«Осенний фестиваль знаний 2024»

Детям о коррупции

Разработка внеурочного мероприятия по антикоррупционному воспитанию учащихся.

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Конспект внеурочного мероприятия в 5 классе.

«Детям о коррупции»

Цель занятия: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, развивать способности, необходимые для формирования гражданской позиции в отношении коррупции;  воспитывать ценностные качества личности (честность, порядочность).


Задачи:

  • ознакомить с явлением коррупции;

  • поощрять нетерпимость к проявлениям коррупции;

  • учить находить коррупцию в предложенном материале;

  • развивать умение вести рассуждения;

Планируемые результаты:
1.Приобретение школьником социальных знаний об общественных нормах, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.
2.Формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества.

Оснащение занятия: карточки с ребусом; карточки с пословицами.

Ход занятия

О пределение темы занятия.
Учитель.Здесь зашифровано слово. Разгадайте ребус.

,,Р ,,, ,,,,ЦИЯ






Молодцы. Сегодня мы поговорим о коррупции.

1. Обсуждение понятия «Коррупция».
И.В.Даль в своем «Толковом словаре» приводит такое определение коррупции: «моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами».

Историческая справка. Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки вождям или жрецам, чтобы добиться их расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. Шло время. Появилось понятие взятка. Взятка, в отличие от подарка

дается за услугу, с использованием служебного положения.

Особую озабоченность в древние времена вызывала продажность судей, поскольку она приводила к незаконному перераспределению собственности и желанию решить спор вне правового поля. Не случайно ведущие религии из всех видов коррупции осуждают в первую очередь подкуп судей. В частности, в Библии сказано: "Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых". В Коране говорится: "Не присваивайте незаконно имущества друг друга и не подкупайте судей, чтобы намеренно присвоить часть собственности других людей".

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В России в 2008г. президентом РФ утверждён Национальный план противодействия коррупции.

Коррупция в сказках

Учитель. Вы подумаете, что эти темы совсем не связаны. Но сказка – ложь, да в ней намёк. Давайте вспомним, чему учат сказки.

В некоторых сказках, оказывается, осуждается коррупция.

Давайте вспомним сказку «Дочь-семилетка». Два брата отправились в город. Один был богатый, второй бедный. Ночью кобыла бедного брата родила, но богатый стал утверждать, что жеребенка родила его телега.

Вопрос учителя. Давайте подумаем, кто и какие коррупционные действия совершил в этой сказке?

Ответ учащихся. Дошло дело до суда, и богатый человек дал денег судье, чтобы он рассудил спор в его пользу.

Сказка «Гуси-лебеди». Известный сюжет: «Гуси-лебеди». Сестренка в поисках брата обращается то к печке, то к реке, то к яблоньке.

Вопрос учителя. Кто, по-вашему, коррумпирован в сказке?

Ответ учащихся. Яблоня, печка, речка ничего просто так не сказали. Что-то просили в замен за помощь.

Учитель. Вы правы. А ведь девочка с бедой к ним обращалась. Ну ладно просто не подсказали, но даже спрятать от похитителей, пустившихся вдогонку за сестрицей с братцем, они соглашались только за услугу. Конечно, коррупция эта своеобразная, можно сказать, допотопная, полная неверных и опрометчивых представлений о выгоде, которую из своего начальственного положения можно реально извлечь. И печка и яблонька как бы говорят: «Оцени мою трудовую деятельность по заслугам. Прояви, докажи свое хорошее отношение. Помоги мне и получишь от моих щедрот».

Учитель. Всем вам хорошо известна сказка А.С. Пушкина “Сказка о рыбаке и рыбке”.

Как вы думаете, а проблема коррупции имеет место в этой сказке? Кто, по- вашему, коррумпирован?

Ответ учащихся. Старуха – вымогает что-то, пользуясь своим положением.

Новое корыто, новая изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская. К людям с каждым разом относится всё хуже. Даже к своему мужу.

Учитель. Может быть, вы вспомните и другие примеры сказок, в которых герои совершали коррупционные действия.

Если дети не вспомнят, учитель сам называет сказку, а они определяют, какой пример коррупции там есть (сказка «Золотой ключик», «Петушок и бобовое зёрнышко»).

«Золотой ключик или приключения Буратино»

Карабас-Барабас нанял в Стране Дураков группу полицейских и послал их в погоню за Пьеро. ( полицейские взяли деньги, т.е. получили взятку).


"Петушок и бобовое зёрнышко": пока курица за помощью бегала, петух, по идее, уже должен был погибнуть. А её отправляли от одного к другому , а ведь курица всем всё объясняла, что, мол, петух подавился, задыхается, но маслице за сено, сено за калачи, калачи за дрова, дрова за топор, топор за угли. (в этом случае, можно говорить о вымогательстве)


Коррупция в пословицах и поговорках.

Учитель. В русском фольклоре сохранились пословицы и поговорки, в которых отражено отношение к взяточничеству. У нас перепутались начала и окончания пословиц и поговорок. Соедините две части поговорки, чтобы получилась правильно.

Не подмажешь –


а и тот, кто лестницу подает.

Возьми калачи,


– что самому воровать.

Лучше бедность, да честность,


не поедешь.

Не только тот вор, кто крадет,


– прокормлю и свое стадо.

Дай на прокорм казённую корову


только дело не волочи. 

Вору потакать


нежели прибыль, да стыд.




Можно ли сказать, что эти поговорки о коррупции? Аргументируйте свою точку зрения. Определите, какие поговорки осуждают коррупционные действия, а какие оправдывают? Как можно объяснить появление поговорок о коррупции?


Подведение итогов.

  • Что нового вы узнали?

  • Почему коррупция – это плохо?

  • Почему эта тема так важна?

  • Как можно бороться с коррупцией?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.


Вывод:  Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозу развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

Необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе. Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих.





































Источники.

1.www.niro.nnov. ru

2. «Урок.рф»



3. https://infourok.ru/ Методические рекомендации для классных руководителей по антикоррупционному воспитанию обучающихся.



4/ http://kronnmc.ru/ Е.Ю. Терешенко. Антикоррупционное воспитание младших школьников
































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее