«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Баллады В.Жуковского "Лесной царь", "Мщение"

Дается анализ баллад Жуковского. Дети читают и анализируют баллады. Знакомятся с миром таинственного.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

2019-2020 учебный год школа при КАУ 7 класс Жунисова К.А.

Тема

Баллады В.Жукосвкого «Лесной царь», «Мщение»

Дата

17.04.2020

Класс

7 класс

Предмет

Русская литература

Преподаватель

Жунисова К.А.

HAND-OUT

1.ЛЕСНОЙ ЦАРЬ

Кто скачет, кто мчится под хладною мглой?
Ездок запоздалый, с ним сын молодой.
К отцу, весь издрогнув, малютка приник;
Обняв, его держит и греет старик.


«Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?» —
«Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
Он в темной короне, с густой бородой». —
«О нет, то белеет туман над водой».


«Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
Веселого много в моей стороне:
Цветы бирюзовы, жемчужны струи;
Из золота слиты чертоги мои».


«Родимый, лесной царь со мной говорит:
Он золото, перлы и радость сулит». —
«О нет, мой младенец, ослышался ты:
То ветер, проснувшись, колыхнул листы».


«Ко мне, мой младенец; в дуброве моей
Узнаешь прекрасных моих дочерей:
При месяце будут играть и летать,
Играя, летая, тебя усыплять».


«Родимый, лесной царь созвал дочерей:
Мне, вижу, кивают из темных ветвей». —
«О нет, все спокойно в ночной глубине:
То ветлы седые стоят в стороне».


«Дитя, я пленился твоей красотой:
Неволей иль волей, а будешь ты мой». —
«Родимый, лесной царь нас хочет догнать;
Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать».


Ездок оробелый не скачет, летит;
Младенец тоскует, младенец кричит;
Ездок погоняет, ездок доскакал...
В руках его мертвый младенец лежал.


2.Это перевод баллады Гeте 

В балладе "Лесной царь" мы слышим проникновенный голос рассказчика, которому жаль больное дитя, принимающее горячечный бред за действительность.Поэт не просто передает разговор отца с сыном, он сам ощущает страх ребенка и бессилие отца помочь ему:

Дитя, что ко мне ты так робко прильнул?
     Родимый, лесной царь в глаза мне сверкнул:
     Он в желтой короне, с густой бородой
     О нет, то белеет туман над водой.
     Лесной царь, при этом, воспринимается романтическим злодеем, искушающим невинную душу:
  Дитя, оглянися; младенец, ко мне;
     Веселого много в моей стороне:
     Цветы бирюзы, жемчужны струи;
     Из золота слиты чертоги мои...
     С каждым четверостишьем нарастает драматизм баллады. Кто победит в этом единоборстве -- дух или человек? Эмоциональное и художественное воздействие произведения настолько велико, что нам кажется, будто мы физически ощущаем страдания ребенка, его боль, ужас и трепет перед лесным царем.
     Родимый, лесной царь нас хочет догнать,
     Уж вот он: мне душно, мне тяжко дышать.
     Ездок оробелый не скачет, летит,
     Младенец тоскует, младенец кричит...
     И неожиданный оригинальный конец совершенно обескураживает: где то добро и справедливость, которые должны торжествовать?  Их нет в нашем мире.
     Ездок погоняет, ездок доскакал...
     В руках его мертвый младенец лежал.
     Зло всегда настигает слабых и беззащитных.

3.«Мщение» В. Жуковский

Изменой слуга паладина убил:
Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой —
И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел
И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,
Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока —
Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,
Но панцирь тяжелый его утопил.



4.Анализ стихотворения Жуковского «Мщение»

Действие «Мщения» происходит в далеком средневековом прошлом, в рыцарскую эпоху. Автор обходится без вступительных замечаний: зачин баллады начинается с описания развязки и краткого сообщения о причине конфликта, завершившегося трагедией. Коварный и низкий слуга позавидовал знатному происхождению и высокому статусу своего господина — таков мотив свершившегося преступления. Показательно, что сначала появляется сообщение об измене, и лишь затем — об убийстве. Последнее выглядит естественным продолжением предательства: один грех, свидетельствующий о переходе персонажа на сторону зла, влечет за собой другой.

Во втором двустишии уточняются обстоятельства трагедии. Она случилась на речном берегу под покровом ночи. Скрыв следы, преступник поспешил переодеться в рыцаря: он страстно мечтал о роли благородного воина. С этого момента нарушается ход событий, запланированных злоумышленником. Неожиданное сопротивление оказывает «паладинов» конь: в отличие от слуги, он остался верен хозяину. Пытаясь усмирить непокорное животное, убийца пришпоривает скакуна. Агрессия приносит обратный эффект. Взбесившийся конь сбрасывает седока в реку, и незадачливый персонаж погибает, поскольку тяжелые доспехи не дают спастись. Дерзкий вызов судьбе, брошенный эгоистичным и жадным героем, обернулся катастрофой для него самого.

За преступлением неизбежно следует возмездие — таково одно из убеждений, составляющих морально-религиозную доктрину Жуковского. Важная миссия восстановить справедливость нередко возлагается на природные силы. В анализируемом тексте образы коня и глубокой реки выступают своеобразными проводниками божественной воли.


5.Литература. Иоганн Вольфганг фон Гете «Лесной царь» оригинал;

Собрание баллад Жуковского


6.Глоссарий

баллада

баллада

ballad

Лесной царь

Орман патшасы

Forest tsar

дух

рух

spirit

душа

жан

soul

справедливость

әділдік

justice


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее