Тема: Число и цифра 1.
Цель: знакомство обучающихся с числом и цифрой 1 и его графической записью.
Задачи:
Образовательная: познакомить с числом и цифрой 1
Коррекционно – развивающая: развивать мелкую моторику, корригировать восприятие
Воспитательная: воспитывать аккуратность при работе в тетради
Оборудование: предметные картинки (Незнайка, луна, носорог, солнце, пальто, юбка, пиджак), образец написания цифры 1.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Ну-ка ты проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь отметку “5”?
Артикуляционная гимнастика
«Качели» Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Раз, два, три – Язычок вверх подними.
Четыре, пять - Опустили вниз опять.
Ты, язык не обижай, На качелях покачай.
Подними его скорей, Ему станет веселей.
Снова вниз опусти, И немного отдохни.
«Часики»
Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
Тик-так, тик-так, Ходят часики вот так
. В одну сторону, в другую
Поиграй в игру такую.
Дыхательная гимнастика №2
Ворона И.п.: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох — разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].
|
|
II. Основная часть.
1. Формирование новых понятий.
- Ребята, сегодня на урок математики к нам пришёл Незнайка, но не с пустыми руками.
- Посмотрим, что ещё нам приготовил Незнайка.
Из конверта учитель или один из учеников достаёт карточку с загадками.
- Отгадайте о ком или о чём идёт речь.
Один костёр весь мир согревает.(Солнце)
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю,
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня….. (луной)
Кто один имеет рог?
Отгадайте…. (носорог)
- Что объединяет все эти загадки?
- Какое число есть в каждой загадке?
- А бывает два солнца, две луны?
- Число и цифра один – это тема сегодняшнего урока.
- Посмотрите вокруг себя, назовите предметы, которые находятся в количестве одного.
- Что лично у вас связано с числом 1 (день рождения, номер дома).
- Посмотрите на рисунок и скажите, сколько предметов вы видите? (один пиджак, одна юбка, одно пальто).
2. Физкультминутка.
Движения выполняются по содержанию текста.
Мы – весёлые мартышки,
Мы играем громко слишком,
Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем,
Надуваем щёчки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Язычки покажем.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальцы поднесём к виску,
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Мы мартышку провожаем
И урок наш продолжаем.
3. Работа в тетрадях.
-Какие фигуры изображены на рисунке?
- Чего больше?
- Почему так считаете?
Обоснуйте ваше мнение (учащиеся соединяют стрелочками пары: круг-квадрат).
- На сколько квадратов больше, чем кругов?
- Раскрасьте лишний квадрат.
- Вы закрасили 1 квадратик, показав, что квадратов больше, чем кругов.
- А можно ли по-другому записать то, что остался 1 квадрат?
- Число 1 можно записать с помощью цифры 1.
Вывешивается на доску образец записи цифры 1.
Это цифра - единица,
Видишь, как она гордится?
А ты знаешь почему?
Начинает счет всему!
- На что похожа цифра 1?
- С.Я. Маршак написал так о единице:
Вот один, иль единица
Очень тонкая, как спица.
- Посмотрите, как она пишется. (Учащиеся рассматривают написание цифры 1).
Похожа единица на крючок,
А может, на обломленный сучок. Г. Виеру
На длинной ножке,
Застыв до поры,
Отдыхает палочка
После игры Ф. Даглардж
4.Анализ образца
- Из скольких элементов состоит цифра 1?
- Из каких?
- Хотелось бы вам научиться красиво писать эту цифру?
Тогда посмотрите, как я её буду писать.
Учитель просит детей открыть тетради, взять ручки, сесть правильно. Затем объясняет правильное написание цифры, показывая на доске, разлинованной в клетку.
- Из середины клетки проведём наклонную прямую в правый верхний угол и, не отрывая руки, ведём к нижней стороне клетки ровно в середину также наклонную прямую.
При следующем показе учитель даёт более краткое комментирование, которое легче запомнить детям.
- Из серединки в уголок и с наклоном ножка.
5.Физминутка пальчиковая.
1, 2, 3, 4, 5 - вышли пальчики гулять.
Этот пальчик в лес пошел.
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал.
Этот пальчик всё съел,
Потому и потолстел.
Учащиеся обводят в тетрадях цифру 1, затем пишут самостоятельно.
IПродуктивная обработка информации
6. Самостоятельная работа на карточках.
Ученикам раздаются карточки с заданием геометрического характера.
Учитель объясняет задание.
- Закрасьте цветными карандашами предмет, который составлен из нарисованных вверху геометрических фигур.
- Проверим. Покажите свои рисунки.
- Что же вы разукрасили? (Скворечник)
. Итог урока.
- Ребята, давайте расскажем Незнайке о том, что мы изучали на уроке.
- С каким числом познакомились?
- Какой цифрой оно обозначается?
- Где можно встретить такую цифру?
- Ребята, а в конверте у Незнайки ещё, что-то есть.
Учитель достаёт карточку с пословицей и читает.
- И один в поле воин.
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?
Выслушав ответы детей, учитель делает вывод.
- Каждый человек ценен и важен. От каждого из нас зависит, каким будет наш класс, школа, страна, в которой мы живём.
По каждому из вас судят о вашей семье, школе и всём обществе в целом.
- Ребята, вы все очень хорошо работали. Отлично справились со всеми заданиями. Спасибо. Урок окончен.