Классный час «8 сентября - Международный день грамотности»
Цель: познакомить учащихся с праздником « Международный день грамотности
Задачи:
обучающие:
-познакомить детей с праздником «Днем грамотности»;
-способствовать развитию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы;
-способствовать формированию потребности и стремления к знаниям.
развивающие:
-развивать любознательность и интерес к процессам и явлениям мирового масштаба.
воспитывающие: способствовать воспитанию устной речи детей, умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Ход классного часа
Воспитатель:
-Добрый день, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем успехов и хорошего настроения. Наше занятие я начну со стихотворения, а вы подумаете на какую тему мы будем с вами беседовать
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дядя Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!
Воспитатель:
-Итак, ребята, о чем это стихотворение? (о грамотности)
-Да, верно, ребята. И сегодня наше занятие посвящено «международному дню грамотности» (слайд 1)
Воспитатель:
-Каждый день жизнь даёт нам знания. А как мы их приобретаем?
( ответы детей: через книги, телевизор, компьютер).
Воспитатель:
-Международный день распространения грамотности отмечается по решению ЮНЕСКО (специальное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.) с 1966 года 8 сентября. Отмечается он не только в России, но и во многих странах мира.
Воспитатель:
-А как называют людей, которые владеют знаниями? (умные, грамотные).
- Что же такое грамотность? (Ответы детей)
Воспитатель:
- А теперь давайте прочитаем на слайде что же такое «грамотность» (слайд 2)
Гра́мотность — это степень владения человеком навыками письма и чтения на родном языке. Традиционно под словом «грамотный» подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке.
В современном смысле это означает способность писать согласно установленным нормам грамматики и правописания. Людей, умеющих только читать, также называют «полуграмотными».
- Ребята, почему важно быть грамотным? (Вспомните мультфильм о Вовке в Тридевятом царстве, когда одна запятая (в предложении «Казнить нельзя помиловать») могла решить судьбу человека)
-Представьте, что вы – работник отдела кадров крупного предприятия. Вы получили письмо от соискателя, который хочет устроиться на работу. Читаете текст – а там сплошные ошибки, опечатки, маленькие буквы вместо больших, множество лишних запятых… Примете ли вы на работу такого сотрудника? Скорее всего, нет.
– Вся наша жизнь связана с языком. Без знания языка невозможно заниматься наукой, освоить технику, устроиться на хорошую работу. Поэтому, ребята, изучайте свой родной, русский язык!
Воспитатель:
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Оно пройдет в форме игры.
-Все вы знаете, что КВН – это игра веселых и находчивых ребят.
-Сегодня и мы с вами поиграем в нее и посмотрим, чья команда выиграет, а это значит правильно и быстро сделает задание.
-Надо внимательно слушать задание и выполнять его.
-За каждый пройденный тур, вы получаете по 1 баллу.
-Та команда, которая наберет большее количество баллов, будет победителем, если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность озвучить свой вариант ответа.
-Судить вас будет, наше жюри…..
Воспитатель:
А теперь - представления команд.
Приветствуем команду! «Почемучки»
(воспитатель представляет капитана команды)
Девиз команды «Почемучки»:
Мы с вопросами на «ты»
«Почему?» - вопрос любимый,
Помогает нам расти.
Приветствуйте! «Команда «Знайки».
(воспитатель представляет капитана команды)
Девиз команды «Знайки»:
Хотим узнать про всё на свете
Мы любознательные дети!
Жюри:
1. Вы очень ловкие – мы это знаем.
Везенья, успехов в игре вам желаем.
Тур 1 «Разминочный»
1.Как называются звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
2.Есть ли буква “фэ” в русском алфавите? (нет)
3.Что ставится перед союзом А? (запятая)
4. Сколько букв в русском алфавите? (33)
5. Сколько гласных букв? (10)
6. Как называется часть речи, обозначающая действие предмета? (глагол)
7. Как называется часть речи, обозначающая предмет? (существительное)
8. Как называется часть речи, обозначающая признак предмета? (прилагательное)
9. Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос «кто?» или «что?» (подлежащее)
10. Подлежащее и сказуемое – это… (главные члены предложения)
11. Первый звук в слове Яблоко? (й)
12. Как каплю превратить в цаплю? (поменять 1-ю букву)
Воспитатель:
-Множество детей и взрослых посещают школу, но их грамотными назвать нельзя. Так как в современном мире не менее важным, чем письмо и чтение, стала и компьютерная грамотность.
Воспитатель:
-День грамотности стал одним из главных в школах, и высших заведениях России. Для учащихся устраивают викторины, олимпиады, КВН по разным предметам, ведь грамотность — не только умение правильно писать, считать и читать. Это целый набор знаний и навыков в различных научных областях, которые помогают человеку быть успешным. И помните, что главное на пути к грамотности—это саморазвитие и самообразование.
-Предлагаю вам показать свой уровень грамотности.
2 тур «Собери слово»
-Задание: Вам нужно расставить буквы по местам и собрать слово. Каждое правильное слово – 1 балл.
Грамотеи
ПРА-пар
КУШПА-пушка
ДЛЕП-плед
СЫЛЕСОП-пылесос
ТУХПЕ-петух
ЛОП-пол,
Знатоки
ЛАЧЕП-пчела
ПСЕ-пес
ТОКЛОМО-молоток
МОВАРСА-самовар
ЗОРТЕЛЕВИ- телевизор
ДАКОМАН-команда
Воспитатель:
-В современном мире грамотный человек должен быть подкован, то бишь грамотен в разных сферах. И в науке, и в технике, и в юридической сфере, и в культуре.
-С каждым годом все большее количество людей учится читать и писать, в мире сейчас свыше 4 миллиардов человек считаются грамотными.
Воспитатель:
-Итак, мы переходим к 3 туру
Сколько ушей у двух ежей?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько носов у трех слонов?
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько орехов в пустом стакане?
На какое дерево садиться ворона во время дождя?
Какой день наступит после среды?
Какой день перед вторником?
Сколько ушей у двух ежей?
Сколько хвостов у четырех котов?
Сколько носов у трех слонов?
Сколько лап у двух медвежат?
Сколько орехов в пустом стакане?
На какое дерево садиться ворона во время дождя?
Какой день наступит после среды?
Какой день перед вторником?
«А ну-ка посчитай»
Грамотеи: Сколько ушей у двух ежей? (4)
Знатоки: Сколько звезд на небе днем?
Грамотеи: Сколько носов у трех слонов? (3)
Знатоки: Сколько лап у двух медвежат? (4)
Грамотеи: Сколько углов у круга?
Знатоки: Сколько хвостов у четырех котов? (4)
Воспитатель:
-Русский язык – один из самых красивых и богатых языков мира. Но он не прост в изучении, имеет множество разделов и правил, орфограмм и упражнений. Это все то, что мы изучаем на уроках русского языка. И грамотному человеку следует их знать и понимать.
Воспитатель:
-И следующий 4 тур очень прост. Называется он «Один прыжок»
-Вам нужно изменить всего одну подчёркнутую букву в слове, чтобы получилось название животного, птицы, рыбы, насекомого.
корж - … (морж) майка - … (зайка)
палка -… (галка) крыша - … (крыса)
булка - … (белка) баран - … (варан)
коса - … (коза) маки - … (раки)
клон - … (слон) мушка - … (мышка)
Воспитатель:-А сейчас, давайте поиграем в игру на внимание «Он – она»
-Слушаем внимательно!
1. Он слон – она слониха.
Он лось – она лосиха.
Он кот – она …
Ну, конечно, это кошка!
Ну, ошиблись вы немножко.
Так сыграем ещё раз,
Обыграть хочу я вас.
2. Он морж – она моржиха.
Он заяц – она зайчиха.
Он бык – она…
Ну, конечно же, корова.
Поиграем, дети, снова.
3. Он тигр – она тигрица.
Он осёл – она ослица.
Он козёл – она…
Ну, конечно же, коза.
За повтор игры все «за»?!
4. Он лев – она львица.
Он волк – она волчица.
Он кенгуру – она…
Ну, конечно, кенгуру,
Продолжаем мы игру.
5. Ёж он – она ежиха.
Бобр он – она бобриха.
Конь он – она…
Ну, конечно же, лошадка.
Всё у нас пока что гладко.
6.Он воробей – она воробьиха.
Он комар – она комариха.
Он гусь – она…
Не гусиха, а гусыня
Знайте это все отныне.
7. Он бегемот – она бегемотиха.
Он кашалот – она кашалотиха.
Он баран – она…
Ну, конечно же, овца.
Доиграли до конца!
-Молодцы!
Воспитатель:
-Да, язык народа — это богатство, и мы должны в совершенстве им владеть. Джонатан Свифт (английский писатель, автор многими любимого произведения о приключениях Гулливера) говорил: «Нужные слова в нужном месте – вот подлинное определение стиля».
Воспитатель:
-Переходим к 5 туру
-Вам нужно поработать в парах
Задание: Вам необходимо закончить пословицы, соединить линиями слова каждого столбика
-Прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую.
1) Любишь кататься, | как выбираешь друга |
2) Век живи, | при матери добро.
|
3) Золото добывают из земли, | всегда пригодится
|
4) Выбирай книгу | люби и саночки возить.
|
5) При солнышке тепло, | а знания из книг
|
6) Грамоте учиться | век учись.
|
-Итак, проверяем на слайде.
-У всех так?
–Молодцы, все справились с этим заданием.
-А сейчас мы послушаем стихотворения, которые подготовили ребята ко Дню грамотности.
(Пономарев Миша и Субботин Святослав)
6 тур заключительный «Кто больше»
-Вам нужно поработать в группах
Задание: В квадрате с буквами спрятались названия обитателей морей и рек. Отыщите их и запишите на лист. Чья команда назовёт больше слов, получает 1 балл. Учтите, что слова могут быть написаны по горизонтали, по вертикали и по диагонали. Одно слово – краб – уже найдено.
Отгадки к конкурсу:
1. Дельфин
2. Щука
3. Карп
4. Окунь
5. Карась
6. Сом
7. Краб
8. Акула
9. Кит
10. Рак
11. Медуза
12. Осьминог
13. Сельдь.
Рефлексия. Итог.
Воспитатель:
-Наши весёлые конкурсы подошли к концу. А пока жюри подводит итоги, давайте вспомним когда отмечается Международный день грамотности?
-Для чего нужно быть грамотным?
-Игра закончилась, но я надеюсь, что интерес к изучению русского языка у вас не пропал, а наоборот, вам захотелось заглянуть в словарь, почитать книги о русском языке.
-Мы считаем что команды достойно справились со всем заданиями и за это получают похвальные грамоты!
Грамотность всегда важна,
Это нам не ново:
Одну букву изменил —
И другое слово.
С грамотности Днём, друзья,
Вас хочу еще раз поздравить,
Пожелать вам запятые
В нужном месте ставить.
Чтобы не было сомнений,
Как же правильно писать,
И в хорошем настроении
Постоянно пребывать.