«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Бинарный урок "Почвы островов"

Проведен бинарный урок по предметам "география" и "биология" в рамках тематической Недели Географии и Биологии.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

2

Государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми специальная (коррекционная) школа № 40 г. Сыктывкара

адрес: ул. Интернациональная, 95, 167000











Тема «Почвы островов»













Численность обучающихся 11 человек

Руководитель:

учитель биологии Оборина Светлана Станиславовна

контактный телефон 89042049012

E-mail svetlanaobr55@bk.ru

Автор:

учитель географии Кулаткина Надежда Александровна,

контактный телефон 89041036965

E-mail karakchieva86@mail.ru







Сыктывкар, апрель 2021



Технологическая карта урока по предметам «Биология и география» в шестом классе

по программе «природа России».

Тема урока: «Почвы островов».

Почему выбрана именно эта тема, потому что актуальность экологии природных объектов напрямую связана с охраной природы и знаний об уникальности природы и климата островов, влиянии растений на укрепление почв. Данная тема интегрированного урока соответствует возрасту учащихся и основным требованиям: развивает кругозор учащихся, способствует нравственному развитию ребят, формированию их интересов и способности к саморазвитию и самовыражению, умению дать характеристику природного объекта, знанию особенностей климата северных и южных широт.

Ключевые слова: остров, архипелаг, происхождение, сезонность, сравнение растительности, почв северных и южных природных объектов.

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученных знаний, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить работать в команде, применять изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.


Учебно – профессиональные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми;

– воспитание морально – нравственных качеств личности;

– развитие самостоятельности;

– развитие знаний и навыков по здоровьесбережению.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

- развитие умения работать с информацией (сбор, хранение, использование);

- сформировать знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

- формирование творческого подхода к знаниям;

- применение знаний в новой ситуации.

Тип занятия –интегрированное по предметам география и биологии

Вид занятия – эстафета

Педагогическая цель: создать условия для определения учащимися местонахождения объектов и использования знаний физической карты полушарий, практических навыков для уточнения типов почв, умение работать в команде, производить лабораторные исследования.

Планируемые результаты (предметные): учащиеся узнают новые растения и почвы островов, определяют расположение основных объектов по широтам.

Базовые учебные действия (метапредметные): активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету занятия при помощи УД, использование элементов образовательных технологий.

  1. Познавательные: добывают новые знания, осуществляют чтение, наблюдение, извлекают информацию, представленную в разных формах (текст, иллюстрация и др.), расширяют и обобщают словарь читателя.

  2. Регулятивные: осуществляют контроль выполнения учебной задачи.

  3. Коммуникативные: владеют правилами учебного диалога: оформляют свои мысли в устной форме, учатся слушать и понимать речь других, признавать возможность существования различных точек зрения, организовывать и осуществлять сотрудничество, договариваться о процедуре работы в группе.

  4. Личностные: осознают целостность окружающего мира, принимают и осознают социальную роль свою как гражданина общества, определяют личностный смысл учения.

Педагогические технологии:

- Педагогика сотрудничества

- Здоровьесберегающие технологии

Методы и приёмы обучения: диалогические и исследовательские, прием «вопросы к тексту», «в своем темпе».

«вопросы к тексту»

К изучаемому тексту предлагается за определенное время составить определенное количество вопросов - суждений:

- Почему?

- По каким признакам?

- В каком месте?

- Как определить?

Схема с перечнем вопросов-суждений вывешивается на доске и оговаривается что, кто составил 3 вопроса за 3 минуты, получает отметку “5”; 2 вопроса – “4”. Прочитав абзац, учащиеся выстраивают суждения, составляют вопрос и записывают его в тетрадь. Этот прием развивает познавательную деятельность учащихся, их письменную речь.

«в своём темпе»

При решении учебных задач каждый учащийся работает в темпе, определяемом им самим.

Оборудование: задания для команд, компьютер, презентация, карточки с текстом, «смайлики настроения», контуры природных объектов.

Контроль за процессом и результат учебной деятельности учащихся

«тихий опрос»

Беседа с одним или несколькими учащимися происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом.

«идеальный опрос»

Учащиеся сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (Учащиеся поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо...

Рефлексия деятельности «Выбери верное утверждение»

Учащимся предлагается выбрать подходящее утверждение

1) Я сам не смог справиться с затруднением;

2) У меня не было затруднений;

3) Я только слушал предложения других;

4) Я выдвигал идеи….

«Продолжи фразу»

Карточка с заданием «Продолжить фразу»:

  • Мне было интересно…

  • Мы сегодня разобрались….

  • Я сегодня понял, что…

  • Мне было трудно…

  • Завтра я хочу на уроке…

Корректируемые факторы: необходимо корректировать работу в группах.

Устранимые факторы: негативные можно снизить.

Компетентностный подход: научить обучающихся формулировать цели занятия, формировать потребность в знаниях, использовать «ключевые» понятия.




Формирование базовых учебных действий на каждом этапе занятия


Этап занятия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые БУДы

Прогнозируемые результаты

1

Самоопределение к деятельности – распределение настроения по «смайликам»

Элементы здоровьесберегающих технологий: технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.


Приветствие «Добрый день, земляки!», объясните слово «земляки».

У вас имеются «смайлики», создайте настроение команды.

Выберите название команды, поприветствуйте друг друга.








Объясняют слово «земляки» - живем на одной земле.

Приветствие «привет», «салют».

Коммуникативные

обсуждение в группах.


Регулятивные самоопределение к деятельности.

Создать эмоциональный настрой на занятии, мотивировать учащихся на работу.

2

Актуализация вопроса, рассматриваемого на занятии - объявление темы


Подводит к теме занятия: назовите свои ассоциации со словосочетанием «почвы островов».


Вопрос учащимся: почему выбрана тема «почвы островов»?

Запись на доске:

«остров Робинзона», «посадил в благодатную почву», «подрался на почве ревности».

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками.

Формулируют ассоциации: есть свои особенности у каждого острова, острова отличаются своим ледяным или зеленым убранством, благодаря плодородию или бедности почв.

Личностные каждый учащийся принял участие в предварительной подготовке.

Коммуникативные формулировка собственного мнения.

Заинтересованность учащихся в том, кто ближе к истине темы занятия.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении темы и целей


3

Постановка мотивационных задач

Элементы здоровьесберегающих технологий: коррекционные технологии.


Учитель в позиции консультанта побуждает учащихся к принятию задач

Цель: Определить происхождение каждого предложенного острова.

Узнать какие природные объекты находятся рядом.

Что нужно, чтобы достичь данной цели?

План:

1.Название острова.

2. Соответствует ли расположение на карте и принадлежность острова к сезонности ближнего материка?

3. Определить по растительности острова его происхождение.

Учащиеся используют записи в тетрадях – это было

домашним заданием (Приложение 1).

Пример: северные и южные острова (место положения на карте), зависимость от сезонности произрастания растительности на островах.

Личностные (самоопределение к познавательной деятельности),

регулятивные (целеполагание), коммуникативные: каждый читает свои записи как домашнее задание

Умение описать расположение островов «обсуждение по кругу», помощь друг другу. Коммуникативная компетенция: умение устанавливать контакт, максимально полно и точно передавать информацию, обмениваться информацией.



4

Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению темы занятия.


Учащиеся называют критерии, по которым определяют происхождение острова: коралловый, материковый или вулканический (учитель записывает на доске, чтоб потом представить всем имеющийся перечень представленных доводов).

- Теперь проверим домашнее задание, как вы с ним справились.

Обучающиеся по заготовкам пытаются определить контуры острова, полуострова и архипелага.

В презентации учащиеся знакомятся с перечнем вопросов о происхождении и расположении островов, определяют их местонахождение на карте, близость к материку, природу острова и сезонность, определяя почвы островов.

Учащиеся обмениваются мнениями с учителем, одноклассниками










Учащиеся с интересом выслушивают одноклассников о признаках происхождения острова, выражают свое мнение


Личностные: определять правила работы в группах

Регулятивные: определять промежуточные цели с учётом конечного результата;

определять и формулировать цель деятельности;

высказывать своё мнение.

Познавательные: находить ответы, на вопросы, используя свой жизненный опыт.

Коммуникативные: слушать и понимать речь других.

Регулятивные: совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на мероприятии.


Информационная компетенция: умение анализировать информацию и делать выводы.

Учебно-познавательная компетенция: умение устанавливать связи между отдельными объектами.

Компетенция личностного самосовершенствования: умение анализировать свои достижения и ошибки, воспитание экологической культуры.


5

Работа с презентацией

1.Проводим эстафету по предметам биологии и географии. Как вы это понимаете?

2. Каждый слайд содержит вопрос, оценивается быстрота и полнота ответа.

3. Дружные команды собирают смайликов - очки верных ответов и дополнительные бонусы помощи другой команде.

Выводят правило эстафеты: два предмета, как два бегуна, передают эстафетную «палочку» друг другу.

Коммуникативные: умение слаженно действовать в поиске ответов и решений.


Коммуникативная компетенция: умение обосновывать свое решение.

Информационная компетенция: получение новой информации с интересом.


6

Рефлексия деятельности


Работа по принципу здоровьесберегающей технологии «не навреди»

-Мы достигли поставленной цели? (да)

-Занятие не зря прошло? (нет)

-Какие универсальные действия развивали: личностные, коммуникативные, познавательные.

Закончить тему занятия: «Привычку посеешь, здоровым жизнь проживешь».

Команды «смайликов» показали слаженную работу и разделили победу.


Вступают в диалог с учителем.

Высказывают своё мнение.

Рефлексия как краткое мнение каждого из учащихся, к примеру, совпадают ли ваше «хочу» со словом «надо».

Выбор интересных вопросов и ответов: про «коралловый остров» и красные почвы.

Коммуникативные формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации, регулятивные оценка своей деятельности.

Информационная компетенция: обобщать и делать выводы.

Компетенция личностного самосовершенствования: мнение участников эстафеты – успех каждого обеспечен благодаря слаженной работе команды.





Список использованной литературы:

  1. Гин А. А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная Связь. Идеальность/ М.: Вита-Пресс, 2011 г.

  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие/М.: Народное образование, 2010 г. Смирнов Н. К.

  3. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе», Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.









Приложение 1

Домашнее задание





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее