«Осенний фестиваль знаний 2024»

Буква Ээ, звук[э]

Технологическая карта по литературному чтению на тему "Буква Э.э, звук [э]" для 1 класса по программе "Перспектива"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: Русский язык

Тема: «Буква Э э, звук [э]»

Класс: 1

УМК: «Перспектива»

Тип урока: Урок открытия нового знания

Вид урока: Урок смешанного типа

Цели урока:

  1. Познакомить со звуком [э], буквами Э, э.

  2. Совершенствовать навыки чтения, умение рассуждать.

  3. Развивать фонематический слух, мышление, внимание, любознательность.

  4. Поддерживать стремление к познанию нового.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

-знать звук [э], букву, обозначающую его;

-находить звук [э] в словах;

-находить букву Э э в тексте.

Метапредметные:

принимать учебную задачу, планировать ее выполнение;

находить дополнительную информацию по иллюстрации;

активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.


Личностные:

-принятие и освоение социальной роли обучающихся, развитие мотивов учебной деятельности;

-формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве

и разнообразии природы, народов, культур


Ресурсы урока: компьютерная техника, интерактивная доска, печатники, набор для рефлексии «Светофор» для всех учащихся, набор для звуко – буквенного анализа слов.





















Технологическая карта

Структура урока

Взаимодействие в образовательном процессе

Примечание

Действия педагога

Действия обучающихся

  1. 1.Мотивация

























-Рада снова видеть всех.

Ждёт сегодня вас успех!

А ещё скажу я вам:

Улыбнитесь всем гостям,

Соберитесь, подтянитесь

И тихонечко садитесь.

-Давайте улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошего настроения, тихо сядем.

Учитель приветствует обучающихся, настраивает их на урок, проверяет готовность к уроку.

- А сейчас, ребята, достанем свои светофоры и покажем свой настрой на работу.

- Я рада, что у нас отличное настроение.

-Ноги прямо я поставлю,

Локоточки разведу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я примусь.


Слежу за посадкой обучающихся.


- Чтобы наше настроение стало еще лучше, поиграем в игру «Да - нет».

-Будем на уроке спать?

-Будем буквы изучать?

-Будем с соседом болтать?

-Будем предложения составлять?

-Будем в окошко смотреть?

-Будем новое узнавать?



-Молодцы, ребята, чтобы произнести правильно все звуки на уроке, мы должны размять наш артикуляционный аппарат.


-Повторим за мной.


-Молодцы, вот мы и готовы к дальнейшей работе, но сначала повторим ранее изученные буквы.


Учитель наводит указкой на букву.


-Скажите, а какие буквы придают твердость предшествующим согласным?


-Какая буква придает мягкость предшествующему согласному?

-Молодцы, ребята.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.





Выполняют действие.





Обучающиеся достают светофор и показывают цвет, который соответствует их настрою и настроению.

Проверяют посадку.







Играют в игру «Да - нет»













Учащиеся повторяю речевую разминку.







Обучащиеся называют букву.


-Буквы а, о, у, ы придают твердость предшествующим согласным.


-Буква и придают мягкость предшествующим согласным.

Слайд №1


Организую ситуацию контроля и самооценки готовности к предстоящей работе на уроке.







Слайд №2







Организуется положительный настрой обучающихся на работу.



Слайд №

Слайд №4

Фронтальный опрос.

Актуализация опорных знаний и умений.

2. Целеполагание























-Сейчас мы посмотрим фрагмент из мультфильма и узнаем, с какой же буквой познакомимся на уроке.

-Ребята, скажите, пожалуйста, кого вы увидели в этом мультфильме?

- А что такое эхо?

-Это звук, а не человек. Многие дети думают, что им отвечает кто – то живой. На самом деле это не так.

- Где можно слышать эхо?

- Как оно разговаривает?


- Давайте и мы поиграем в эхо. Я буду громко говорить слова, а вы мне будете отвечать, только потише, как настоящее эхо.

Каток (ток), король (роль), пока (Ока), рыбак (бак), крот (рот).


-Отличное эхо получилось. Молодцы!

-А сейчас произнесите слово ЭХО.

-Как вы думаете, с каким звуком сегодня познакомимся?

-А что мы еще узнаем на уроке?

Обучающиеся внимательно смотрят фрагмент из мультфильма.


Ответы детей (Человечек, леший, эхо).


(Ответы детей.)




- В лесу или вечером на речке.

- Мы кричим, а эхо нам отвечает, но только конец слова.

Обучающиеся играют в игру «Эхо».








-Эхо.

-Мы познакомимся со звуком [э].


(Ответы детей)

Установка на выявление темы и цели урока. Отрывок из мультфильма «Эхо.

Слайд № 5




















3. Планирование







-Сейчас, ребята, мы должны спланировать свою работу на уроке.

-С чего мы начнем нашу работу?




-Правильно, ребята, начнем работу.



-Определим новый звук.

-Выполним звуко-буквенный анализ слова.

-Познакомимся с буквой, обозначающей этот звук.

-Закрепим знания.


4. Реализация учебной задачи










































-Ребята, какой звук вам не знаком в слове эхо?

-Произнесите этот звук.

-Достанем зеркала и посмотрим на наш ротик.

-Вам что-нибудь мешает при произношении?

-Значит звук [э] какой?

-Как мы обозначаем гласный звук?

-А сейчас мы откроем печатники и выполним звуко-буквенный анализ слова эхо.

-Молодцы. Следующее слово, которое мы с вами разберем вы узнаете из видеоролике.

-Ребята, что это за птица?

-Что вы знаете о этой птице?

-Произнесите еще раз слово эму.

-Выполните самостоятельно звуко-буквенный разбор слова.


-Обменяемся печатниками и проверим друг друга.


-Перед вами два слова, попробуйте с ними со ставить предложение.







-Молодцы, ребята, а сейчас вы, наверное, устали, поэтому мы выполним динамическую паузу.



ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА








-Давайте вспомним, с каким звуком сегодня мы познакомились?

-Сейчас мы сыграем в игру «Поймай звук», приготовьте свои ручки для хлопка.

Ребята, в какой части слова мы услышали звук [э]?

-Произнесите слова МЭР и СЭР и посмотрите на их написание на доске.


-Как произносится первый звук в словах?

-Значит буква э, что делает с согласными?


-Правильно, посмотрите как на письме мы будем обозначать звук [э].

-Какие перед вами буквы?


Правильно, когда мы будем писать заглавную букву, а когда строчную?

- А вы знаете, что буква Э сравнительно молодая. Она появилась в русской азбуке в 1735 г. Даже Михаил Васильевич Ломоносов считал, что без нее можно обойтись. Но с появлением в русском языке иностранных слов пригодилась и буква э: эврика, экзамен, эскалатор, экватор, электричество, энергия, экономика и экология.

-А вы знаете, что такое экология?

-Правильно, это наука, изучающая взаимосвязь живых существ и окружающего мира.

- А мы с вами живые существа?

-Как положительно мы можем повлиять на экологию в мире?

-Ребята, мы поговорили об экологии и я совсем забыла о чем мы говорили.


-Давайте подумаем, на что похожа буква Э?


-Звук [э].


- [э].

Учащиеся наблюдают за артикуляционным аппаратом в зеркало.

-Нет.


-Звук [э] – гласный.

-Мы обозначаем его красным кругом.

Обучающиеся выполняют звуко-буквенный анализ слова «Эхо» вместе с учителем.


Обучающиеся смотрят видеоролик.


-Это птица – эму.

(Ответы детей).

-Эму.

Один ребенок выполняет работу у доски. Остальные в печатниках.


Затем обучающиеся обмениваются печатниками и проверяют друг друга по образцу на доске.

Обучающиеся составляют предложения из предоставленных слов.







Выполняют движения.













-Мы познакомились со звуком [э].


Обучающиеся «ловят» звук.


-В начале, в середине и в конце слова.


Дети произносят слова.



-Первый звук произносится твердо.

-Буква э придает им твердость.


Обучающиеся знакомятся с буквой Э э.


-Мы видим заглавную и строчную букву Э,э.

Ответы детей.


Обучающиеся слушают.









Ответы детей.




-Да.

Ответы детей.


-Мы говорили о букве Э, э.



Ответы детей.

Читающие дети рассказывают стихотворения о том, на что похожа буква.

Слайд № 6












Слайд № 7




Взаимопроверка.



Слайд № 8







Улучшение кровоснабжения внутренних органов,

работоспособность нервной системы.

Слайд № 9

Слайд № 10








Слайд № 11


Фронтальный опрос.













Слайд № 12









Слайд №13


5. Контроль


-Немного отдохнем и заснем на своих партах.



-А сейчас мы проверим, как хорошо вы запомнили букву Э.

-Откроем печатники и в предложенном стихотворении найдем все буквы Э.

-Проверим, все ли буквы вы нашли.

На стенах кабинета развешаны изученные буквы, обучающиеся «засыпают» и, по команде учителя, находят названную букву.

Обучающиеся выполняют задание.

Взаимопроверка, обучающиеся выходят к доске и отмечают на слайде букву Э.



Слайд №14


6. Оценка

-Ребята, а сейчас мы оценим свою работу с помощью «Светофора».

Обучающиеся оценивают свою работу.

Слайд №15



7. Рефлексия деятельности

-Скажите, с каким звуком мы сегодня познакомились?

-Какой буквой он обозначается на письме?

-Мягкость или твердость он придает предшествующим согласным?

-Что вы еще узнали на уроке?

Ребята, большое спасибо за работу, урок окончен.

-Мы познакомились со звуком [э].


-Он обозначается буквой Э, э.

-Буква Э придает твердость предшествующим согласным.

Ответы детей.


Фронтальный опрос.








Приложение.


На что похожа буква Э.

Взял я лук и крикнул: – Эх!

Удивлю сейчас я всех!

Натянул потуже лук,

Да стрела застряла вдруг!

И вокруг сказали все:

– Э-Э-Э!


Над лучами в синеве

Пролетает буква Э

Это ласточка весной

Возвращается домой.


Найди букву Э, э.

С Аней мы поём дуэтом,

Коля хочет стать поэтом,

Эдик смотрит на экран

Что сейчас покажут нам?

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее