Блокада Ленинграда

Разработка урока по теме "Блокада Ленинграда"

Олимпиады: История России 6 - 11 классы

Содержимое разработки

«Блокада Ленинграда»

Цель: Дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.

Задачи:

Образовательные: объяснить понятие "блокада", разъяснить цели фашистов, познакомить с жизнью блокадного города; привести примеры мужества и стойкости ленинградцев; дать необходимые сведения об организации обороны Ленинграда, о военных действиях Советской армии.

Коррекционно - развивающие: развивать познавательные способности, умение поддерживать беседу, умения связно и развернуто излагать факты.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать гордость за свое Отечество.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы начинаем урок истории.

1. Проверить готовность детей к уроку

2. Настрой на работу

II. Повторение пройденного материала.

- История нашей страны показывает, что в различные годы, кто стоит у власти, зависит жизнь всех граждан государства.

 -Кто был Верховным главнокомандующим с июня 1941 года? (портрет Сталина (слайд 2))

- Какую тему изучали на прошлом уроке? (оборона Москвы)

- Когда началось наступление на Москву? (30 сентября 1941 года)

- Как называлась операция по захвату Москвы? (Операция «Тайфун»)

- Наши войска смогли отстоять Москву? (Да)

III. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы урока

- К 1941 году Германия захватила всю Европу и вышла к границам Советского Союза. 

(Слайд карта захвата Европы немцами) 

- Но фюрер Германии Адольф Гитлер мечтал о несравнимо большей победе, т. е. разгромить Советский Союз.

(Звучит голос Левитана о начале войны (1 мин.))

- Гитлер хотел с первых дней войны захватить самые величественные города Советского Союза: Москву, Ленинград, Сталинград и другие.

- Ребята, одновременно с наступлением на Москву немецкие войска начали крупное наступление на Ленинград и сегодня тема нашего урока «Блокада Ленинграда»

- Откройте тетради и запишите тему урока «Блокада Ленинграда» (Слайд «Блокада Ленинграда»)

- Перед вами план урока, прочитайте его про себя. Мы будем обращаться к плану во время урока.

План:

1. Планы Гитлера

2. Начало блокады

3. Жизнь ленинградцев во время войны

4. Прорыв блокады

5. Потери во время блокады

- В этом году 27 января наш народ отметил знаменательную дату – 75-летие снятия блокады Ленинграда.

Словарная работа

- Ребята, как вы понимаете слово блокада?

Блокада – кольцо окружения города войсками противника. (Повторить хором, записать слово в тетрадь)

IV. Изучение нового материала

- Для фашистского командования захват Ленинграда имел важное значение. Они стремились захватить его раньше, чем Москву. Москву называли сердцем России, а Ленинград – его душой. Фашисты стремились вырвать у русского народу душу.

- 4 сентября 1941 года на улицах Ленинграда разорвались первые бомбы и снаряды.

Звучит аудиозапись авианалета.

- В начале сентября, фашисты рассчитывали, что их армия «Север» возьмет Ленинград штурмом. Но фашисты, Ленинград захватить не смогли.

- И тогда немцы решили блокировать город и путем обстрела и бомбежки с воздуха сравнять его с землей.

- 8 сентября в город обрушились первые боибы. С тех пор обстрелы и бомбежки не прекращались ни на один день. Вокруг города сомкнулось кольцо блокады.

Слайд карта блокады

- 900 дней длилась блокада Ленинграда.

- На защиту родного города встали все его жители: старики, женщины и дети

- Подростки 14-15 лет вместо своих отцов встали за станки и работали на военных заводах по 10 часов в сутки. Они выпускали снаряды.

- Звуки падающих бомб и сигнальной сирены казались ленинградцам самыми страшными на земле.

Звучит аудиозапись воздушной тревоги

Эльдар читает стих.

На Невском надписи пестрели

Кричала каждая стена:

«Внимание! При артобстреле

Опасна эта сторона!»


Весь Ленинград, как на ладони

С горы Вороньей виден был.

И немец бил с горы Вороньей,

Из дальнобойной берты бил.


Огонь! И смерть вставала кругом

Над местом, где упал снаряд.

Потом я увидал под Лугой

На летней даче детский сад.


Сад пятилетних инвалидов,

Игру смеющихся калек.

Не дай вам Бог такое видеть,

Такое вынести вовек.

- Но у врага имелось еще одно страшное оружие – голод.

- В первые дни блокады фашисты разбомбили продовольственные склады имени Бадаева. Запасы продовольствия в городе были минимальны. Слайд склада Бадаева

- И жить становилось все труднее. Все меньше становился кусочек хлеба, отмеренный ленинградцу. В ноябре ленинградцы похоронили 11 тысяч человек. Это были первые жертвы голода.

Физминутка

- Сейчас мы с вами отдохнём. Сделаем физминутку.

- С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Рабочие получали в день всего по 250 г хлеба, а остальные – по 125г.

- Ее даже трудно назвать хлебом – эту темно-коричневую массу, наполовину состоящую из примесей.

- Ребята, посмотрите как выглядел норма хлеба рабочим и остальным.

(показ хлеба)

-А давайте мы с вами попробуем хлеб блокадного Ленинграда.

- Передайте друг другу и не забудьте угостить наших гостей.

Рецепт ленинградского хлеба.

1. Мука немного

2. Жмых – одна часть

3. Отруби – одна часть

4. Картофель тертый – одна часть.

(показ кусочка хлеба)

- Пытаясь заглушить муки голода, люди ели столярный клей, вазелин, глицерин. Варили кожаные ремни.

Рустам читает стих.

Вместо супа – бурда из столярного клея, 
Вместо чая – заварка сосновой хвои. 
Это б всё ничего, только руки немеют, 
Только ноги становятся вдруг не твои. 

Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик, 
И глухие удары пойдут невпопад… 
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь. 
Не смолкай! Ведь на наших сердцах – Ленинград. 

Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость, 
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт! 
…Сотый день догорал. Как потом оказалось, 
Впереди оставалось ещё восемьсот.

- А к голоду добавились новые испытания – небывалые морозы. Холодной, лютой зимой 41-го года жители города не могли согреться в своих квартирах. Паровое отопление, электричество не работало.

- Вышли из строя водопровод и канализация. За водой приходилось ходить на реку Неву и черпать ее из проруби. Домой вместо воды приносили лед и оттаивали его.

- Всему миру стал известен полный трагической силы дневник 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Она вела его в нестерпимо длинную зиму 1941-1942 г.г.

- Давайте мы послушаем, о чем же дневник Тани.

  • Женя умерла 28 декабря 1941 года, в 12:30 часов утра

  • Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3:00 часа дня

  • Лека умер 17 марта 1942 года в 5:00 часов утра

  • Дядя Витя умер 13 апреля 1942 года в 2:00 часа дня

  • Дядя Леша умер 10 мая 1942 года в 4:00 часа дня

  • Мама – 13 мая 1942 года в 7: 30 утра

Савичевы умерли все. Осталась одна Таня.

- Ребята, что случилась с семьей Тани? (Да, они все умерли)

- А что же стало с самой Таней? Нам расскажет Альфия.

13 мая 1942 года она сделала последнюю запись в дневнике. Соседи видели, как она, связав в узел самое дорогое: подвенечное платье матери и записную книжку и ушла из опустевшей квартиры. Затем стала известно, что Таню эвакуировали с одним из детских домов на большую землю. Ее организм был сильно истощен. Она была слабее других детей. Долго боролись врачи за ее жизнь. Но спасти ее не удалось. Таня умерла 1 июля 1942 года.

- Ребята, что же случилась с Таней? (Да, она умерла)

- Почему она умерла? (Она была очень слаба и истощенная)

- Свыше 600 тысяч жизней оборвала голодная блокада.

- Единственной дорогой, которая связывала город с большой землей, была дорога по льду Ладожского озера.

- Эта трасса в донесениях значилась странно: «Военно-автомобильная дорога № 101». Но ленинградцы назвали ее Дорогой жизни. (Слайд лошадей с повозками)

- По этой дороге доставляли муку. Ехали ночью, не включая света. За каждой машиной охотились самолеты врага. (Слайд машин с продуктами)

- Уже в декабре 1941 года ленинградцы получили первую прибавку к норме хлеба - Ладожскую, спасшую тысячи жизней.

Артур читает стих.

Дорогой жизни шел к нам хлеб

Дорогой дружбы очень многих.

Еще не знают на земле

Страшней и радостней дороги.

- Более полумиллиона жителей города было вывезено в тыл, прежде всего детей.

- Город не только оборонялся. В этих невыносимых условиях город творил. Ленинградский композитор Д.Д.Шостакович написал свою знаменитую «7-ую симфонию».

- Во время исполнения, симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска.

- Ребята, давайте мы с вами прослушаем фрагмент Седьмой симфонии.

Звучит аудиозапись фрагмента «Нашествие» Седьмой симфонии Д.Д.Шостаковича.

- «Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть…» - позже вспоминали немецкие солдаты.

- 18 января 1943 года в ходе семидневных блокада Ленинград была частично прорвана.

Звучит аудиозапись голоса Ю.Левитана.

- 27 января 1944 года Советска Армия нанесла сокрушительный удар по захватчикам. Блокада города была полностью снята.

- За выдающиеся заслуги перед Родиной, мужество и героизм, Ленинград получил звание города – героя.

- Медалью «За оборону Ленинграда» были награждены около 1,5 миллионов человек.

- Ребята, давайте мы с вами посмотрим, как сейчас выглядит Ленинград?

- Ленинград сейчас называют Санкт-Петербургом.

V. Закрепление нового материала

- Ребята, сейчас я вам раздам тестовые вопросы. Вам нужно ответить на эти вопросы.

1. Что такое блокада:

1) окружение

2) атака

3) прорыв

2. Сколько дней длилась блокада:

1) 560

2) 800

3) 900

3. Что первым делом разрушили фашисты при нападении на Ленинград:

1) аэродром

2) продуктовые склады

3) водопровод

4. Как прозвали ленинградцы дорогу по льду Ладожского озера:

1) дорога жизни

2) дорога счастья

3) дорога спасения

5. В первую очередь из Ленинграда увозили:

1) технику

2) детей

3) фонды музеев

6. Самым знаменитым культурным событием в блокадном Ленинграде было исполнение 7 симфонии. Кто её автор:

1) Серафимович

2) Шостакович

3) Янукович

7. Какое звание присвоено Ленинграду после войны:

1) город-герой

2) город крепость

3) непобедимый город

- Все закончили? Теперь все вместе проверим, правильно ли вы ответили?

- Молодцы.

VI. Рефлексия

- Ребята, о чем мы говорили?

- Чему мы сегодня научились?

- Чем мы сегодня занимались на уроке?

- Какие выводы для себя сделали?

VII. Домашнее задание.

VIII. Итог урока. Оценки.

- Мы все ответственны перед памятью павших. И сколько бы времени не прошло, мы должны помнить славный подвиг ленинградцев и быть верны их примеру.

«Никто не забыт, ничто не забыто!».

Звуки метронома. Объявляется минута молчания.

- На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее