«Зимний фестиваль знаний 2025»

Алгоритм работы для классного руководителя при выявлении семейного неблагополучия, либо жестокого обращения с ребенком в семье.

Часто функции семьи нарушены, а родители не должным образом исполняют свои обязанности, в семье присутствует насилие, либо пренебрежение естесственными потребностями ребенка, родители злоупотребляют спиртным. Именно эти маркеры должны обеспокоить классного руководителя, привлечь внимание к семье, это сигналы к началу коррекционной работы. Так как наиболее успешная положительная динамика в работе с семьями возможна именно при раннем выявлении и корректировке семейного неблагополучия. Данная презентация представляет алгоритм работы, ориентирует классных руководителей, на что обращать внимание, в какие структуры обращаться первично.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

« Деточек  воспитать  -  не курочек  пересчитать

« Деточек воспитать - не курочек пересчитать "

( р усская пословиц а )

Автор: социальный педагог Калинина С.И .

Алгоритм работы с семьей по технологии раннего выявления семейного неблагополучия

Актуальность – часто функции семьи нарушены; родители не исполняют свои обязанности по отношению к несовершеннолетним детям; используют насилие как средство воспитания; в семьях низкий материально – бытовой уровень; присутствуют иждивенчество и пьянство…

Актуальность – часто функции семьи нарушены; родители не исполняют свои обязанности по отношению к несовершеннолетним детям; используют насилие как средство воспитания; в семьях низкий материально – бытовой уровень; присутствуют иждивенчество и пьянство…

Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми

  • Это серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко- угроза его жизни или даже смерть: насилие физическое, сексуальное, психологическое, пренебрежение возрастными потребностями ребенка
Причины неблагополучия семьи: когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные; отсутствует один из родителей; низкая заработная плата или отсутствие доходов; плохие материально – бытовые условия проживания; отсутствие жилья; отсутствие доверительных отношений; эмоциональная напряженная атмосфера; проблемы с выплатой пенсий и пособий.

Причины неблагополучия семьи:

  • когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные;
  • отсутствует один из родителей;
  • низкая заработная плата или отсутствие доходов;
  • плохие материально – бытовые условия проживания;
  • отсутствие жилья;
  • отсутствие доверительных отношений;
  • эмоциональная напряженная атмосфера;
  • проблемы с выплатой пенсий и пособий.

Признаки наличия проблем в семье: употребление алкоголя употребление наркотиков низкая общая и санитарно – гигиеническая культура неблагоприятный психологический климат (отсутствие заботы и поддержки, пренебрежение возрастными потребностями несовершеннолетних детей) использование насилия

Признаки наличия проблем в семье:

  • употребление алкоголя
  • употребление наркотиков
  • низкая общая и санитарно – гигиеническая культура
  • неблагоприятный психологический климат (отсутствие заботы и поддержки, пренебрежение возрастными потребностями несовершеннолетних детей)
  • использование насилия

Цели и задачи коррекционной работы с семьей

Цели и задачи коррекционной работы с семьей

  • Обеспечение возрастных потребностей несовершеннолетних детей
  • Создание адекватных условий для проживания
  • Обеспечение безопасных условий проживания в родной семье
Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, как мера социальной поддержки семьи: Методы: Организационные: взаимодействие и сотрудничество со специалистами, работающими по технологии; квотирование рабочих мест для родителей; система дополнительного образования для детей; организация клубов для родителей по интересам; Экономические: организация материальной помощи семье; 3. Психолого – педагогические: изучение семьи, психологическая коррекция семейных отношений через консультирование; психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи; помощь детям в преодолении затруднений в учебе; консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и содержания детей.

Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, как мера социальной поддержки семьи:

Методы:

  • Организационные: взаимодействие и сотрудничество со специалистами, работающими по технологии; квотирование рабочих мест для родителей; система дополнительного образования для детей; организация клубов для родителей по интересам;
  • Экономические: организация материальной помощи семье;

3. Психолого – педагогические: изучение семьи, психологическая коррекция семейных отношений через

консультирование; психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи;

помощь детям в преодолении затруднений в учебе; консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и содержания детей.

Семья – это важнейшее звено многогранного процесса формирования личности ребенка

Семья – это важнейшее звено многогранного процесса формирования личности ребенка

Коррекционная работа с семьей способна предупредить негативные тенденции развития семьи, выровнять ситуацию на ранней стадии

Коррекционная работа с семьей способна предупредить негативные тенденции развития семьи, выровнять ситуацию на ранней стадии

Эмоциональное насилие: на что классным руководителям обращать внимание? Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны ровесников, взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, ложь, обман ребенка ( в результате чего он теряет доверие к взрослому) – следствие вред здоровью ребенка

Эмоциональное насилие: на что классным руководителям обращать внимание?

Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны ровесников, взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, ложь, обман ребенка ( в результате чего он теряет доверие к взрослому) – следствие вред здоровью ребенка

Пренебрежение интересами ребенка: маркеры для классного руководителя и социального педагога: Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей ,в силу их объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых – следствие вред здоровью ребенка

Пренебрежение интересами ребенка: маркеры для классного руководителя и социального педагога:

Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей ,в силу их объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых – следствие вред здоровью ребенка

Последствия  жестокого обращения к детям: Отдаленные  последствия Ближайшие  последствия

Последствия жестокого обращения к детям:

Отдаленные

последствия

Ближайшие

последствия

Ближайшие последствия Рвота; Головные боли; Потеря сознания; Кровоизлияние в глазные яблоки;  е

Ближайшие последствия

  • Рвота;
  • Головные боли;
  • Потеря сознания;
  • Кровоизлияние в глазные яблоки;

е

Отдаленные последствия

Отдаленные последствия

  • Нарушения физического и психического развития ребенка;
  • Различные соматические заболевания;
  • Личностные ,эмоциональные нарушения;
  • Социальные последствия;
Специалисты, осуществляющие коррекционную работу с семьями, участники межведомственного взаимодействия: В школе:   - классные руководители  - социальные педагоги  - педагоги-психологи  - администрация школы  В районе:  - КДН и ЗП  - Р айонная администрация  - Центр по работе с семьей и детьми  - ПДН ОВД  - ЦРБ  - ОСЗН (отдел социальной защиты населения)

Специалисты, осуществляющие коррекционную работу с семьями, участники межведомственного взаимодействия:

  • В школе:

- классные руководители

- социальные педагоги

- педагоги-психологи

- администрация школы

  • В районе:

- КДН и ЗП

- Р айонная администрация

- Центр по работе с семьей и детьми

- ПДН ОВД

- ЦРБ

- ОСЗН (отдел социальной защиты населения)

Алгоритм работы:

Алгоритм работы:

  • При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в семье, либо признаков семейного неблагополучия, специалистом школы (классным руководителем, социальным педагогом, психологом) подаются сигналы в органы опеки, либо КДН и ЗП, ПДН;
  • Семья посещается на дому, составляется Акт ЖБУ, фиксируются признаки неблагополучия;
  • Проводится первичная беседа с детьми и родителями;
  • Семья ставится на учет в школе;
  • Составляется план сопровождения семьи;
  • Проводится коррекционная работа с семьей, привлекаются специалисты межведомственного взаимодействия, решаются проблемы семьи: мед обследование и лечение детей, лечение родителей от алкоголизма, трудоустройство родителей, оформление документов на льготы, пособия и пр.
  • При проведении коррекционной работы с семьей, родители неоднократно заслушиваются на административном совете при директоре и администрации школы, либо подается ходатайство на заседание КДН и ЗП, либо организуется выезд органов ПДН в семью.
Оздоровление внутрисемейных отношений – это социальная политика нашего государства! Предмет пристального внимания классных руководителей в работе с семьями «группы риска»

Оздоровление внутрисемейных отношений – это социальная политика нашего государства! Предмет пристального внимания классных руководителей в работе с семьями «группы риска»

Необходимо помнить! «Если насилие продолжается, и не оказывается должной помощи, пострадавшие дети рискуют столкнуться с серьезными психосоциальными проблемами, включая попытки самоубийства, психические расстройства, алкогольную и наркотическую зависимость, неизлечимые заболевания…»

Необходимо помнить!

«Если насилие продолжается, и не оказывается должной помощи, пострадавшие дети рискуют столкнуться с серьезными психосоциальными проблемами, включая попытки самоубийства, психические расстройства, алкогольную и наркотическую зависимость, неизлечимые заболевания…»

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее