2019-2020 учебный год школа при КАУ 7 класс Жунисова К.А.
Тема | Баллады В.Жукосвкого «Лесной царь», «Мщение» |
Дата | 17.04.2020 |
Класс | 7 класс |
Предмет | Русская литература |
Преподаватель | Жунисова К.А. |
HAND-OUT
1.ЛЕСНОЙ ЦАРЬ
Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.
«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой». —
«О нет, то белеет туман над водой».
«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».
«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». —
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».
«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».
«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».
«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». —
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».
Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
2.Это перевод баллады Гeте
В балладе "Лесной царь" мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность.Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему:
Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в желтой короне, с густой бородой
О нет, то белеет туман над водой.
Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу:
Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои...
С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Кто победит в этом единоборстве -- дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем.
Родимый, лесной царь нас хочет догнать,
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
Ездок оробелый не скачет, летит,
Младенец тоскует, младенец кричит...
И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать? Их нет в нашем мире.
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.
Зло всегда настигает слабых и беззащитных.
Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.
Свершилось убийство ночною порой —
И труп поглощен был глубокой рекой.
И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.
И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.
Он шпоры вонзает в крутые бока —
Конь бешеный сбросил в реку седока.
Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.
4.Анализ стихотворения Жуковского «Мщение»
Действие «Мщения» происходит в далеком средневековом прошлом, в рыцарскую эпоху. Автор обходится без вступительных замечаний: зачин баллады начинается с описания развязки и краткого сообщения о причине конфликта, завершившегося трагедией. Коварный и низкий слуга позавидовал знатному происхождению и высокому статусу своего господина — таков мотив свершившегося преступления. Показательно, что сначала появляется сообщение об измене, и лишь затем — об убийстве. Последнее выглядит естественным продолжением предательства: один грех, свидетельствующий о переходе персонажа на сторону зла, влечет за собой другой.
Во втором двустишии уточняются обстоятельства трагедии. Она случилась на речном берегу под покровом ночи. Скрыв следы, преступник поспешил переодеться в рыцаря: он страстно мечтал о роли благородного воина. С этого момента нарушается ход событий, запланированных злоумышленником. Неожиданное сопротивление оказывает «паладинов» конь: в отличие от слуги, он остался верен хозяину. Пытаясь усмирить непокорное животное, убийца пришпоривает скакуна. Агрессия приносит обратный эффект. Взбесившийся конь сбрасывает седока в реку, и незадачливый персонаж погибает, поскольку тяжелые доспехи не дают спастись. Дерзкий вызов судьбе, брошенный эгоистичным и жадным героем, обернулся катастрофой для него самого.
За преступлением неизбежно следует возмездие — таково одно из убеждений, составляющих морально-религиозную доктрину Жуковского. Важная миссия восстановить справедливость нередко возлагается на природные силы. В анализируемом тексте образы коня и глубокой реки выступают своеобразными проводниками божественной воли.
5.Литература. Иоганн Вольфганг фон Гете «Лесной царь» оригинал;
Собрание баллад Жуковского
6.Глоссарий
баллада | баллада | ballad |
Лесной царь | Орман патшасы | Forest tsar |
дух | рух | spirit |
душа | жан | soul |
справедливость | әділдік | justice |