«Осенний фестиваль знаний 2024»

Декор и положение человека в обществе

О роли украшений в жизни обществ.

Ознакомление учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран

Формирование понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека

  • учить создавать фантазийный графический узор
  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.
Олимпиады: ИЗО 1 - 7 классы

Содержимое разработки





Открытый урок

Декор и положение человека в обществе

Учителя ИЗО

МБОУ СОШ 4 города Белореченска

Бондаревой О.Н



Тема урока: Декор и положение человека в обществе.

Тип урока: Урок-путешествие, комбинированный

Цель урока: (для учителя): Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека

Планируемый результат (для учащихся):

    • - Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

    • - Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом

    • - Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт

    • - Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей

Задачи урока:

Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры

Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран

Обучающая: учить создавать фантазийный графический узор









Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

Изобразительное искусство

Класс

5

Тип урока

Урок-путешествие, комбинированный

Технология построения урока

Проблемно – диалоговая, изучение нового материала.

Тема урока

Декор и положение человека в обществе.

Цель урока

  • познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран

  • сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека

  • учить создавать фантазийный графический узор

  • воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры.


Основные термины, понятия

Вышивка, декор, гобелен, камзол, костюм, орнамент, символика.

Оборудование

Альбом, карандаш, акварельные краска, кисти, гелиевые ручки, фломастеры

Зрительный ряд

Презентация «Одежда «говорит»о человеке»













Планируемый результат

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

  • Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

  • Определять общие для всех правила поведения;

  • Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.

  • Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности

  • Уважительное отношение к культуре и искусству своей страны



  • Применять установленные правила в решении задач;

  • Уметь самостоятельно определять цели своего обучения

  • Вносить необходимые коррективы на основе оценки сделанных ошибок;

  • Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом

  • Осуществлять самоконтроль


  • Ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

  • Развивать познавательные мотивы и стремление к познанию нового материала;

  • Проводить сравнение, объясняя критерии сравнения;

  • Уметь определять уровень усвоения учебного материала.

  • Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт


  • Слушать и понимать речь других;

  • Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • Формулировать свои затруднения при решении учебных задач.

  • Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей







Организация пространства


Формы работы

Ресурсы

  • Фронтальная

  • Индивидуальная

  • Самостоятельная

  • Просмотр - анализ работ


  • Технические средства обучения:

Интерактивная доска, ноутбук, документкамера.

  • Экранно-звуковые пособия:

презентация в Power Point «Одежда «говорит» о человеке», произведения Баха и Моцарта.

  • Книгопечатная продукция:

учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская

  • Материалы для учащихся:

иллюстрированный материал с изображением людей в старинных праздничных костюмах
















Описание хода урока

Название технологических этапов урока, их содержания

Конспект урока

  1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности:

Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):

  • Актуализация требований к нему со стороны учебной деятельности (надо):

  • Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (хочу);

  • Устанавливаются тематические рамки (могу).

Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место.

Сегодня мы совершим путешествие в разные эпохи и культуры, в которых складывались разнообразные формы одежды, и декора,

(демонстрация 1 слайда)

(Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Дежурный называет отсутствующих.)



  1. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения:

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения:

Данный этап включает следующие шаги:

  • Актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщения и знаковую фиксация;

  • Актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;

  • Мотивацию к пробному учебному действию (надо-могу-хочу) и его самостоятельное осуществление

  • Фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования. Аттестуемый обосновывает выбор заданий и логическую связь между ними на основании методики обучения данному предмету на каждом шаге данного этапа

- Первой страной, которую мы посетим, будет Древний Китай.

(демонстрация 2 слайда) перелистывать

- Посмотрите на императора и его свиту. В культуре Китая огромную роль играл желтый цвет (цвет золота) и являлся символом императора.

(демонстрация 3 слайда) перелистывать

Сановники носили одежду коричневого цвета, войны-белого и красного, голубой являлся цветом молодых войнов. Вся их одежда (шелковые халаты с широкими рукавами) была украшена вышивкой. У военных чиновников были изображения тигров, барса, льва. Каждое животное соответствовало рангу.

(демонстрация 4 слайда) перелистывать

У чиновников высшего ранга на груди была квадратная вышивка, и изображение журавля(символ долголетия). Золотые одежды императора украшали вышивкой дракона.

(демонстрация 5 слайда) перелистывать

Дамы щеголяли в халатах разных цветов с изображением пионов и бабочек. На голове мужчины носили шапочки с небольшим шариком стеклянным, бронзовым, каменным, рубиновым – в зависимости от ранга. На ногах носили крошечные башмачки на высоком каблуке. Все остальные слои населения носили одежды их грубой ткани серых тонов.

Вывод: Знаком отличия аристократии от чиновников служили пояса, цвет, материя одежды, вышивка, украшения.

(Ученики концентрируют внимание на слайдах.

Ученики смотрят, изучают иллюстрации.

Рассуждения учащихся.)

(умение слушать)


  1. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения.

Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:

  • Восстанавливать выполненные операции и фиксировать (вербально или знаково) мето-шаг, операцию, где возникло затруднение;

  • Соотносить свои действия с используемым способом действия (алгоритм, понятием и т.д.) на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения – те конкретные задачи, умения или способности, которых не достается для решения исходной задачи.

Вспомните, о культуре каких стран мы уже говорили на уроках ИХО в 3 и 4 классах?

(Индия, Греция, Россия, …)

О культуре какой страны вы хотели бы услышать?

(Обучающие обсуждают свой выбор и высказывают мнение)

  1. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство)

Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:

  • Ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения)

  • Согласовывают тему урока

  • Строят план достижения цели

  • Определяют средства – алгоритмы, модели

Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.


Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать ( могут предложить изучить особенности одежды Западной Европы)

(самостоятельное формулирование темы и цели урока) (Обучающие предлагают свои варианты работы, строят план достижения цели)


  1. Реализация построения проекта

Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:

  • Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися

  • Выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково

  • Построенные способ действия используется для решения сходной задачи, вызвавшей затруднения.

(Активируется внимание обучающихся на теме)

(демонстрация 6 слайда) перелистывать

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы в XVII в. отличалось от китайского своими формами, цветами, орнаментом, хотя суть декора осталась та же: одежда подчеркивала роль людей и их положение в обществе.

Костюм эпохи Средневековья был пышным и с огромным количеством украшений, таким же как и парадные интерьеры дворцов.

(демонстрация 7 слайда) перелистывать

Одежда беднейших слоев населения была из грубой коричневой, серой ткани без украшений. Им были запрещены яркие цвета.

(демонстрация 8 слайда) перелистывать

Простые горожане: прислуга, торгаши носили одежду с узким лифом, широкие юбки с фартуком, чепчик, белый воротник, косынку на плечи. По облику человека можно было определить его положение в обществе: купцы, музыканты, дворецкие и служанки. Представители буржуазии шили одежду из дорогих ярких тканей. Но без орнаментальной отделки.

(демонстрация 9 слайда) перелистывать

Женщины и мужчина носили воротники самых разнообразных форм. Это была одна из самых дорогих частей одежды. Придворные платья шились из бархата, парчи, атласа и имели богатую отделку.

Использовали различные накидки, и вставки (накладки) под платья.

(демонстрация 10 слайда) перелистывать

Головные уборы дам были украшены золотом, серебром, различными камнями. Дополняли свой внешний вид веерами, кружевными перчатками и зонтами.

(демонстрация 11 слайда) перелистывать

Модная одежда называлась жюстокором (точно по телу). Длинный приталенный кафтан чуть выше колен имел широкие манжеты обшлага на рукавах и низкие карманы. Сбоку привязывался бант. Этот кафтан носили поверх камзола. Дорогая ткань, золотые и серебряные позументы, ленты и пуговицы на плечах, шляпа-треугольник с перьями – это одежда по привилегиям, появляться в ней можно было с разрешения короля. Дворяне украшали свой костюм по указу короля, это свидетельствовало о социальном статусе дворян и привилегированном положении. Английские дворяне носило короткую куртку (дуплет) с разрезами на груди и рукавах. Широкие штаны украшала с боков вышивка. На ногах кожаные высокие сапоги с отворотами. Особенно прекрасен был костюм короля Людовика XIV. Он выставлял напоказ роскошь своего наряда: золотая парча. Белая рубашка, кружевные манжеты, цветные банты, бриллианты, золото, цветные камни. Отличительный знак королевской семьи-швы на рукаве и плече костюма. На ногах шелковые чулки и изящные туфли с бантами. Обязателен был роскошный парик.

(демонстрация 12 слайда) перелистывать

Очень интересна женская обувь. Так как в средние века города утопали в грязи, дамы вынуждены были передвигаться по улицам в такой обуви.

(демонстрация 13 слайда) перелистывать

Прическа, как и шляпки были порой просто произведением искусств.

(демонстрация 14 слайда) перелистывать

Посмотрите еще раз внимательно на изображение людей и эскиза парадных костюмов. Рассмотрите внимательно детали, цвет одежды, положение (ракурсы) рук, тела и головы.

(Обучающиеся эмоционально настроены.

Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Обучающиеся делают выводы.

Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе

Развивают внимание, задают наводящие вопросы.)

(осознанное построение речевого высказывания)


  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения.

(работа с классом )

(демонстрация 15 слайда) перелистывать

Для выполнения нашего задания нам необходимо повторить пропорции человеческой фигуры. Посмотрите внимательно на изображение. Голова взрослого человека занимает примерно 1/7 или 1/8 части всего тела.

(демонстрация 16 слайда) перелистывать

Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить.

(Развивают внимание, задают наводящие вопросы) (Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.)

Из принесенных вами книг с иллюстрациями покажите те, которые по вашему мнению больше всего напоминают одежду , которую носили дворяне или другие приближенные к царскому двору.

По каким признакам вы выбирали изображения.

(Учащиеся просматривают принесенные из дома книги с изображением королей и цариц.

Показывают иллюстрации, обсуждают.)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы:

Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности.

Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы.

(демонстрация 17 слайда)

На этом занятии вам предстоит выполнить рисунок на тему «Бал эпохи Средневековья»

Продумайте основной комплект костюмов участников. Нарисуйте карандашом фигуру в в парадном платье и выполните работу в цвете красками акварельными. Украсить одежду мелкими деталями можно гелиевыми ручками, фломастерами…



(самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция)


  1. Включение в систему заданий повторения

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень).

Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий.

Задание вы выполняете в альбоме. Размеры фигур не менее вашей ладони. Напоминаю, все фигуры изображаются в движении.



(Учащиеся приступают к выполнению задания)

Какую роль играет декор в жизни людей?

Что было сложнее всего рисовать, какие элементы декора?

Что из урока вам запомнилось?

Что бы вы еще добавили на уроке?

(Размышления учащихся).



  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат)

Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности

Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены). Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся. Что у вас получилось выполнить лучше всего?

Что не получилось?

Поднимите руки, кто считает, то в полной мере справился с задачами этого урока?

Предлагает критерии самооценки.

(Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели)



Д/з: доработать задание, вырезать и принести. Эту же тему мы продолжим на следующем уроке, но будем выполнять другое задание, прошу принести книги с изображением интерьера замков и дворцов.

Вывешивают свои эскизы костюмов на доску.

Размышления учащихся.

Ребята объясняют значение декора

(анализ, построение логической цепи рассуждений)





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее