Теория
Решения
Изобретательских
Задач
- Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину.
- Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе повышения мотивации к учению.
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:
1. внимательное отношение к необычным вопросам;
2. уважительное отношение к необычным идеям;
3. показать детям, что их идеи имеют ценность;
4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.
Приём “Да-нетка”.
Универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
- Имя – Иван
- Автор (создатель) – П.П. Ершов
- Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
- Где живет – в град-столице
- Кем служит – конюхом у царя
- Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
- Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
Противоречие
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
Давайте рассмотрим ситуацию:
Если выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие)
«-» (получить можно травму). Как же быть?
Способы работы с противоречиями:
*экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+»)
«Буду кататься, а вдруг не упаду».
* компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-»)
«Научиться падать»
*изобретательский (оставляем «+»)
«Кататься сидя, лежа»
Ложная альтернатива
Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 5 и 4: 9 или 12 ?
Что растет не елке – шишки или сливы ?
Слово "носки " - пишется как "наски " или "носки"?
Кто быстрее плавает – гусь или петух?
Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.
Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
Лимерики должны содержать парадокс или гиперболу. Модель составления лимерики:
1. Жил-был (объект)
2. Какой?
3. Что делал?
4. С кем общался?
5. Вывод (утверждение или мораль)
Жил-был старичок меж ульями.
От пчёл отбивался он стульями.
Но не учёл
Числа этих пчёл
И пал смертью храбрых меж ульями.
Жила-была технология,
Нет, не филология!
Называлась странно: ТРИЗ.
В ней задания – на любой каприз!