2
Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми специальная (коррекционная) школа № 40 г. Сыктывкара
адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000
Тема «Почвы островов»
Численность обучающихся 11 человек
Руководитель:
учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна
контактный телефон 89042049012
E-mail svetlanaobr55@bk.ru
Автор:
учитель географии Кулаткина Надежда Александровна,
контактный телефон 89041036965
E-mail karakchieva86@mail.ru
Сыктывкар, апрель 2021
Технологическая карта урока по предметам «Биология и география» в шестом классе
по программе «природа России».
Тема урока: «Почвы островов».
Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность экологии природных объектов напрямую связана с охраной природы и знаний об уникальности природы и климата островов, влиянии растений на укрепление почв. Данная тема интегрированного урока соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению дать характеристику природного объекта, знанию особенностей климата северных и южных широт.
Ключевые слова: остров, архипелаг, происхождение, сезонность, сравнение растительности, почв северных и южных природных объектов.
Цели:
Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить работать в команде, применять изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.
Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.
Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;
– воспитание морально – нравственных качеств личности;
– развитие самостоятельности;
– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);
- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
- формирование творческого подхода к знаниям;
- применение знаний в новой ситуации.
Тип занятия –интегрированное по предметам география и биологии
Вид занятия – эстафета
Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися местонахождения объектов и использования знаний физической карты полушарий, практических навыков для уточнения типов почв, умение работать в команде, производить лабораторные исследования.
Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают новые растения и почвы островов, определяют расположение основных объектов по широтам.
Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.
Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.
Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.
Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.
Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.
Педагогические технологии:
- Педагогика сотрудничества
- Здоровьесберегающие технологии
Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе».
«вопросы к тексту»
К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:
- Почему?
- По каким признакам?
- В каком месте?
- Как определить?
Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.
«в своём темпе»
При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.
Оборудование: задания для команд, компьютер, презентация, карточки с текстом, «смайлики настроения», контуры природных объектов.
Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся
«тихий опрос»
Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.
«идеальный опрос»
Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...
Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»
Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение
1) Я сам не смог справиться с затруднением;
2) У меня не было затруднений;
3) Я только слушал предложения других;
4) Я выдвигал идеи….
«Продолжи фразу»
Карточка с заданием «Продолжить фразу»:
Мне было интересно…
Мы сегодня разобрались….
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Завтра я хочу на уроке…
Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.
Устранимые факторы: негативные можно снизить.
Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.
Формирование базовых учебных действий на каждом этапе занятия
№ | Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые БУДы | Прогнозируемые результаты |
1 | Самоопределение к деятельности – распределение настроения по «смайликам» Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
| Приветствие «Добрый день, земляки!», объясните слово «земляки». У вас имеются «смайлики», создайте настроение команды. Выберите название команды, поприветствуйте друг друга.
| Объясняют слово «земляки» - живем на одной земле. Приветствие «привет», «салют». | Коммуникативные обсуждение в группах.
Регулятивные самоопределение к деятельности. | Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу. |
2 | Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы
| Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «почвы островов».
Вопрос учащимся: почему выбрана тема «почвы островов»? Запись на доске: «остров Робинзона», «посадил в благодатную почву», «подрался на почве ревности». | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками. Формулируют ассоциации: есть свои особенности у каждого острова, острова отличаются своим ледяным или зеленым убранством, благодаря плодородию или бедности почв. | Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке. Коммуникативные формулировка собственного мнения. | Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия. Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей
|
3 | Постановка мотивационных задач Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии.
| Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач Цель: Определить происхождение каждого предложенного острова. Узнать какие природные объекты находятся рядом. Что нужно, чтобы достичь данной цели? План: 1.Название острова. 2. Соответствует ли расположение на карте и принадлежность острова к сезонности ближнего материка? 3. Определить по растительности острова его происхождение. | Учащиеся используют записи в тетрадях – это было домашним заданием (Приложение 1). Пример: северные и южные острова (место положения на карте), зависимость от сезонности произрастания растительности на островах. | Личностные (самоопределение к познавательной деятельности), регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый читает свои записи как домашнее задание | Умение описать расположение островов «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией.
|
4 | Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.
| Учащиеся называют критерии, по которым определяют происхождение острова: коралловый, материковый или вулканический (учитель записывает на доске, чтоб потом представить всем имеющийся перечень представленных доводов). - Теперь проверим домашнее задание, как вы с ним справились. Обучающиеся по заготовкам пытаются определить контуры острова, полуострова и архипелага. В презентации учащиеся знакомятся с перечнем вопросов о происхождении и расположении островов, определяют их местонахождение на карте, близость к материку, природу острова и сезонность, определяя почвы островов. | Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками
Учащиеся с интересом выслушивают одноклассников о признаках происхождения острова, выражают свое мнение
| Личностные: определять правила работы в группах Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата; определять и формулировать цель деятельности; высказывать своё мнение. Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт. Коммуникативные: слушать и понимать речь других. Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии.
| Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы. Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами. Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры.
|
5 | Работа с презентацией | 1.Проводим эстафету по предметам биологии и географии. Как вы это понимаете? 2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа. 3. Дружные команды собирают смайликов - очки верных ответов и дополнительные бонусы помощи другой команде. | Выводят правило эстафеты: два предмета, как два бегуна, передают эстафетную «палочку» друг другу. | Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений.
| Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение. Информационная компетенция: получение новой информации с интересом.
|
6 | Рефлексия деятельности
Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди» | -Мы достигли поставленной цели? (да) -Занятие не зря прошло? (нет) -Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные. Закончить тему занятия: «Привычку посеешь, здоровым жизнь проживешь». Команды «смайликов» показали слаженную работу и разделили победу.
| Вступают в диалог с учителем. Высказывают своё мнение. Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо». Выбор интересных вопросов и ответов: про «коралловый остров» и красные почвы. | Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности. | Информационная компетенция: обобщать и делать выводы. Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников эстафеты – успех каждого обеспечен благодаря слаженной работе команды.
|
Список использованной литературы:
Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/М.: Народное образование, 2010 г. Смирнов Н. К.
«Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
Приложение 1
Домашнее задание