МКОУ «Ниж – Суетская средняя
общеобразовательная школа
имени Анатолия Карпенко»
Открытый урок
математики в 1 классе
по теме «Число 0»
Провела: Ильиных Т. И.
с. Нижняя Суетка
2014г
Тема: «Число и цифра 0»
Цель: введение числа 0 как характеристика пустого множества и начало отсчёта на числовом отрезке.
Задачи:
1) образовательные:
- создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль, характеристике пустого множества и начала отсчёта на числовом отрезке, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умение писать цифру ноль; для закрепления умения учащихся - устанавливать отношения между числами, для развития умения - писать изученные цифры;
2) развивающие:
- развивать наблюдательность, внимание, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
3) воспитательные:
- способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, адекватно оценивать результат своей работы;
здоровьесберегающие:
- сохранять здоровье детей путём чередования различных видов деятельности и активного отдыха, использования ИКТ, создания комфортной и доверительной атмосферы в классе.
УУД:
• познавательные УУД: создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.
• коммуникативные УУД: сотрудничество учеников в паре, планирование совместной деятельности.
• регулятивные УУД: контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.
• личностные УУД: проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам.
Ход урока:
1.Самоопределение к учебной деятельности
Цель этапа: Организовать направленное внимание на начало урока.
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем и работать начинаем!
И прекрасна, и сильна
Математика – страна.
- Скажите, ребята, с какой целью вы пришли сегодня на урок?
/Учиться думать, решать, рассуждать/
2. Актуализация опорных знаний
Цель этапа: Дальнейшее успешное усвоение новых знаний или учебных действий
- Чему учились на прошлом уроке?
/увеличивать и уменьшать числа на несколько единиц/
- С чего начнем урок?
-А начнем мы наш урок с математической разминки.
Работа в паре /друг другу помогаем/
1. Игра «По местам» - Поставь цифры в порядке возрастания, убывания.
10 5 7 4 3 9 8 6 2 1 (поставить карточки на доске)
Проверка и оценка
Работает каждый сам
Выходят к доске по одному, если ошибка показывают с места правильный ответ.
2. Решение примеров. Игра »Паровозик».
Каждый вагончик везет примеры для вас. Читаем примеры по-разному громко, ответ – веером или числом
Оценка
3.Постановка цели урока. Открытие нового.
Цель этапа: Сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Создание проблемной ситуации.
- Ответьте, сколько цветочков у меня в руке? (3) Убираю по одному. А сейчас? (нисколько 0)
- Сколько дедушек у нас в классе? (нисколько)
- Сколько яблок может вырасти на сливе? (ни одного).
- Сколько говорящих собак вы знаете?
Так как можно обозначить “ни сколько”, “ни одного”?
- Какой цифрой обозначим?
Определение темы урока.
Назовите тему урока. (Число ноль)
- Положите 3 треугольника. Рядом поставьте соответствующее число.
-Уменьшите количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?
- Где место числа 2 в числовом ряду? (перед числом 3) Поставьте число 2.
2,3
- Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось? 1
- Где место числа 1 в числовом ряду? Перед числом 2 поставь число 1( 1 2 3)
- Уменьши количество треугольников на 1. Сколько треугольников осталось?
-Чему будем учиться на уроке? (, познакомимся с числом и цифрой 0, научимся писать цифру 0
Число 0 показываю
- На что похожа цифра 0?
Цифра вроде буквы О – это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
- Как получили ноль? 1-1 ( на доске пример 1-1=0)
- Покажите 0 кругов, 0 кругов.
Ноль появился в Индии, обозначался кружком, называли его «сифр». Спустя несколько веков ему дали название «нуль», что означает «ничто».
Ноль единственная цифра, которой поставлен памятник в Венгрии, в центре города Будапешт. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране.(слайд)
4.Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала.
Цель этапа: Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям, развитие умения распознавать цифру 0.
- Где в жизни мы встречаемся с числом 0?
- Ноль – важная цифра в нашей счетной системе. Он ничего не значит, но если встанет справа от числа, то число увеличится в 10 раз. (показать рисунок)
-Кто сможет назвать числа, в которых используют ноль? (10,100,500,2000)
Слайд
А если ноль поставим слева от числа (показать рисунок),то получим странные числа.
Вам они встречались?
(01- пожарная служба, 02 – полиция, 03- скорая помощь, 04 – газовая служба)
- Где место ноля на числовом отрезке?
Слайд
В народе говорят « Начнем с нуля».
-Когда так говорят ?
-Какую задачу урока мы сейчас решили? Оцените свои знания.
Физ.минутка. («Солнце глянуло в кроватку….»)
Цель этапа: Смена вида деятельности
- Какую задачу урока сейчас поставим?
5.Первичное закрепление. Работа в тетрадях.
Цель этапа: Сформировать навыки написания цифры 0.
- Сейчас мы будем учиться писать цифру 0.
ОТКРОЙТЕ ТЕТРАДИ. Положите с наклоном, сядьте прямо.
- Сколько элементов у цифры 0? (1 овал)
Начинаем писать чуть ниже вершины верхнего правого угла, закругляем, касаясь верхней стороны клетки, ведем вниз, закругляем, касаясь середины нижней стороны клетки, закругляем и ведем вверх к началу овала.
-Напишите цифру в тетради. Выберите самую красивую, правильно написанную цифру, поставьте точку под ней.
Справились с этой работой?
Оцените
6.Обобщение усвоенного.
Цель этапа: Закрепить, повторить, продолжить формирование УУД.
Работа с учебником. Стр.70
- Прочитайте, на какой вопрос мы должны ответить.
- Ответили?( Да.)
- Итак, сейчас очень важно выполнить какую работу?
- Закрепить полученные знания. С помощью рисунков объяснить, как получить ноль?
-Рассмотрите картинки ниже.
- Что изображено? Прочитайте вопрос. Что такое равенство?
Работа в группе
- Составьте рассказы по равенствам, опираясь на рисунок. 1 минута
- Заслушивание ответов
- Какое равенство подходит к картинке?
Оценка
-Рассмотрите следующий рисунок. Что было, что изменилось? (Было 3 листочка, 1 улетел) Сколько осталось?
-Как записать? Стало листочков больше или меньше?
-Сравните 2 и 3. и т.д.
Индивидуальная работа
С. 71
Составить по рисунку рассказ и выполнить запись.
1 работает у доски. Проверка. Оценка
7.Подведение итогов
-Какие задача мы ставили в начале урока?
- Мы их выполнили?
- Что означает число 0?
- В математике эта цифра нужна?
- Чего у нас в классе 0?
8. Рефлексия
- Покажите ваши цветочки. У кого больше желтого? Зеленого?
- А на «дереве успеха» покажите на какую веточку вы сегодня взобрались.
Учитель: Я вижу, что многие добрались до самой высокой веточки, а это значит, что урок состоялся не зря. И каждый из вас ещё больше полюбил самую точную науку математику.
- За активную работу на уроке я хочу наградить ребят …