Районный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2013»
Мастер-класс
«Man – the Seeker of Happiness!?»
«Человек – творец своего счастья!?»
Автор: учитель английского языка
МБОУ гимназии №1
Николаенко Нина Андреевна
Цель мастер-класса: формирование коммуникативной компетенции учащихся в рамках обозначенной темы
Задачи:
а) образовательная
актуализировать знания и представления учащихся о счастье;
развивать навыки логического высказывания по теме;
совершенствовать навыки чтения, восприятия речи на слух и умения говорить на основе прочитанного и услышанного;
б) развивающая
продолжить расширение кругозора учащихся, развитие творческих способностей;
способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся;
обосновывать суждения, владеть приемами краткого и развернутого ответа, взаимодействовать на уровне полилога;
формировать социокультурную компетенцию;
в) воспитательная
обеспечить условия для создания благоприятного, эмоционального психологического климата в учебном сообществе для формирования коммуникативной культуры учащихся;
формировать умения работать в команде;
способствовать развитию нравственных ценностей и идеалов у учащихся;
развивать познавательную и творческую активность, любознательность, самостоятельность учащихся
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Учебно-методическое обеспечение:
- учебник “Английский язык” для 10 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, изд. “Просвещение”, 2010;
- аудио CD к учебнику “Английский язык” для 10 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий” О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой, изд. “Просвещение”, 2010;
- проектор.
Звучит фрагмент песни «Don`t worry, be happy»
Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь?
Каждый раз, когда я готовлюсь к уроку, я пытаюсь подойти ответственно, «не просто так», не хочется обыкновенно рассказывать о грамматическом времени или знакомить с устной темой.
Так рождалось начало многих моих уроков, так произошло и в этот раз, когда я готовилась к встрече с вами.
Недавно, открыв электронную почту, я обнаружила очень необычное письмо от незнакомого мне отправителя. Это письмо привлекло мое внимание тем, что в нем звучала просьба отправить его еще кому-то, если я сочту это нужным. Уже сама просьба меня растрогала, вот как она звучала: «Если ты отправишь это письмо, возможно, мы сумеем изменить наши сердца, возможно, и сердца кого-то еще... “Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча“. К письму было прикреплено приложение — короткая аудиовизуальная программа под названием «Счастье — это путь». Когда я ее открыла (слайды быстро мелькают на фоне красивой музыки), в моей душе действительно многое всколыхнулось; под звуки красивой музыки сменяли один другой трогательные «образы счастья»: лица людей, уголки природы, тонкие миниатюры. На каждом слайде появлялся текст — размышления неизвестного автора о счастье. Меня это тронуло до глубины души...
Я вспомнила урок в 10 классе по теме: «Человек - творец своего счастья», стала задавать себе вопросы, над которыми давно не размышляла (мне казалось, что все уже и так понятно).
слайд: I AM HAPPY…
I AM HAPPY WHEN I have…
Вопрос к аудитории
« Так что же такое счастье, по вашему мнению?» (ответы…)
«Когда вы чувствуете себя счастливым?» (…)
На экране появляется слайд с некоторыми определениями счастья (английский язык) (раздать карточки с определениями понятия «счастья» на русском языке)
Happiness is when… | Счастье – это когда… |
- other people understand you; | - другие люди понимают тебя |
- you are free your own decision | - ты свободен в принятии своего собственного решения |
- you have a lot of money | - у тебя много денег |
- you are not dependent on anybody or anything | - ты независим ни от кого и ни от чего |
- you have a lot of friends | - у тебя много друзей |
- you have a possibility to travel | - у тебя есть возможность путешествовать |
- you have loving and caring parents | - у тебя любящие и заботливые родители |
- you feel that other people think high of you | - вы чувствуете, что другие хорошо о вас думают и высоко вас оценивают |
- you are strong, healthy and daring | - вы сильный, здоровый и любимый |
- you make a successful career | - вы делаете успешную карьеру |
-your actions and activities are rewarded | - ваша деятельность оценивается и награждается |
Я предлагаю каждому выбрать и отметить те, которые уместны для вас и поставить их в порядке значимости (если хотите - можно добавить свои)
Итак, счастье- это когда… Я счастлива, когда…
Сейчас каждый из вас вывел свою формулу счастья.
( На этом этапе урока использовался прием «Привлекательная цель»- перед учащимися ставится простая, понятная и привлекательная для них цель, выполняя которую они волей – неволей выполняют и то учебное действие, которое планирует педагог)
Теперь мы с вами попробуем вывести формулу «счастья» для нашей аудитории. Я попрошу вас посмотреть на ваш собственный список определений понятия «счастья» и одним словом определить, что для вас СЧАСТЬЕ.
Начнем с меня –Happiness for me is my family.(Счастье для меня – СЕМЬЯ). Следующий должен повторить мое слово и добавить свое, третий называет два предыдущих и свое и т. д. (Например, Happiness for me is my family, money…) Победителем будет тот, кто повторит цепочку всех слов по теме.
( Мы воспользовались игровым приемом « Дотронемся до счастья»- он помог нам актуализировать и систематизировать лексики по теме «Счастье»)
Доказано, что любые слова запоминаются легче, когда кроме слуховой памяти работает и зрительная память.
На данном этапе применяю игровой приём «Interpreter» (Переводчик).
слайд
I am happy when I have… | |
Friends | друзья |
A lot of money | много денег |
A lot of friends | много друзей |
A possibility to travel | возможность путешествовать |
Loving parents | любящие родители |
Health | здоровье |
A successful career | успешная карьера |
Children | дети |
T. I am happy when I have a lot of money. Say after me.( a lot of friends, …)
Translate my sentences from Russia into English: Я счастлива когда у меня много друзей…)
Подобные задания позволяют не только овладевать языковыми конструкциями, но и задуматься о своем отношении к жизненным проблемам. Кроме того идет развитие коммуникативных навыков.
Аудирование. Проходит с использованием игрового приема
«True or False» «Достоверный факт»
Учащимся предлагается прослушать текст учебника «Об очень счастливой матери» и выполнить задание в формате ЕГЭ.(выбор правильного варианта)
Слайд: No one can define happiness. You have to be unhappy to understand it.
Итак, никто не может дать точного определения счастья. Говорят, ты должен стать несчастливым, чтобы понять, что такое СЧАСТЬЕ.
Я предлагаю вам небольшие тексты о знаменитых людях и не очень, о богатых и наоборот, о молодых и умудренных опытом (ученикам предполагается текст на английском языке). Вы должны прочитать, понять, пересказать содержание, используя прием «Storyteller»(Рассказчик) для перевода прямой речи в косвенную, и высказать свое мнение, используя клише: «Я думаю…я считаю…я уверена…, что он(она) счастлива, несчастлива, потому что…» (тексты прилагаются)
Релаксация
Сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть.
Как вы думаете, отражается ли счастье на лице человека?
Я включу музыку, а вы закройте глаза и представьте лицо счастливого человека.
Посмотрите, какие у него сияющие добрые глаза, радостная веселая улыбка. Этот человек хочет вам подарить свое счастье….
Медленно открываем глаза.
Я вам предлагаю нарисовать лицо счастливого человека. (Дети рисуют под музыку).
Посмотрите, какие замечательные, счастливые лица у вас получились. Вы улыбнулись и в это мгновение стали добрее, а значит счастливее.
What is Happiness?
What do you need to do or have to do to become happy?
(Что же такое СЧАСТЬЕ? Что нужно, чтобы быть счастливым?
Для выполнения следующего задания применяю прием «Merry-go-round» (Карусель).
Я предлагаю учащимся разделиться на три группы, напоминаю о
Rules (правилах работы в группах)
слайд
• be active;
• respect each other;
• be friendly and responsible;
• be interested in;
• be creative;
А1. Каждая группа получает небольшой текст, (все три текста разного содержания) и отвечает на вопрос:
В чем заключается счастье героя вашего текста?
(ключевые словосочетания записывают в таблицу)
Слайд
Через 5- 7 минут группы (по часовой стрелке) обмениваются и текстами и листочками. Их задача- написать контраргументы по этому же тексту в таблице слева.(3-5 минут) После совершения полного круга, лист и текст возвращаются к команде.
Команде предлагается ознакомиться с контраргументами по своему тексту, проанализировать и выступить с опорой на текст и на ключевые словосочетания (по одному человеку от группы) в роли адвоката героя своего текста, используя устойчивые выражения для эссе: I`m sure (я уверен), I disagree with you (я не согласен с вами…) (2-3 минуты)
He (She) is happy … Он (Она) счастлив(а) … | He (She) is not happy … Он (Она) не счастлив(а) … |
1.free (freedom) | 1.no friends |
2.independent | 2.does not believe other people |
3.have good health | 3.no money, we can`t live without it |
4.man-a child of nature | 4.sad man |
5.an interesting job | 5.alone |
6. | 6. |
7. | 7. |
8. | 8. |
9. | 9. |
Таким образом мы приходим к выводу: СЧАСТЬЕ- оно для каждого свое. Трудно дать ему определение, не существует волшебной формулы счастья, но некоторые представления о нем являются универсальными. Это свобода, здоровье, интересная работа и возможность самовыражения.
There is no magic formula for happiness but some aspects of it are universal. They are freedom, sound health, an interesting occupation, a possibility to express oneself.
Ценность приема «Merry-go-round» (Карусель).
заключается в отработке навыков работы с текстом- извлечение информации, формировании навыков анализа текста, умении подбирать аргументы и контраргументы, умении отстаивать свою точку зрения, совершенствовании навыков монолога и элементов дискуссии.
Использование цветных фломастеров (таким образом осуществляется контроль грамматических или лексических навыков определенной группы).
Задание на дом:
- написать мини-сочинение по теме «No one can define happiness. You have to be unhappy to understand it» (Никто не может дать определение счастью. Вы должны стать несчастливыми, чтобы понять, что такое счастье); и не забыть использовать ключевые словосочетания из урока.
- индивидуальные задания: каждому учащемуся создать слайд для общей презентации «Что такое счастье».
Вот что из этого получилось. (На фоне песни «Don`t worry,be happy» показ презентации.)
Литература
Конышева А.В. Современные метолы обучения. - Минск,2007.
Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Нестандартные уроки.- Издательство «Учитель», 2007.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования - Учеб.пособие для студ. педвузов и системы повыш.квалификации педкадров. Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров. Под ред. Е.С.Полат – М. Издательский центр «Академия». 1999.
4. Сафонова В.В. Коммуникативная компетенция: современные подходы к многоуровневому описанию в методических целях. – М.: НИЦ “Еврошкола”, 2004.
5. Соловова Е.Н., Солокова И.Н. State Exam Maximiser—Pearson Education LTD, 2007
6. Современные технологии обучения: Методическое пособие по использованию интерактивных методов в обучении. (Под ред. Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.Ю.Косовой). - СПб.,2002.
7. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.,1982..
Статьи из журнала «Иностранные языки в школе»:
8. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения. ИЯШ. - М., №5 2004.
9. Давыдова З.М. Игра как метод обучения иностранным языкам. ИЯШ. - №6 2010.
10. Петричук И.И. Еще раз об игре. ИЯШ. - №5 2008.
11. Усейнова Н.В. Приемы вовлечения учащихся в интерактивную деятельность. ИЯШ. - №6 2005.