БЕСЕДЫ О РУССКОЙ СТИЛИСТИКЕ
И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Пояснительная записка
Данный элективный курс предназначен для учащихся профильного обучения (10-11 классов). Рассчитана на 34 часа.
Стилистика — наука разветвленная и многосторонняя. Область ее теории и практического применения охватывает всю речевую деятельность современного общества. А деятельность эта разнообразна: научные книги, выступления, газетные очерки, радио-телерепортажи, служебные документы, произведения классиков, современных писателей, наконец, повседневная бытовая речь.
Стилистика тесно связана с разделами языковедения, изучающими развитие и современное состояние системы языка, то есть его словарного состава, грамматики, произношения; но более всего у стилистики точек соприкосновения и общих проблем с культурой речи, орфоэпией и словоупотреблением. В культуре речи мы имеем дело, например, с оценками качественной стороны и грамматических форм. Стилистика оценивает их соответствие современной литературной норме, то есть более или менее строгому правилу; культура речи — уместность и целесообразность их употребления, степень выразительности.
В стилистике можно выделить четыре основных раздела, каждый из которых имеет свой предмет и особые методы исследований.
1. Грамматическая стилистика.
1. Стилистическая окраска слов.
2. Фразеологические выражения.
3. Грамматические формы.
4. Различные типы предложений.
5. Произносительные нормы.
II. Функциональная стилистика.
1. Исторически сложившаяся система стилей, различающихся целью высказывания, сферой применения, способами использования, организацией языковых средств.
2. Связь стилей речи и литературных жанров.
III. Стилистика текста.
Закономерность связи строения текста с личностью автора.
Два первых отдела служат базой для третьего, так как без знания выразительных возможностей и понимания основных законов стилей речи нельзя приступить к анализу конкретных текстов.
IV, Практическая стилистика.
Она помогает исправить отдельные ошибки в тексте.
Учащиеся старших классов серьезно задумываются: как пользоваться художественно-изобразительными средствами языка? Какое практическое значение они имеют в нашей повседневной жизни? Школа должна давать современному ученику необходимые теоретические и практические знания в этой области.
Цели элективного курса:
— углубить и расширить основные понятия науки о языковых стилях, культуре речи;
— научить различным приемам использования их выразительных средств;
— способствовать росту речевой культуры школьника.
Программа направлена на достижение следующих задач:
— знакомство учащихся с особенностями употребления той или иной стилистической конструкции (анализ образца) и использование ее в речи;
— сопоставление данных в тексте синонимических вариантов выражения одной и той же мысли;
— проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);
— самостоятельное употребление той или иной стилистической структуры предложения в собственной речи (как в отдельном высказывании, так и в связной речи);
— пользование нормативными словарями и справочной литературой.
Данный элективный курс предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях, повышение роли самостоятельности учащихся, а также практическое применение знаний на всех этапах жизненного пути.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
— говорить и слушать, так как «уметь говорить — искусство,
уметь слушать — культура (Д. С. Лихачев), отбирать фактический и языковой материал для собственной речи;
— владеть устной и письменной речью;
— владеть навыками стилистической правки текста;
— проводить самостоятельные исследования текста с целью
решения поставленных перед ними различного рода задач.
Реализуя программу, целесообразно использовать такие методы и приемы работы, которые связаны с самостоятельными поисками, наблюдениями учащихся. Должны быть созданы условия, для развития творческой познавательной активности учащихся.
Особое внимание уделяется подбору заданий и таких грамматики - стилистических упражнений, которые позволяют учащимся
выяснить важные особенности авторского повествования и создать собственные высказывания.
Обсуждение теоретических вопросов может позволить учителю использовать такие приемы, как лекция, беседа, выступления ' учащихся с сообщениями по материалам рекомендованной учебной литературы.
Эффективно использовать:
— проблемное изложение теоретического материала, в частности таких вопросов: «как и почему сохраняются всегда категории ", «высокого» и «низкого», «хороший, «дурной» и истинный вкус-
можно ли о них спорить»;
— самостоятельные исследования текста с целью решения поставленных перед ними задач;
— совершенствование рукописи с определенной точкой зрения, составление текста устного выступления на заданную тему;
— рецензирование;
— сообщения как результат наблюдений.
Данный элективный курс носит сугубо примерный характер, а значит, предполагает варьирование. Вместе с тем, внося коррективы, учитель не должен забывать о программных требованиях.
Опираясь на эту программу, учителю легче будет создать вариант планирования.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Р а з д е л 1. СТИЛИСТИКА И КУЛЬТУРА РЕЧИ (13 ч)
Введение. «Уметь говорить — искусство. Уметь слушать-
культура» (Д. С. Лихачев).
Уметь говорить, слушать и слышать. Выбор слова. Лексическая сочетаемость. Выбор предложения. Преобладание форм и их роль в тексте. Главные признаки текста.
Ключевые слова и выражения: устная речь, письменная речь. Словесная ткань.
Место стилистики в системе наук языкознания.
Связь стилистики с культурой речи, с поэтикой, теорией ораторского искусства.
Ключевые слова и выражения: проблемы культуры
речи. Речевая деятельность.
Задачи грамматической, функциональной стилистики и
стилистики текста.
Понятие о стилистике и культуре речи. Основные разделы
стилистики. Грамматическая стилистика. Функциональная стилистика. Стилистика текста. Практическая стилистика (теория слова).
Ключевые слова и выражения: выразительные средства языка, стилистическая окраска, фразеологическое выражение, грамматическая форма. Виды речевой деятельности. Литературный жанр. Закономерности строения конкретной речи. Образец национальной речевой культуры. Мастер слова.
Практическая стилистика.
Функциональная и коммуникативная стилистика. Формирование коммуникативных единиц.
Нормативная стилистика. Принцип «экономии». Тенденции
практической стилистики. Сопоставление писателей-классиков и
современных писателей.
Ключевые слова и выражения: комплексный (лингвистический, художественный) анализ текста.
Культура речи. Культура речи как предмет языкознания.
Определение культуры речи. Составные части культуры речи. Историческая, социальная, психологическая стилизация.
Тексты для детей и тексты, написанные от лица ребенка.
Ключевые слова и выражения: уровень использования богатств языка. Степень владения языком. Правильность речи. Выразительность речи. Точность речи. Разнообразие речи. Собственный стиль речи. Стилизация. Несобственно прямая речь.
Раздел И. СТИЛИСТИКА И РИТОРИКА (7 ч)
О древней науке риторике.
Понятие о науке «риторика». Риторика Древней Греции и Рима. О видах речи. Функции ораторской речи. Квинтилиан и три рода ораторской речи. Цицерон. Риторика Средневековья и европейского Возрождения. Разнообразные сочинения по риторике на Руси. Макарий и его «Риторика». Ф. Прокопович «О поэтическом искусстве», «Об искусстве риторики».
Ключевые слова и выражения: специальные риторические приемы. «Роды речей». «Рассуждающая речь». «Показующая речь». «Судебная речь». Общие требования к речи.
Книжнославянская письменная традиция.
Русское письменное двуязычие. Размежевание в пределах единого письменно-литературного языка. Единые общерусские разговорные нормы на базе говора Москвы. Типы литературного языка. Общие вопросы письма.
Ключевые слова и выражения: древнерусский язык и церковнославянский язык (двуязычие). Книжнославянский и письменно обработанный народно-литературный языки.
Три стиля в российском языке.
Истоки возникновения теории «трех стилей». Развитие теории трех стилей на Руси. Макарий и его «Роды речений». Стилистические теории Ф. Прокоповича, В. К. Тредиаковского, М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина.
Ключевые слова и выражения: «роды речений»; «три штиля».
Категория «высокого» и «низкого».
Общие категории «высокого» и «низкого» в литературе и в самой жизни. Их современное содержание. Логическая грамматика (А. А. Потебня). Стилистическое расслоение языка. Основной источник «высокого» и «низкого» в русском языке. Идея «высокого» и «низкого» в других языках.
Ключевые слова и выражения: противопоставление «высокого» и «низкого». Лексико-семантическая категория (А. И. Ефимов).
«Хороший», «дурной» и истинный вкус.
Истоки книжно-письменной речи. Новое отношение к языку и стилю в период классицизма. Эпоха Пушкина — начало современного русского литературного языка. Понятие о вкусе от Сумарокова до Пушкина.
Ключевые слова и выражения: соразмерность, сообразность. Сочинительство, книжность. Живой родник. Языковые знаки. Языковая номинация (называние).
Р а з д е л III. СТИЛИСТИКА И ЛЕКСИКА (5 ч)
Диалектизмы, жаргонизмы и просторечная лексика.
Разновидности языка. Общенародная устная и письменная речь. Ненормативные слова. Структурно-языковые отношения диалектизмов. Социальные диалекты. Просторечная речь. Пометы в толковых словарях. Лексика ограниченного употребления. Специальная лексика.
Ключевые слова и выражения: диалект. Просторечие. Жаргонизмы, арго (аргонизмы-арготизмы). Разграничительная лексика.
Общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления, термины, книжная, устарелая и разговорная лексика.
Общеупотребительная (межстилевая) лексика. Отличия литературной разговорной лексики от просторечной. Профессиональная речь. Книжная лексика. Применение книжной речи. Происхождение книжной лексики. Архаизмы. Историзмы, Пометы в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: различные слои лексики. Межстилевая лексика. Термины. Смысловое и структурное разнообразие лексики.
Виды эмоционально-экспрессивной окраски в лексике.
Принципы разделения, языковых средств. Уменьшительные, уменьшительно-ласкательные, увеличительные формы. Виды эмоционально-экспрессивной лексики в толковых словарях.
Ключевые слова и выражения: торжественное («высокое»). Ироническое. Шутливое. Неодобрительное, презрительное. Пренебрежительное.
Слово и сфера его употребления.
Значение слова и его конкретное употребление. Общеязыковая закономерность. Творческие возможности языка. Прямое и переносное значения слов. Психологический и языковой механизм возникновения противоположного значения.
Ключевые слова и выражения: искусство слова. языковая метафора. Поэтическая метафора. Окказионализмы.
Внутренняя форма слова.
Цели и задачи обращения к внутренней форме слова. Способы связи звучания и морфологического состава слова с содержанием слова. Признаки внутренней формы слова.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образный момент (дополнительный). Живая связь представлений и предметов.
Многозначность слова и возможности ее использования в стилистических целях. Словообразование и словотворчество.
Структура многозначного слова. «Прозаическое» и «поэтическое» мышление. Набор схем, по которым образованы или могут быть образованы слова. Неологизмы. Словотворчество. Границы словотворчества.
Ключевые слова и выражения: чувственно-образное слово. Принцип понятийности. «Самовитое слово». «Заумный язык». Курьез.
Системные связи слов — синонимические, предметно-тематические, антонимические.
Синонимия и антонимия. Упорядоченность системы хранения слов. Тематические группы. Специальные словари.
Ключевые слова и выражения: синонимические, антонимические ряды. Синонимы. Антонимы. Антитеза. Оксюморон.
Созвучия. «Забавные» и «коварные».
Сходства и различия звуковой формы слов. Полное совпадение в звуковом облике разных слов или форм. Неполное совпадение звучания разных слов. Рождение рифмы. Игра слов.
Ключевые слова и выражения: омонимы. Омоформы. Паронимы. Сатирик, юморист, острослов. Каламбур. Оговорка.
Обмолвка.
Раздел lV. СТИЛИСТИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ (5ч)
Устойчивые и свободные словосочетания. Словорасположение.
Фразеологические обороты. Природа их происхождения. Значения фразеологизмов. Форма фразеологизма. Роль устойчивых сочетаний в речи. Соотнесение устойчивых сочетаний и свободных словосочетаний. «Свободный» синтаксис и несвободный синтаксис некоторых народов
. Ключевые слова и выражения: фразеологизмы. Устойчивые сочетания слов. Свободные сочетания. Несвободные сочетания.
Порядок слов и интонация фразы. Инверсия в прозе и, стихотворной речи.
Порядок слов, его роль в речи. Интонация. Интонация начала и конца. Прямой и обратный порядок слов. Фразовое ударение; Логическое ударение. Инверсия в прозе и стихотворной речи. Сходства и различия в порядке слов в прозаической и поэтической речи. Обилие инверсий в стихотворной речи.
К л ю ч е в ы е сл о в а и в ы р аж е н и я: инверсия. Такт. Начальное ударение. Конечное ударение. Повышение, понижение тона. Пауза. Ритм. Мелодика. Перенос.
Период. Прозаическая строфа (абзац).
Понятие о периоде. Виды периодов. Абзац. Виды прозаической строфы. «Красная строка — своего рода знак препинания» (Л. В. Щерба).
Ключевые слова и выражения: период круглый, умеренный период. Зыблющий период. Отрывной период. Абзац («Красная строка»).
Формы существования речи: диалог и монолог, устная и письменная речь.
Понятие о диалоге и монологе. Виды диалогов и монологов, их роль. Структура диалога и монолога. Формы существования речи.
Ключевые слова и выражения: монолог убеждающий, лирический, драматический, сообщающий. Языковые приемы драматизации речи. Бытовой диалог. Реплика диалога. Оппонент. Устная речь, письменная речь. Эпистолярный жанр. Бытовое письмо. Устный диалог.
Функции языка: общение, сообщение, побудительная, эстетическая.
Основные функции языка. Природа, строение языка.
Ключевые слова и выражения: обмен мыслями, коммуникативная функция. Оформление мысли и передача ее в виде определенной информации. Реакция на сообщение. Обращение к чувственно-образному восприятию речи.
Функциональные стили: разговорный, научный, официально-деловой, публицистический и художественный.
Понятие о стиле. Время возникновения стилей. Основные признаки каждого функционального стиля. Назначение стиля. Сфера употребления. Языковые приметы. Культура стиля.
Ключевые слова и выражения: язык как средство общения. Творческий характер языка. Устойчивый стиль. Штамп. Функция воздействия. Периодическая печать. Массовая коммуникация. Точность искусства (в отличие от точности грамматики). Языковое богатство. Ресурсы языка.
Литература
Для учителя:
1. Булатова, Л. Н., Касаткин, Л. Л., Строганова, Т. Ю. О русских народных говорах. — М.: Просвещение,1975.
2. Гольдин, В. Е. Речь и этикет. — М., 1983.
3. Дивненко, О. В. Эстетика: серия «Школьная тетрадь».— М.: Спектор-5, 1994.
4. Каменская, Р. А. Культурология: опыт использования активных форм обучения в преподавании дисциплины. — В.: НОУ ВПО ВИБ, 2004.
5. Кожина, М. Н. Стилистика русского языка. — М.: Просвещение, 1977.
6. Ожегов, С. И. Словарь русского языка. — 11-е изд. — М., 1975.
7. Розенталь, Д. Э. Практическая стилистика русского языка.— М.: АСТ-ЛТД, 1998.
8. Розенталь, Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1988.
9. Солганик, Г. Я. Синтаксическая стилистика. — М.: Знание, 1978.
10. Словарь синонимов: справочное пособие / под ред. А. П. Евгеньевой. — М.: Наука, 1975.
11. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А. И. Молоткова. — М., 1979.
Для учащихся:
1. Баранов, В. Ф. А как у вас говорят? — М.: Просвещение, 1986.
2. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. — М.: Просвещение, 1976.
3. Григорян, Л. Т. Язык мой — друг мой. — М.: Просвещение, 1976.
4. Дерягин, В. Я. Беседы о русской стилистике. — М.: Знание, 1978.
5. Иванов, В. В., Потиха, 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. (Познавательные задачи при обучении русскому языку). — М.: Просвещение, 1983.
6. Колосов, В. В. История русского языка в рассказах. — М,: Просвещение, 1982.
7. Одинцов, В. В. Лингвистические парадоксы. — М.: Просвещение, 1976.
8. Одинцов, В. В. О языке художественной прозы. — М.: Наука, 1973.
Календарно-тематический план
№ | Название тем курса | Всего | Формы и методы обучения | Форма |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Раздел 1. Стилистика и культура речи (13 ч) | ||||
1 | Введение, «Уметь | 1 | Беседа | Устный опрос. Сочинение-миниатюра |
2 | Место стилистики в системе | 1 | Беседа. Редактирование собственного текста. Отработка видов подчинительной связи. Устранение | Реферат |
3-4 | Задачи грамматической, функциональной стилистики и стилистики текста | 2 | Практикум. (Урок может проходить |
|
5-6 | Практическая | 2 | Практикум. (Урок можно провести в | Словарная |
7-8 | Функциональная | 2 | Игра «На лингвистической конференции» |
|
9-10 | Формирование | 2 | Практикум. (Урок можно провести в | Экскурсия на |
11- | Формирование коммуникационных единиц | 2 | Практикум (продолжение). | Словарный |
13 | Что такое культура речи? | 1 | Беседа по вопросам с привлечением письменных ответов учащихся. | Словарная |
Раздел 11. Стилистика и риторика (7 ч) | ||||
14- | О древней науке | 2 | Устное выступление-защита. | Редактирование рефератов-проектов. |
16 | Книжнославянская письменная | 1 | Устные выступления учащихся. | Редактирование |
17 | Три стиля в рос- | 1 | Лекция. | Выводы, сделанные в ходе |
18 | Категории «вы- | 1 | Устное выступление. | Поисковая |
19- | «Хороший», | 2 | Лекция с элементами беседы. | Сочинение- |
Раздел III. Стилистика и лексика (5 ч) | ||||
21 | Диалектизмы, | 1 | Лекция. Беседа. | Сочинение- |
22 | Общеупотребительные слова и | 1 | Лекция. Беседа. | Исследование |
23- | Слово и сфера | 2 | Семинар. | Тест |
25 | «Забавные» и | 1 | Беседа. Исследование некоторых | Письменный |
Раздел IV. Стилистика и фразеология (5ч) | ||||
26 | Устойчивые и | 1 | Беседа. | Написание |
27 | Период. Прозаическая строфа | 1 | Беседа. Исследование текстов Л. Н. | Стилизация |
28 | Формы существования речи: | 1 | Лекция. | Письменный |
29- | Функциональные | 2 | Семинар. | Выводы на |
Раздел V.Слово и жест(4ч) | ||||
31- | Слово и жест | 2 | Лекция. Исследование фрагментов |
|
33- | Резервные уроки | 2 |
|
|