Открытый урок
Декор и положение человека в обществе
Учителя ИЗО
МБОУ СОШ 4 города Белореченска
Бондаревой О.Н
Тема урока: Декор и положение человека в обществе.
Тип урока: Урок-путешествие, комбинированный
Цель урока: (для учителя): Сформировать понимание места и роли декоративного искусства в жизни человека
Планируемый результат (для учащихся):
- Устанавливать связь между целью деятельности и её результатам.
- Уметь соотносить свои действия с планируемым результатом
- Находить ответы на вопросы в иллюстрациях презентации, используя свой жизненный опыт
- Уметь оценивать свои работы и работы своих товарищей, давать оценку лучшим работам товарищей
Задачи урока:
Воспитывающая: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры
Развивающая: познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства различных стран
Обучающая: учить создавать фантазийный графический узор
Технологическая карта изучения темы
Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 |
Тип урока | Урок-путешествие, комбинированный |
Технология построения урока | Проблемно – диалоговая, изучение нового материала. |
Тема урока | Декор и положение человека в обществе. |
Цель урока |
|
Основные термины, понятия | Вышивка, декор, гобелен, камзол, костюм, орнамент, символика. |
Оборудование | Альбом, карандаш, акварельные краска, кисти, гелиевые ручки, фломастеры |
Зрительный ряд | Презентация «Одежда «говорит»о человеке» |
Планируемый результат | |||
Личностные УУД | Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
|
|
|
|
Организация пространства
| |
Формы работы | Ресурсы |
|
Интерактивная доска, ноутбук, документкамера.
презентация в Power Point «Одежда «говорит» о человеке», произведения Баха и Моцарта.
учебник по изобразительному искусству 5 класс «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» Н.А. Горяева, О.В. Островская
иллюстрированный материал с изображением людей в старинных праздничных костюмах |
Описание хода урока
Название технологических этапов урока, их содержания | Конспект урока |
Данный этап процесса обучения предполагает осознание вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. На данном этапе учителем организуется для учащихся мотивирование к учебной деятельности (определение целей и задач, которых учащиеся могут достичь на данном этапе урока , описание методов организации учебной деятельности):
| Добрый день, ребята! Присаживайтесь на свои места. Проверьте, как организовано ваше рабочее место. Сегодня мы совершим путешествие в разные эпохи и культуры, в которых складывались разнообразные формы одежды, и декора, (демонстрация 1 слайда) (Обучающиеся проверяют правильность расположения школьных принадлежностей. Дежурный называет отсутствующих.)
|
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения: Данный этап включает следующие шаги:
| - Первой страной, которую мы посетим, будет Древний Китай. (демонстрация 2 слайда) перелистывать - Посмотрите на императора и его свиту. В культуре Китая огромную роль играл желтый цвет (цвет золота) и являлся символом императора. (демонстрация 3 слайда) перелистывать Сановники носили одежду коричневого цвета, войны-белого и красного, голубой являлся цветом молодых войнов. Вся их одежда (шелковые халаты с широкими рукавами) была украшена вышивкой. У военных чиновников были изображения тигров, барса, льва. Каждое животное соответствовало рангу. (демонстрация 4 слайда) перелистывать У чиновников высшего ранга на груди была квадратная вышивка, и изображение журавля(символ долголетия). Золотые одежды императора украшали вышивкой дракона. (демонстрация 5 слайда) перелистывать Дамы щеголяли в халатах разных цветов с изображением пионов и бабочек. На голове мужчины носили шапочки с небольшим шариком стеклянным, бронзовым, каменным, рубиновым – в зависимости от ранга. На ногах носили крошечные башмачки на высоком каблуке. Все остальные слои населения носили одежды их грубой ткани серых тонов. Вывод: Знаком отличия аристократии от чиновников служили пояса, цвет, материя одежды, вышивка, украшения. (Ученики концентрируют внимание на слайдах. Ученики смотрят, изучают иллюстрации. Рассуждения учащихся.) (умение слушать)
|
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Аттестуемый анализирует и доказывает выбор соответствующих методов и содержания учебных заданий для выявления учащимися места и причины затруднения. Основные методы мотивации для создания успешной ситуации. Для этого учитель учит учащихся:
| Вспомните, о культуре каких стран мы уже говорили на уроках ИХО в 3 и 4 классах? (Индия, Греция, Россия, …) О культуре какой страны вы хотели бы услышать? (Обучающие обсуждают свой выбор и высказывают мнение) |
Аттестуемый демонстрирует методику организации проектной деятельности. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме (фронтально, в группе, в паре) обдумывают проект будущих учебных действий по алгоритму:
Этим процессом руководит учитель: на первых порах при помощи подводящего диалога, а затем – побуждающего, затем с помощью исследовательских методов.
| Итак, давайте сформулируем с вами тему урока, продумаем план по которому мы будем работать ( могут предложить изучить особенности одежды Западной Европы) (самостоятельное формулирование темы и цели урока) (Обучающие предлагают свои варианты работы, строят план достижения цели)
|
Аттестуемый описывает формы и методы организации контроля и корректировки деятельности учащихся в рамках реализации построения проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта:
| (Активируется внимание обучающихся на теме) (демонстрация 6 слайда) перелистывать Декоративно-прикладное искусство Западной Европы в XVII в. отличалось от китайского своими формами, цветами, орнаментом, хотя суть декора осталась та же: одежда подчеркивала роль людей и их положение в обществе. Костюм эпохи Средневековья был пышным и с огромным количеством украшений, таким же как и парадные интерьеры дворцов. (демонстрация 7 слайда) перелистывать Одежда беднейших слоев населения была из грубой коричневой, серой ткани без украшений. Им были запрещены яркие цвета. (демонстрация 8 слайда) перелистывать Простые горожане: прислуга, торгаши носили одежду с узким лифом, широкие юбки с фартуком, чепчик, белый воротник, косынку на плечи. По облику человека можно было определить его положение в обществе: купцы, музыканты, дворецкие и служанки. Представители буржуазии шили одежду из дорогих ярких тканей. Но без орнаментальной отделки. (демонстрация 9 слайда) перелистывать Женщины и мужчина носили воротники самых разнообразных форм. Это была одна из самых дорогих частей одежды. Придворные платья шились из бархата, парчи, атласа и имели богатую отделку. Использовали различные накидки, и вставки (накладки) под платья. (демонстрация 10 слайда) перелистывать Головные уборы дам были украшены золотом, серебром, различными камнями. Дополняли свой внешний вид веерами, кружевными перчатками и зонтами. (демонстрация 11 слайда) перелистывать Модная одежда называлась жюстокором (точно по телу). Длинный приталенный кафтан чуть выше колен имел широкие манжеты обшлага на рукавах и низкие карманы. Сбоку привязывался бант. Этот кафтан носили поверх камзола. Дорогая ткань, золотые и серебряные позументы, ленты и пуговицы на плечах, шляпа-треугольник с перьями – это одежда по привилегиям, появляться в ней можно было с разрешения короля. Дворяне украшали свой костюм по указу короля, это свидетельствовало о социальном статусе дворян и привилегированном положении. Английские дворяне носило короткую куртку (дуплет) с разрезами на груди и рукавах. Широкие штаны украшала с боков вышивка. На ногах кожаные высокие сапоги с отворотами. Особенно прекрасен был костюм короля Людовика XIV. Он выставлял напоказ роскошь своего наряда: золотая парча. Белая рубашка, кружевные манжеты, цветные банты, бриллианты, золото, цветные камни. Отличительный знак королевской семьи-швы на рукаве и плече костюма. На ногах шелковые чулки и изящные туфли с бантами. Обязателен был роскошный парик. (демонстрация 12 слайда) перелистывать Очень интересна женская обувь. Так как в средние века города утопали в грязи, дамы вынуждены были передвигаться по улицам в такой обуви. (демонстрация 13 слайда) перелистывать Прическа, как и шляпки были порой просто произведением искусств. (демонстрация 14 слайда) перелистывать Посмотрите еще раз внимательно на изображение людей и эскиза парадных костюмов. Рассмотрите внимательно детали, цвет одежды, положение (ракурсы) рук, тела и головы. (Обучающиеся эмоционально настроены. Обучающиеся выражают свои предположения о значении декоративно прикладного искусства в жизни человека. Обучающиеся делают выводы. Вывод: во все времена костюм был знаком и символом, указывающим на принадлежность человека к определенному сословию или группе людей в обществе Развивают внимание, задают наводящие вопросы.) (осознанное построение речевого высказывания)
|
На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания в новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. Аттестуемый демонстрирует форму организаций учебной деятельности, выбор заданий с целью закрепления новых знаний с использованием алгоритма решения. | (работа с классом ) (демонстрация 15 слайда) перелистывать Для выполнения нашего задания нам необходимо повторить пропорции человеческой фигуры. Посмотрите внимательно на изображение. Голова взрослого человека занимает примерно 1/7 или 1/8 части всего тела. (демонстрация 16 слайда) перелистывать Полезно, передавая в рисунке форму человеческого тела и любого другого объекта, не только учитывать, но и намечать его каркас даже в тех случаях, когда он находится внутри и его можно себе только представить. (Развивают внимание, задают наводящие вопросы) (Уточняем, правильность понимания задания, выявляем наличие вопросов по ходу ведения работы.) Из принесенных вами книг с иллюстрациями покажите те, которые по вашему мнению больше всего напоминают одежду , которую носили дворяне или другие приближенные к царскому двору. По каким признакам вы выбирали изображения. (Учащиеся просматривают принесенные из дома книги с изображением королей и цариц. Показывают иллюстрации, обсуждают.) |
При проведении данного типа используется индивидуальная форма работы: Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагового оценивания с эталоном. Организуется рефлексия реализации построенного проекта учебных действий. Организуется для учащихся ситуации успешности. Аттестуемый демонстрирует и обосновывает задания, формы контроля и оценки самостоятельной работы. | (демонстрация 17 слайда) На этом занятии вам предстоит выполнить рисунок на тему «Бал эпохи Средневековья» Продумайте основной комплект костюмов участников. Нарисуйте карандашом фигуру в в парадном платье и выполните работу в цвете красками акварельными. Украсить одежду мелкими деталями можно гелиевыми ручками, фломастерами…
(самооценка, умение сличать свою работу с заданным эталоном, обнаружение отклонения. Коррекция)
|
Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала (базовый уровень), в том числе и как промежуточный шаг, для введения в последующем обучении новых способов действий (повышенный уровень). Аттестуемый в рамках этого этапа демонстрирует качество усвоения нового знания учащихся, обосновывает выбор и цель учебных заданий. | Задание вы выполняете в альбоме. Размеры фигур не менее вашей ладони. Напоминаю, все фигуры изображаются в движении.
(Учащиеся приступают к выполнению задания) Какую роль играет декор в жизни людей? Что было сложнее всего рисовать, какие элементы декора? Что из урока вам запомнилось? Что бы вы еще добавили на уроке? (Размышления учащихся).
|
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке. Организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности (цель обучения , способы достижения цели, результат) Аттестуемый демонстрирует эффективные способы самооценки и самоконтроля учебной деятельности | Учитель задает вопросы, вскрывающие ошибки учащихся (если таковые были допущены). Вместе с учениками дает оценку учебной деятельности отдельных учащихся. Что у вас получилось выполнить лучше всего? Что не получилось? Поднимите руки, кто считает, то в полной мере справился с задачами этого урока? Предлагает критерии самооценки. (Обучающиеся обсуждают и оценивают степень достижения цели)
Д/з: доработать задание, вырезать и принести. Эту же тему мы продолжим на следующем уроке, но будем выполнять другое задание, прошу принести книги с изображением интерьера замков и дворцов. Вывешивают свои эскизы костюмов на доску. Размышления учащихся. Ребята объясняют значение декора (анализ, построение логической цепи рассуждений) |