Российская Федерация
Ханты – Мансийский автономный округ –Югра
Тюменская область
Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 4
г.Пыть-Ях
Учитель: Высотская Татьяна Валерьевна
Класс: 1-б
Тема: Число 0. Цифра 0.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с числом ноль и соответствующей ему цифрой, со свойствами нуля.
Задачи:
образовательные:
-создать условия для формирования представлений учащихся о числе ноль как отсутствии объектов пересчёта, познакомить с соответствующей цифрой и формировать умения писать цифру ноль. Закрепить умения учащихся устанавливать отношения между числами и составлять равенства, писать изученные цифры;
развивающие:
-развивать наблюдательность, внимание, зрительную и слуховую память, математическую речь, мыслительные операции у учащихся;
воспитательные:
-способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, умения работать друг с другом; воспитанию интереса к предмету, умения работать в паре.
метапредметные: развитие навыка работы с учебником; развитие мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения; уточнение и расширение словарного запаса учащихся при использовании математической терминологии;
предметные: формирование понятия числа и цифры 0; умение сравнивать числа; определение числа в числовом ряду, написание цифры 0.
Коммуникативные УУД:
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии (работа в группе),
задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Регулятивные УУД:
формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения (запись и решение примеров с новым числом).
Познавательные УУД:
Строить рассуждения, самостоятельно создавать
алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом).
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, парная, индивидуальная.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый.
Планируемый результат: знать название числа 0; уметь находить число 0 в числовом ряду; уметь записывать цифру 0.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Система контроля: контроль учителя, взаимоконтроль, самоконтроль.
Оборудование: мультимедиа проектор, экран, компьютер, счётный материал.
Раздаточный материал: разрезные цифры, веер цифр.
Ход урока.
I.Организационный
момент.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели.
Тихо мальчики за парту сели
На меня все посмотрели.
II. Устный счёт. (5 мин.)
Работа с числовым рядом (веер цифр).
1) Повторение понятий «Верх», «низ», «право», «лево».
Учитель говорит, дети показывают нужную сторону, опускают и поднимают голову в нужном направлении.
2) - Назовите соседей числа 5,8,3,7.
- Назовите числа, стоящие перед 4.2,8,10.
- Назовите числа, стоящие после чисел 1,3,7,6,9.
- Расположите числа 5,2,7,3,1,8 в порядке возрастания.
- Расположите числа 4,6,9,10 в порядке убывания.
3) Игра «Заселяем домики». Дети используют разрезные цифры.
На интерактивной доске изображение цифровых домиков, по заданию учителя, дети показывают цифру, которую нужно заселить в определённое окошко.
4) Задание «Исправь ошибки».
5 + 2 = 8
7 – 1 = 5
10 – 1=7
3 – 2= 5
2.Вхождение в тему. Сообщение темы и целей. (3мин.)
-
III. Изучение нового. (10 мин.)
1. Знакомство с числом «нуль», цифрой «ноль».
Дети отгадывают загадку.
Он не значит ничего,
Но нельзя и без него.
-Что значит ноль? Ничего, нисколько.
Его называют «ноль» или «нуль» и обозначают им «ничто». Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кто-то, ноль- вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так.
Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после цифры 1 не поместить этот волшебный кружочек? Получится 1, а вовсе не то, что хотелось.
Назовите ещё числа, в которых ноль играет очень важную роль. (20, 30, 100, 400, 1 000 и т.д.)
В Венгрии, в Будапеште, поставлен памятник нулю. Ни одна другая цифра не удостоилась таких почестей. От этого памятника отмеряются все расстояния в стране. Цифра 0 и надпись "км" внизу означают начало всех дорог по Венгрии.
Анализ и письмо О в тетради. ( с.17).
Определение места О в числовом ряду.
- Число 0 стоит перед числом 1.
Запись числовых выражений.
5 – 5=0
6 – 6 =0
7 – 7=0
8- 8 = 0
- Посмотрите на записанные выражения, что вы заметили?
ВЫВОД: если из числа вычесть это же число, то получится ноль.
- Приведите свои примеры таких числовых выражений.
- Запишите 1-2 своих выражения.
IV. Закрепление изученного. (10мин.)
Работа в парах. Один ребёнок диктует выражение, дети записывают его и решают. Затем другой ребёнок составляет другое выражение, дети его записывают и решают. В выражениях должен получиться 0.
Физкультминутка .
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы считать. (Сгибание и разгибание рук вверх.)
До пяти мы все считаем,
С силой гири поднимаем.
Сколько раз ударю в бубен,
Столько раз дрова разрубим. (Наклоны вперед, руки в «замок», резко вниз.)
Сколько точек будет в круге,
Столько раз поднимем руки. (Расслабленное поднимание и опускание рук.)
Наклонитесь столько раз,
Сколько форточек у нас. (Наклоны в стороны, руки на пояс.)
Сколько клеток до черты,
Столько раз подпрыгни ты. (Прыжки на месте.)
Мы теперь — канатоходцы,
Сколько можем простоять. (Ходьба на месте, руки в стороны. Ступни ног на одной линии, одна впереди другой, руки в стороны.)
Раз, два, три, четыре, пять.
Ну, а если силы взвесить,
Шесть, семь, восемь,
Девять, десять.
Хорошо мы посчитали
И нисколько не устали,
Голову поднимем выше (Стойка — ноги врозь, руки вверх — в стороны (вдох).)
И легко, легко подышим. (Руки расслабленно опустить вниз (выдох).)
V. Заключительный этап. (5мин.)
-Что вы нового и интересного узнали о числе «нуль» и цифре «ноль»?
VI. Рефлексия. (2мин.)
У детей на парте кружочки красного, жёлтого и зелёного цвета.
Дети оценивают работу на уроке и высказывают свои коментарии.