Конспект урока географии в 5 классе (ФГОС) по теме: «Что такое биосфера и как она устроена».
Цель: расширить знания и представления учащихся о биосфере, ее строении и охране.
Планируемые результаты
Личностные: осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; овладение практическими умениями работы с учебником, дополнительным текстом и нетбуком.
Предметные: знание и объяснение существенных признаков понятий, использование их для решения учебных задач.
Коммуникативные: уметь общаться и взаимодействовать друг с другом и в коллективе.
Тип урока – урок усвоения новых знаний.
Формы организации деятельности учащихся – в парах, индивидуальная, фронтальная.
Ход урока.
Организационный этап.
Цель: эмоционально – положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха, доверия.
Этап совместного открытия и усвоения новых знаний.
Цель: познакомить учащихся в ходе исследовательской и проблемно – поисковой работы с разнообразием живой природы, границами и структурой биосферы, значением живой оболочки для жизни на Земле.
Учитель: Добрый день, ребята.
Я приветствую вас на уроке географии. Все,
что потребуется каждому ученику для урока («файловая
папка» с бланками заданий на рабочем столе нетбука, учебники, тетради),
находится у вас на столах
-Мы с вами продолжаем знакомство с геосферами Земли.
-Какие оболочки Вы знаете? ( литосфера, атмосфера, гидросфера)
-Что они собой представляют? (Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, а самая верхняя часть литосферы – земная кора. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Гидросфера – водная оболочка нашей планеты.)
-Послушайте, о какой оболочке идет речь в этом стихотворении?
Слайд 1. (Стихи «иллюстрирующие» название темы)
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
- Какая тема следует дальше?
Слайд 2 с названием темы: «Что такое биосфера и как она устроена»
(Открывают тетради, записывают число и тему урока из учебника). (14 мая 2014 года, Живая оболочка Земли.).
Актуализация знаний. Целеполагание.
Цель: основываясь на опорных знаниях учащихся по указанной теме, сформулировать цели на данный урок.
-Давайте вместе поставим цели урока.
Слайд 3. Записаны вопросы формулирующие основные моменты урока, учитель обращает на них внимание, просит прочитать. (Приложение к уроку) Вопросы: 1.Что называется биосферой? 2.Из чего она состоит? 3.Что вам известно о структуре биосферы? 4. А знаете ли вы о границах биосферы? 5.Можете ли вы назвать условия для существования живых организмов биосферы? 6. Значение биосферы.
На эти вопросы мы сможем ответить, изучив новую тему.
Итак, наша главная цель – узнать о биосфере, ее границах и значении. Изучение нового материала.
-Когда появились первые предположения о возникновении Земли? (Пользуясь учебником с 93 учащиеся находят ответ: Первые предположения о возникновении Земли появились только в XYIII в.)
Рассказ учителя. Возникновению жизни на Земле предшествовало формирование трех главных сфер: литосферы, гидросферы и атмосферы. Первоначальный состав и строение этих сфер существенно отличались от их современного состава и строения. Появление жизни стало революционным событием в истории Земли.
Слайд 4. Появление жизни на суше произошло 3,5 млрд. лет назад.Живые организмы, возникнув, стали быстро заселять Землю. Благодаря этому появилась четвертая сфера – биосфера Земли.
Задание классу: пользуясь учебником (с.125), прочитайте определение, запишите его в тетрадь. ( учащиеся записывают понятие «биосфера» (от греческих слов «биос» - жизнь, «сфера» - шар), т.е. живая оболочка.
Слайд 5. Внешняя оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими. От греческого «биос» – жизнь, «сфера» - шар
-Какие организмы составляют живое вещество Земли?
Вывод: Все живые организмы составляют живое вещество Земли – биосферу.
Слайд 6. Биосфера - это область активной жизни, включающая в себя атмосферу, гидросферу и литосферу.
Слайд 7. Термин биосфера (греч. bios «жизнь»).первым ввёл в 1875 году австрийский ученый Эдуард Зюсс. (учащиеся записывают в тетрадь) Информация о биосфере накапливалась постепенно, с развитием таких наук, как ботаника, почвоведение, география растений
Слайд 8. В 20-е годы ХХ века выдающийся русский ученый академик Владимир Иванович Вернадский (1853-1945) разработал «Учение о биосфере» – оболочке Земли, населенной живыми организмами. ( учащиеся записывают в тетрадь). «На земной поверхности нет силы, более могущественной, чем живые организмы».
Слайд 9. Таким образом – Каковы границы распространения живых организмов? (Приложение №1)
После просмотра обращается внимание учащихся на рисунки в учебнике – рис.146, стр. 125, рис.147, стр.126.
Слайд 10. Какова структура распространения живых организмов? (Приложение №2 с дополнением)
1.Атмосфера. Принято считать, что верхняя граница жизни находится в атмосфере на высоте примерно 25–30 км .Самый нижний слой, прилегающий к земной поверхности, имеет толщину 10-18 км – тропосфера. За пределы этого слоя не залетают птицы, да и облака редко поднимаются выше. В этом слое атмосферы протекает жизнь всех живых организмов. Следующий слой достигает 50-60 км. В этом слое атмосферы находится слой озона, так называемый защитный экран, который поглощает часть ультрафиолетовой радиации Солнца.
2.Вся толща гидросферы богатая живыми организмами, занимает слой воды до 200 м, но некоторые организмы обнаружены и на максимальной глубине глубоководных океанских впадин – до 11 км.
3.Литосфера. Нижняя граница жизни располагается в земной коре на глубине приблизительно 10 м, хотя отдельные виды микроорганизмов встречаются в нефтеносных слоях на глубине до 3 км.
4. Биосфера - оболочка Земли, в пределах которой существует жизнь. Биосфера включает нижнюю часть атмосферы (15-20 км), верхнюю часть литосферы и всю гидросферу. Нижняя граница опускается в среднем на 2-3 км на суше и на 1-2 км ниже дна океана.
В местах с наиболее благоприятными условиями существования отмечается наибольший расцвет жизни. (Приложение №2 с дополнением)
-Какие условия необходимы для существования живых организмов в биосфере? (на рабочем столе (Приложение №3). Дополните схему пользуясь текстом учебника на с.125.
Постановка проблемного вопроса. От кого совершенно не защищены живые организмы, и к чему это приводит? (Живые организмы не защищены от воздействия человека, и его деятельности. Это приводит к изменению условий жизни живых организмов, а порой к их исчезновению.)
Слайд 11,12,13,14,15. Картинки, иллюстрирующие хозяйственную деятельность людей (антропогенное воздействие на природу).
«Мозговой штурм» (работа в парах). В тропосфере образовалась озоновая дыра. Что необходимо срочно предпринять для защиты живых организмов? Предложите свое решение, найдите ответ в тексте учебника.
(Люди должны бережно относиться к природе, охранять и разумно вести свою деятельность).
Учитель: говоря об охране животных и растений , я предлагаю вам посмотреть часть исследовательской работы моей ученицы по теме: «Особо охраняемые животные и растения ЯМАЛА». (Приложение №4)
Слайд-Физминутка. Сегодня в отдыхе нам поможет наш давний друг!
Закрепление. (Слайд 3 с вопросами) Вернёмся к целям урока. На все ли вопросы мы ответили?
-Поднимите руки, кому было интересно. О чем бы вы хотели рассказать родителям из того, что узнали на уроке?
-Поднимите руки, кто работал на уроке. Что нового для себя вы сегодня узнали?
-Поднимите руки, кто понял сегодняшний материал. Что для вас сегодня было самым сложным?
-Есть в классе такие, кто не понял материал?
Ребятам предлагается поработать с индивидуальной карточкой-тестом. (Приложение №5)
Письменная работа: допишите недостающие слова: (по выбору учителя может быть проведена в форме электронного теста), в тексте которого нужно заполнить пробелы, воспользовавшись учебниками, записями в тетради, приложениями на рабочем столе нетбуков и активной работой на уроке.
Учащиеся записывают ответы в тетрадях и проводят самопроверку. Учащиеся проверяют свои работы и оценивают себя ( ставят себе + за каждый правильный ответ).
- Ребята, есть среди вас те, кто правильно подобрал 5 ответов? Вы отлично справились с заданием.
- А есть у нас такие, кто подобрал 4 правильных ответа? Вы хорошо поработали!
- Поднимите руки те, у кого 3 найденных ответа. Вы справились с заданием удовлетворительно!
Слайд 16 «Берегите природу и планету Земля!»
Слайд 17. Домашнее задание.
Параграф 25, пересказывать, знать определение и основные термины, учить вывод.
Желающим: составить кроссворд «Биосфера» с использованием основных понятий.
( 11-12 слов – на «5», 9-10 слов – на «4»).
Слайд 18. Рефлексия №1.
Учащимся предлагается дополнить рефлексию:
1. Я узнал(а) много нового.
2. Мне эти знания пригодятся в жизни.
3. На уроке мне было над чем подумать.
4. На все возникшие у меня вопросы я получил(а) ответы.
5. и т.д.
-В тетради записать порядковый номер суждения и отметить знаком (+) или (-). А также поставьте себе оценку за работу на уроке, включая результаты теста и схемы.(Приложение № 6.)
Рефлексия №2. У вас на столах лежат цветные квадратики. Каждому предлагается выбрать соответствующий квадратик. Если человеку было интересно, он работал и разобрался с материалом, то он может выбрать зеленый; а если человеку было скучно, безразлично и он на уроке отдыхал, то цвет его квадратика будет черный. Вложите квадратики в тетрадь.
По выбранным квадратикам я сделаю вывод о состоянии «биосферы» в 5А классе к концу урока.
Благодарю за работу! Всего вам доброго!
Результат урока:
Решена триединая задача: образовательная, развивающая, воспитательная. На каждом этапе урока использовались методы развивающего обучения, которые способствовали развитию познавательной активности учащихся. Дети усвоили материал, смогли его воспроизвести и применить в новых условиях.