«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Число и цифра 0 »

Открытый урок матемтики в 1 классе. Число 0 как характеристика пустого множества и начала отсчета на числовом отрезке.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


МКОУ «Ниж – Суетская средняя

общеобразовательная школа

имени Анатолия Карпенко»









Открытый урок

математики в 1 классе

по теме «Число 0»





















Провела: Ильиных Т. И.

с. Нижняя Суетка

2014г






Тема: «Число и цифра 0»

Цель: введение числа 0 как характеристика пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.

Задачи:
1) образовательные:
- создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся - устанавливать отношения между числами, для развития умения - писать изученные цифры;
2) развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
УУД:
• познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.
• коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
• регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
• личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.

Ход урока:

1.Самоопределение к учебной деятельности

Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!

И прекрасна, и сильна

Математика – страна.



- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
/Учиться думать, решать, рассуждать/

2. Актуализация опорных знаний

Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий

- Чему учились на прошлом уроке?

/увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц/

- С чего начнем урок?

-А начнем мы наш урок с математической разминки.

Работа в паре /друг другу помогаем/

1. Игра «По местам» - Поставь цифры в порядке возрастания, убывания.

10 5 7 4 3 9 8 6 2 1 (поставить карточки на доске)

Проверка и оценка



Работает каждый сам

Выходят к доске по одному, если ошибка показывают с места правильный ответ.


2. Решение примеров. Игра »Паровозик».

Каждый вагончик везет примеры для вас. Читаем примеры по-разному громко, ответ – веером или числом

Оценка


3.Постановка цели урока. Открытие нового.

Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Создание проблемной ситуации.

- Ответьте, сколько цветочков у меня в руке? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)

- Сколько дедушек у нас в классе? (нисколько)

- Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного).

- Сколько говорящих собак вы знаете?

Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?

- Какой цифрой обозначим?

Определение темы урока.

Назовите тему урока. (Число ноль)



- Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.

-Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

- Где место числа 2 в числовом ряду? (перед числом 3) Поставьте число 2.

2,3

- Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? 1

- Где место числа 1 в числовом ряду? Перед числом 2 поставь число 1( 1 2 3)

- Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?

-Чему будем учиться на уроке? (, познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0


Число 0 показываю


- На что похожа цифра 0?

Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.

Круглый ноль такой хорошенький,

Но не значит ничегошеньки.


- Как получили ноль? 1-1 ( на доске пример 1-1=0)

- Покажите 0 кругов, 0 кругов.


Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».

Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(слайд)

4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.

Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.

- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?




- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)



-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)


Слайд

А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.

Вам они встречались?

(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)

- Где место ноля на числовом отрезке?

Слайд 
В народе говорят « Начнем с нуля». 
-Когда так говорят ? 

-Какую задачу урока мы сейчас решили? Оцените свои знания.


Физ.минутка. («Солнце глянуло в кроватку….»)

Цель этапа: Смена вида деятельности


- Какую задачу урока сейчас поставим?


5.Первичное закрепление. Работа в тетрадях.

Цель этапаСформировать навыки написания цифры 0.

- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.

ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.

- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)

Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.

-Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.

Справились с этой работой?

Оцените

6.Обобщение усвоенного.

Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.

Работа с учебником. Стр.70

- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.

- Ответили?( Да.)

- Итак, сейчас очень важно выполнить какую работу?

- Закрепить полученные знания. С помощью рисунков объяснить, как получить ноль?

-Рассмотрите картинки ниже.

- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство?

Работа в группе

- Составьте рассказы по равенствам, опираясь на рисунок. 1 минута

- Заслушивание ответов

- Какое равенство подходит к картинке?

Оценка


-Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?

-Как записать? Стало листочков больше или меньше?

-Сравните 2 и 3. и т.д.


Индивидуальная работа



С. 71

Составить по рисунку рассказ и выполнить запись.

1 работает у доски. Проверка. Оценка

7.Подведение итогов

-Какие задача мы ставили в начале урока?

- Мы их выполнили?

- Что означает число 0?

- В математике эта цифра нужна?

- Чего у нас в классе 0?

8. Рефлексия

- Покажите ваши цветочки. У кого больше желтого? Зеленого?

- А на «дереве успеха» покажите на какую веточку вы сегодня взобрались.


Учитель: Я вижу, что многие добрались до самой высокой веточки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку математику. 

- За активную работу на уроке я хочу наградить ребят …






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее