детального прочтения и анализа стихотворения Гумилева «Память», учащиеся должны сформулировать жизненное и творческое кредо художника. В одной из своих заметок Гумилев так сформулировал собственную сверхзадачу: «Поэт в минуты творчества должен быть обладателем какого-нибудь ощущения, до него неосознанного и ценного. Это рождает в нем чувство катастрофичности, ему кажется, что он говорит свое последнее и самое главное без познания чего не стоило и Земле рождаться!»(6). Этим художническим максимализмом пропитана и лирика, и проза, и драматургия Гумилева. Этот же принцип определяет трагизм его личной судьбы, отмеченной экзотическими странствиями, воинской славой, громким профессиональным успехом. Попытаемся же, вступая диалог с самим собой, с одноклассниками, с учителем, приблизиться к пониманию, что судьба всегда больше и значительней биографии.
Каждый учитель-словесник знает, что литература формирует человеческое сознание, миропонимание, личность человека в пору наибольшей его впечатлительности. Ясно, какая огромная ответственность возлагается здесь на педагога, когда он с наиболее благоприятным результатом должен применить свой опыт, свои знания, свой талант. А что такое словесное творчество? «Это всегда воплощение индивидуальности, это форма самореализации личности, это возможность выразить свое особое, неповторимое отношение к миру».(7). Однако потребность в творчестве и самовыражении, заложенная в самой природе человека, обычно реализуется в течение жизни далеко не полностью. Ребенок, как и взрослый, стремится выразить свое «Я». Но как? Преодолению этого кризисного состояния могут послужить как отдельные педагогические приемы, применяемые в ходе обычных уроков, так и специальные уроки-диалоги.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.БерестовицкаяС.Э. Использование диалоговых технологий в современном уроке литературы. Русская словесность,2002, №5, стр.54.
2.Дунаева Е.П. На крыльях поэзии. //Литература в школе,2006, №2, стр.42.
3.Белова С.В. Диалогическое изучение литературы в старших классах: как помочь школьнику раскрыть свое «Я».-М.,Логос,2003.
4.Серикова В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем,- М, Логос,1999.
5.Исаев Г.Г. Лекция. Природа художественной литературы, Разделение литературы на роды и жанры. Лирика.2007.
6.Смелков З.Э. Педагогическое общение. Теория и практика учебного диалога на уроках словесности.-М.,1999.
7. Доманский В.А. Культурологический подход к изучению литературы. Вестник Томского Государственного университета. Т.266, январь,1988-стр.4.