« Деточек воспитать - не курочек пересчитать "
( р усская пословиц а )
Автор: социальный педагог Калинина С.И .
Алгоритм работы с семьей по технологии раннего выявления семейного неблагополучия
Актуальность – часто функции семьи нарушены; родители не исполняют свои обязанности по отношению к несовершеннолетним детям; используют насилие как средство воспитания; в семьях низкий материально – бытовой уровень; присутствуют иждивенчество и пьянство…
Жестокое обращение с детьми
- Это серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко- угроза его жизни или даже смерть: насилие физическое, сексуальное, психологическое, пренебрежение возрастными потребностями ребенка
Причины неблагополучия семьи:
- когда родители (один или оба) нетрудоспособные или безработные;
- отсутствует один из родителей;
- низкая заработная плата или отсутствие доходов;
- плохие материально – бытовые условия проживания;
- отсутствие жилья;
- отсутствие доверительных отношений;
- эмоциональная напряженная атмосфера;
- проблемы с выплатой пенсий и пособий.
Признаки наличия проблем в семье:
- употребление алкоголя
- употребление наркотиков
- низкая общая и санитарно – гигиеническая культура
- неблагоприятный психологический климат (отсутствие заботы и поддержки, пренебрежение возрастными потребностями несовершеннолетних детей)
- использование насилия
Цели и задачи коррекционной работы с семьей
- Обеспечение возрастных потребностей несовершеннолетних детей
- Создание адекватных условий для проживания
- Обеспечение безопасных условий проживания в родной семье
Профилактика социального сиротства, безнадзорности и беспризорности, как мера социальной поддержки семьи:
Методы:
- Организационные: взаимодействие и сотрудничество со специалистами, работающими по технологии; квотирование рабочих мест для родителей; система дополнительного образования для детей; организация клубов для родителей по интересам;
- Экономические: организация материальной помощи семье;
3. Психолого – педагогические: изучение семьи, психологическая коррекция семейных отношений через
консультирование; психотерапевтическая и психиатрическая помощь матерям и другим членам семьи;
помощь детям в преодолении затруднений в учебе; консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и содержания детей.
Семья – это важнейшее звено многогранного процесса формирования личности ребенка
Коррекционная работа с семьей способна предупредить негативные тенденции развития семьи, выровнять ситуацию на ранней стадии
Эмоциональное насилие: на что классным руководителям обращать внимание?
Постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны ровесников, взрослых, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку, ложь, обман ребенка ( в результате чего он теряет доверие к взрослому) – следствие вред здоровью ребенка
Пренебрежение интересами ребенка: маркеры для классного руководителя и социального педагога:
Отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей ,в силу их объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых – следствие вред здоровью ребенка
Последствия жестокого обращения к детям:
Отдаленные
последствия
Ближайшие
последствия
Ближайшие последствия
- Рвота;
- Головные боли;
- Потеря сознания;
- Кровоизлияние в глазные яблоки;
е
Отдаленные последствия
- Нарушения физического и психического развития ребенка;
- Различные соматические заболевания;
- Личностные ,эмоциональные нарушения;
- Социальные последствия;
Специалисты, осуществляющие коррекционную работу с семьями, участники межведомственного взаимодействия:
- В школе:
- классные руководители
- социальные педагоги
- педагоги-психологи
- администрация школы
- В районе:
- КДН и ЗП
- Р айонная администрация
- Центр по работе с семьей и детьми
- ПДН ОВД
- ЦРБ
- ОСЗН (отдел социальной защиты населения)
Алгоритм работы:
- При выявлении признаков жестокого обращения с ребенком в семье, либо признаков семейного неблагополучия, специалистом школы (классным руководителем, социальным педагогом, психологом) подаются сигналы в органы опеки, либо КДН и ЗП, ПДН;
- Семья посещается на дому, составляется Акт ЖБУ, фиксируются признаки неблагополучия;
- Проводится первичная беседа с детьми и родителями;
- Семья ставится на учет в школе;
- Составляется план сопровождения семьи;
- Проводится коррекционная работа с семьей, привлекаются специалисты межведомственного взаимодействия, решаются проблемы семьи: мед обследование и лечение детей, лечение родителей от алкоголизма, трудоустройство родителей, оформление документов на льготы, пособия и пр.
- При проведении коррекционной работы с семьей, родители неоднократно заслушиваются на административном совете при директоре и администрации школы, либо подается ходатайство на заседание КДН и ЗП, либо организуется выезд органов ПДН в семью.
Оздоровление внутрисемейных отношений – это социальная политика нашего государства! Предмет пристального внимания классных руководителей в работе с семьями «группы риска»
Необходимо помнить!
«Если насилие продолжается, и не оказывается должной помощи, пострадавшие дети рискуют столкнуться с серьезными психосоциальными проблемами, включая попытки самоубийства, психические расстройства, алкогольную и наркотическую зависимость, неизлечимые заболевания…»