Министерство образования и науки Республики Казахстан
Специализированная школа- интернат «Дарын» г. Кентау
Классный час на тему:
«День благодарности»
Подготовила и провела : Прянишникова Е.В.
Тема классного часа:
«1 Марта - День благодарности, милосердия и дружбы народа Казахстана».
Смарт цель классного часа:
образовательная: выяснить значение понятия «благодарю»; изучить историю сложного процесса формирования народа Казахстана как многоэтничного общества на протяжении XX века;
воспитательная: воспитать чувство интернационализма и патриотизма, уважение к Родине, ставшей общим домом для многих народов;
развивающая: развить чувство гордости за дружбу единого народа Казахстана, способствовать развитию эмоциональной сферы; формировать позитивное отношение к миру, людям; развить навык благодарить окружающих за доброе отношение.
Тип классного часа: совершенствование знаний и способов деятельности.
Форма организации классного часа: беседа и практическое занятие.
Методы: словесный метод, наглядно-иллюстративный метод, анализ.
Основные понятия темы: благодарность, милосердие, патриотизм, интернационализм, толерантность.
Оборудование классного часа, наглядность: бумага для кластеров, фломастеры, презентации, видеоклипы с песнями о Казахстане, иллюстрационный материал.
Ход урока:
Организационный этап.
Задачи: обеспечить нормальную внешнюю обстановку на классном часе, психологически подготовить детей к общению.
Содержание этапа:
Приветствие.
Проверка подготовленности к классному часу.
Организация внимания школьников. Раскрытие плана проведения классного часа.
2. Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
Задачи: обеспечить включение школьников в совместную деятельность по определению целей воспитательного занятия.
Сообщение темы урока.
Формулирование цели совместно с учениками.
Показ значимости изучаемого материала.
Постановка проблемы.
Актуализация субъектного опыта учащимися.
1. Классный руководитель
- Здравствуйте! Я очень рада всех видеть! Благодарна вам всем за то, что мы сегодня вместе! На этом необычном классном часе сначала попробуем подарить друг - другу чуточку тепла, добра и счастья. Прикоснитесь своими ладонями к ладоням своего соседа и передайте ему через прикосновение тепло своего сердца. Мысленно пожелайте друг - другу всего самого хорошего.
- Повторяйте за мной слово «хорошо»:
- Хорошо, что солнце светит!
- Хорошо!
- Хорошо, что дует ветер!
- Хорошо!
- Хорошо идти с друзьями!
- Хорошо!
- Хорошо прижаться к маме!
-Хорошо!
- Хорошо кружиться в танце!
- Хорошо!
- Хорошо быть Казахстанцем!
- Хорошо!
- Спасибо. Я думаю: вы искренне пожелали друг другу всего хорошего. А знаете еще один секрет? Когда человек говорит пожелания искренне, с душой, то оно обязательно сбудется. Так пусть сбудутся все ваши пожелания …
2. Деление на 4 группы. (При помощи разрезанных картинок о благодарности и игры «Составь мозаику и найди свою группу.)
3. Словарная работа.
Определение значения понятия «Благодарю».
3. Этап изучения темы.
Задачи: обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала, осознание своих способов проработки учебно-воспитательной информации.
Организация внимания.
Сообщение основного признака изучаемого материала.
Обеспечить осмысление учащимися методов исследования
1. Просмотр мультфильма «Неблагодарный город»
2. Работа с эпиграфом:
Жақсылық еккен алғыс орады. - Сеющий добро благодарность пожнёт.
4. Этап первичной проверки новых знаний и способов деятельности (проверки понимания).
Задачи: установить правильность и осознанность уч-ся изученного материала, выявить пробелы первичного осмысления.
Работа в группах (Во время работы фоном звучит песня «Земля Казахстана. Сильные люди сильной земли» Юты.)
Задание: Проанализировать смысл данного стихотворения и объяснить другим группам, используя составленный кластер, к кому и за что человек может испытывать благодарность.
Стихотворения для групп:
а) I группа
Мамочка, я благодарна тебе,
Что ты мне жизнь подарила,
Что была рядом, в нужде и в борьбе,
Что никогда не винила,
Что ты растила меня, берегла
От боли и от несчастья,
Что моя рана тебе душу жгла
И разрывала на части.
Благодарю, что всегда вытирать
Ты мои слезы спешила,
Что так умела меня утешать,
Чтобы я горе забыла,
Что ты всегда вспоминала меня
В тихих молитвах ночами,
Что терпеливо ждала и звала,
Что бесконечно скучала.
Благодарю, мама, что подарить
Сердце ты мне хотела.
Чем же могу я тебе отплатить?
Только любовью зрелой.
Автор: Мисько Олег
б) II группа
Не выразить словами благодарность,
Не высказать и даже не пропеть.
Как важно, когда в жизни рядом с нами,
Есть тот, кто может теплотой согреть.
В минуту сложную, кто дарит нам участье,
Иль нужные какие-то слова…
Скажите, может, это и есть счастье,
Когда стремится ввысь душа от зла?
Сказать «спасибо» будет просто мало,
За все, что получила я от вас.
Хочу, чтоб с вами солнышко сгорало,
Одаривая миллионы раз.
Хочу, чтоб блага жизни, что на свете
Придумал одинокий человек,
С моею благодарностью ответной
Пришли бы к вам на самый долгий век.
в) III группа
Благодарю я полки книжные -
И верхние, и даже нижние -
За то, что вы храните знания
Земли разумной мироздания!
Благодарю тома потертые,
В руках держать пришлось которые,
За интересные страницы,
За сказки, были, небылицы!
Благодарю великих авторов,
Что мысли в книги позапрятали,
За их стремленье к свету знаний
Без премий, орденов, признаний…
Благодарю литературу,
Дарящую нам всем культуру!
Елена Веснова
в) IV группа
Благодарю тебя, судьба,
За все, что ты мне посылаешь:
За утро, небо, облака,
Что от невзгод оберегаешь.
У края бездны не стою
И на судьбу я не ропщу.
Приняв, как данность, власть твою
Жить надо дальше. Надо. Знаю.
Поэтому за все невзгоды
И за счастливые минуты,
За солнце, ветер, непогоду
Судьбе я благодарна буду!
2. Выводы.
Вопрос:
- А к кому или к чему ещё может быть благодарен человек? (К любимым, к Родине, к миру, себе.)
5. Этап закрепления новых знаний и способов деятельности.
Задачи:
обеспечить повышение уровня осмысления учащимися изученного материала, глубины его усвоения.
1. Слово учителя:
- Велика наша Родина – Казахстан. Многонациональна наша Республика. Казахстан объединил под своим шаныраком людей разных национальностей и разной культурой. Мы живем в стране, которую люди разных народов считают Родиной. А их язык, культура, обычаи составляют неповторимое лицо нашей страны, её богатства. Жизнь и история складывались таким образом, что на древней земле казахов переплелись судьбы более 130 национальностей.
Мудрость, толерантность и доброта народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства вне зависимости от этнического происхождения социальной религиозной или иной принадлежности.
Чтение стихотворения 3-мя учениками
Мы дружною семьей живем в Казахстане:
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов!
Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива!
Дружба народов- счастливые дети,
Голос на ниве и сила в расцвете!
Дружба народов- бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.
-В нашем классе учатся дети разных народов и это нисколько не мешает им общаться друг с другом, помогать друг другу. Вы дети единого народа Казахстана. А как зарождалась многолетняя дружба сначала ваших прадедов, потом дедов, отцов и нашла продолжение в вас и почему мы ей должны быть благодарны, давайте послушаем друг друга и посмотрим презентацию.
3. Рассказ учащихся о истории народа Казахстана:
Сегодня в Казахстане живет свыше 100 народов и народностей, люди разных взглядом и убеждений, разной веры. Однако в республике царит мир, нет никаких межнациональных столкновений. Какие пути привели на прекрасную землю Казахстана людей различных национальностей. Последим за судьбой некоторых из них.
Еще в глубокой древности рядом с казахами селились по долинам рек и берегам озер уйгуры и дунгане. Они возделывали поля, вели торговлю.
После присоединения Казахстана к России пришли в казахские степи русские и украинцы. Они селились в Семиречье, на Севере и Востоке Казахстана.
Дружелюбно встретил казахский народ русских поселенцев, которые принесли с собой не только культуру земледелия, но и богатый русский язык, русскую литературу. Зазвучали над степью печальные русские песни.
Шли годы. Росла дружба между казахским, русским и украинским народом. Достоевского и Чокана Валиханова, Абая и русских ссыльных, Шевченко и казахской интеллигенции Прикаспия – всех их связывала крепкая дружба.
Во время революции и гражданской войны бок о бок с казахами, уйгурами, дунганами сражались русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы и люди других национальностей. Для многих из них Казахстан стал Родиной.
4. Просмотр презентации «День милосердия, благодарности и дружбы». (Последние файлы презентации сопровождаются чтением стихотворений 3-мя учениками.)
Этап подведения итогов урока.
Задачи: дать качественную оценку работы учащихся и всего коллектива.
1. Вопросы по классному часу:
- Почему День Благодарности актуален для Казахстана?
- Кому мы можем быть благодарны?
- Что нового вы узнали о нашем казахстанском народе?
2. Прослушивание песни и просмотр видеоклипа «Земля Казахстана» Стаценко.
3. Выводы.
Этап рефлексии.
Задачи: инициировать рефлексию учащихся по поводу своего эмоционального состояния.
Мобилизация учащихся на рефлексию.
- У вас на столах есть стикеры, напишите на них пожелания нашему народу Казахстана и прикрепите их на экран с рисунком-символом дружбы вашей и наших соотечественников.
Приложение
Стихотворения для групп:
I группа
Мамочка, я благодарна тебе,
Что ты мне жизнь подарила,
Что была рядом, в нужде и в борьбе,
Что никогда не винила,
Что ты растила меня, берегла
От боли и от несчастья,
Что моя рана тебе душу жгла
И разрывала на части.
Благодарю, что всегда вытирать
Ты мои слезы спешила,
Что так умела меня утешать,
Чтобы я горе забыла,
Что ты всегда вспоминала меня
В тихих молитвах ночами,
Что терпеливо ждала и звала,
Что бесконечно скучала.
Благодарю, мама, что подарить
Сердце ты мне хотела.
Чем же могу я тебе отплатить?
Только любовью зрелой.
Автор: Мисько Олег
_____________________________
II группа
Не выразить словами благодарность,
Не высказать и даже не пропеть.
Как важно, когда в жизни рядом с нами,
Есть тот, кто может теплотой согреть.
В минуту сложную, кто дарит нам участье,
Иль нужные какие-то слова…
Скажите, может, это и есть счастье,
Когда стремится ввысь душа от зла?
Сказать «спасибо» будет просто мало,
За все, что получила я от вас.
Хочу, чтоб с вами солнышко сгорало,
Одаривая миллионы раз.
Хочу, чтоб блага жизни, что на свете
Придумал одинокий человек,
С моею благодарностью ответной
Пришли бы к вам на самый долгий век.
III группа
Благодарю я полки книжные -
И верхние, и даже нижние -
За то, что вы храните знания
Земли разумной мироздания!
Благодарю тома потертые,
В руках держать пришлось которые,
За интересные страницы,
За сказки, были, небылицы!
Благодарю великих авторов,
Что мысли в книги позапрятали,
За их стремленье к свету знаний
Без премий, орденов, признаний…
Благодарю литературу,
Дарящую нам всем культуру!
Елена Веснова
______________________________________________
IV группа
Благодарю тебя, судьба,
За все, что ты мне посылаешь:
За утро, небо, облака,
Что от невзгод оберегаешь.
У края бездны не стою
И на судьбу я не роптаю.
Приняв, как данность, власть твою
Жить надо дальше. Надо. Знаю.
Поэтому за все невзгоды
И за счастливые минуты,
За солнце, ветер, непогоду
Судьбе я благодарна буду!
Стихотворения для 3-ёх учеников
Мы дружною семьею живем в Казахстане:
Татары, уйгуры и русские с нами.
Так пусть же крепнет во веки веков
Дружба народов всех возрастов!
_______________________________________________
Дружба народов – не просто слова,
Дружба народов навеки жива!
Дружба народов- счастливые дети,
Голос на ниве и сила в расцвете!
_______________________________________________
Дружба народов- бескрайний простор,
Мир и согласие, девичий хор,
Звонкая песнь чабана молодого,
Сад, виноград возле дома родного.
______________________________________________
Материал для рассказа учащихся о истории народа Казахстана:
Сегодня в Казахстане живет свыше 100 народов и народностей, люди разных взглядом и убеждений, разной веры. Однако в республике царит мир, нет никаких межнациональных столкновений. Какие пути привели на прекрасную землю Казахстана людей различных национальностей. Последим за судьбой некоторых из них.
_____________________________________________________________
Еще в глубокой древности рядом с казахами селились по долинам рек и берегам озер уйгуры и дунгане. Они возделывали поля, вели торговлю.
После присоединения Казахстана к России пришли в казахские степи русские и украинцы. Они селились в Семиречье, на Севере и Востоке Казахстана. Дружелюбно встретил казахский народ русских поселенцев, которые принесли с собой не только культуру земледелия, но и богатый русский язык, русскую литературу. Зазвучали над степью печальные русские песни.
_____________________________________________________________
Шли годы. Росла дружба между казахским, русским и украинским народом. Достоевского и Чокана Валиханова, Абая и русских ссыльных, Шевченко и казахской интеллигенции Прикаспия – всех их связывала крепкая дружба.
_____________________________________________________________
Во время революции и гражданской войны бок о бок с казахами, уйгурами, дунганами сражались русские, украинцы, белорусы, латыши, эстонцы и люди других национальностей. Для многих из них Казахстан стал Родиной.
Благодарный народ
Благодарны под небесным флагом,
Благодарны мы под общим шаныраком.
Мы, народ единый Казахстана,
Ценим дружбу и друг другу благо дарим.
Не страшны нам вместе все невзгоды,
Нас истории страны сплотили годы:
______________________________________________
Пережили общею семьёй
Депортации и шли мы вместе в бой,
Вместе стали мы народом Казахстана,
Вместе стали Суверенною страной,
Будущее строим, созидая
И гордясь Республикой родной.
Протокол
Классного часа на тему:
«1 Марта - День благодарности, милосердия и дружбы народа Казахстана».
Смарт цель:
Познакомить детей с историей возникновения праздника.
2. Развивать познавательные интересы, умение мыслить и делать выводы.
3. Воспитывать казахстанский патриотизм и гражданственность, уважение и бережное отношение к родной земле и людям.
4. Способствовать свободной атмосфере общения.
Оборудование: Карта Казахстана, цветы, шары, диск с песней.
Ход классного часа:
I. История возникновения праздника.
2. Чтение стихотворения РОДИНА МОЯ! (Фарида Фролова).
Классный руководитель начала классный час с истории возникновения праздника. Она отметила, что в нашей стране живут люди более ста народностей, а в наших классах дружно учатся и работают люди самых разных национальностей, и это нисколько не мешает нам дружить, общаться друг с другом, помогать друг другу. Все мы одна большая, крепкая и дружная семья. Знакомство с традициями, культурой тех, кто живёт рядом с нами, помогает нам полнее познать духовный мир каждого народа. 1 марта в республике мы официально празднуем День благодарности.
Соответствующий Указ о внесении дополнений в документ «О профессиональных и иных праздниках в Республике Казахстан» от 14 января 2016 года подписал Нурсултан Назарбаев.
Учащимся было предложено поиграть в игру «Вежливо — невежливо»
Мудрость, толерантность и доброта народа послужили объединяющим началом для консолидации всех граждан нового государства вне зависимости от этнического происхождения социальной религиозной или иной принадлежности.
Загадки «Вежливые слова».
Рефлексия:
Мобилизация учащихся на рефлексию: - У вас на столах есть стикеры, напишите на них пожелания нашему народу Казахстана и прикрепите их на экран с рисунком-символом дружбы вашей и наших соотечественников.
Анализ: Классным руководителем было отмечено, что все мы - дети единого народа Казахстана. А как зарождалась многолетняя дружба сначала ваших прадедов, потом дедов, отцов и нашла продолжение в вас и почему мы ей должны быть благодарны. Классный час прошел в спокойной доброжелательной обстановке. Учащиеся хорошо шли на контакт, активно принимая участие в обсуждениях. Поставленные смарт цели классного часа были достигнуты.
Подготовила и провела Прянишникова Е.В.