![Теория Решения Изобретательских Задач](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_0.jpg)
Теория
Решения
Изобретательских
Задач
![Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину. Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе повышения мотивации к учению.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_1.jpg)
- Проблема активизации познавательной деятельности стояла перед педагогами всегда. Еще Сократ учил своих слушателей умению логически мыслить, искать истину.
- Планомерное использование приёмов и методов технологии ТРИЗ позволяет активизировать деятельность учащихся в процессе повышения мотивации к учению.
![У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление ТРИЗ](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_2.jpg)
У педагога, использующего ТРИЗ , дети занимаются с увлечением и без перегрузок осваивают новые знания, развивают речь и мышление
ТРИЗ
![Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_3.jpg)
Наиболее четко и коротко идеал системы образования XXI века можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".
Важнейший момент в этом учебном процессе - переход к осознанному овладению мыслительными приемами и операциями.
![Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_4.jpg)
Основа ТРИЗ – это функционально-системный подход. Выявляя причинно-следственные связи и обнаруживая скрытые зависимости, системный подход выступает в качестве инструмента для анализа ситуаций и объектов, а также дает возможность организовать информацию и делать выводы.
![Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики: 1. внимательное отношение к необычным вопросам; 2. уважительное отношение к необычным идеям; 3. показать детям, что их идеи имеют ценность; 4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это; 5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_5.jpg)
Для развития творческого мышления учитель должен руководствоваться пятью принципами, которые лежат в основе ТРИЗ-педагогики:
1. внимательное отношение к необычным вопросам;
2. уважительное отношение к необычным идеям;
3. показать детям, что их идеи имеют ценность;
4. представлять удобные случаи для самостоятельного обучения и хвалить за это;
5. дать время для неоцениваемой практики или обучения.
![Приём “Да-нетка”. Универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_6.jpg)
Приём “Да-нетка”.
Универсальный приём технологии ТРИЗ способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия:
умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга.
Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".
![Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_7.jpg)
Модель “Создай паспорт” для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).
![Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_8.jpg)
Например, вот такой паспорт можно создать, изучая произведение П.П. Ершова «Конек-Горбунок»:
- Имя – Иван
- Автор (создатель) – П.П. Ершов
- Прописка – русская сказка «Конек-Горбунок»
- Где живет – в град-столице
- Кем служит – конюхом у царя
- Особые приметы – смелый, хитрый, любопытный, выполняет все приказания царя, не прилагая особых усилий (помогает ему во всем конек Горбунок)
- Опорные слова для паспорта выбираются самими школьниками
![Противоречие Формирует: умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации; умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»); умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_9.jpg)
Противоречие
Формирует:
умение находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, ситуации;
умение разрешать противоречия (убирать «минусы», сохраняя «плюсы»);
умение оценивать объект, ситуацию с разных позиций, учитывая разные роли.
![Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»: Не идется и не едется, Потому что гололедица. Но зато Отлично падается! Почему ж никто Не радуется?](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_10.jpg)
Рассмотрим использование этого метода на примере стихотворения В. Берестова «Гололедица»:
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато
Отлично падается!
Почему ж никто
Не радуется?
![Давайте рассмотрим ситуацию: Если выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие) «-» (получить можно травму). Как же быть? Способы работы с противоречиями: *экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+») «Буду кататься, а вдруг не упаду». * компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-») «Научиться падать» *изобретательский (оставляем «+») «Кататься сидя, лежа»](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_11.jpg)
Давайте рассмотрим ситуацию:
Если выйти на улицу в гололедицу, то «+» (кататься в удовольствие)
«-» (получить можно травму). Как же быть?
Способы работы с противоречиями:
*экстремистский (не обращаем внимания на «-», увеличиваем «+»)
«Буду кататься, а вдруг не упаду».
* компромиссный (уменьшаем «+», чтобы уменьшить «-»)
«Научиться падать»
*изобретательский (оставляем «+»)
«Кататься сидя, лежа»
![Ложная альтернатива Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_12.jpg)
Ложная альтернатива
Описание: Внимание слушателя уводится в сторону с помощью альтернативы "или-или", совершенно произвольно выраженной. Ни один из предлагаемых ответов не является верным.
Пример.
Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их угадывать и указывать их тип. Например:
Сколько будет 5 и 4: 9 или 12 ?
Что растет не елке – шишки или сливы ?
Слово "носки " - пишется как "наски " или "носки"?
Кто быстрее плавает – гусь или петух?
![Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_13.jpg)
Лимерики - это короткие стихотворения, состоящие из пяти строк. Они пишутся в жанре (нелепицы) и рифмуются таким образом: первые четыре строчки – парной рифмой, пятая строка является выводом и может не рифмоваться.
![Например: Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок. Даю вам честное слово!](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_14.jpg)
Например:
Даю вам честное слово:
Вчера в половине шестого
Я встретил двух свинок
Без шляп и ботинок.
Даю вам честное слово!
![Лимерики должны содержать парадокс или гиперболу. Модель составления лимерики: 1. Жил-был (объект) 2. Какой? 3. Что делал? 4. С кем общался? 5. Вывод (утверждение или мораль)](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_15.jpg)
Лимерики должны содержать парадокс или гиперболу. Модель составления лимерики:
1. Жил-был (объект)
2. Какой?
3. Что делал?
4. С кем общался?
5. Вывод (утверждение или мораль)
![Жил-был старичок меж ульями. От пчёл отбивался он стульями. Но не учёл Числа этих пчёл И пал смертью храбрых меж ульями.](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_16.jpg)
Жил-был старичок меж ульями.
От пчёл отбивался он стульями.
Но не учёл
Числа этих пчёл
И пал смертью храбрых меж ульями.
![Жила-была технология, Нет, не филология! Называлась странно: ТРИЗ. В ней задания – на любой каприз!](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_17.jpg)
Жила-была технология,
Нет, не филология!
Называлась странно: ТРИЗ.
В ней задания – на любой каприз!
![](http://fsd.compedu.ru/html/2018/03/09/i_5aa24afc9aceb/img_phpOcLXaN_Tehnologiya-TRIZ_18.jpg)