«Осенний фестиваль знаний 2024»

Александр Павлович Крюков. «Оренбургский меновой двор». Очерк об Оренбурге как торговом центре.

Александр Павлович Крюков. «Оренбургский меновой двор». Очерк об Оренбурге как торговом центре. Урок формирования умений и навыков (пересказывать текст, составлять план)

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Меньшаева К.А.,

учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 79» г. Оренбурга


Класс:

8

Тема урока:

Александр Павлович Крюков. «Оренбургский меновой двор». Очерк об Оренбурге как торговом центре.

Тип урока:

Урок формирования умений и навыков (пересказывать текст, составлять план)

Цель урока:

Выявить место русского прозаика и поэта Александра Павловича Крюкова в литературной жизни России и родного края на материале его очерка «Оренбургский меновой двор»

Задачи урока:

Воспитательные:

Развивающие:

Обучающие:

Воспитывать действенного, активного читателя, любящего свою малую родину, а через неё и всю Россию. Заложить основу для дальнейшего взаимного развития и обогащения русской и азиатской культур.

Формировать устойчивый интерес к чтению родной литературы на примере очерка А.Крюкова «Оренбургский меновой двор».


Развивать навык постижения художественного слова через обогащение словарного запаса.

Планируемые результаты урока (в соответствии с рабочей программой учебного предмета):

Личностные:

развитие стремления учеников к успешному выполнению поставленной цели, самостоятельности, инициативы.

Метапредметные:

  • осуществлять первоначальную оценку результата работы;

  • развивать и поощрять стремление детей делать другим людям радость, заботиться об эмоциональном состоянии другого человека.

Предметные:

  • учить умело использовать и отбирать имеющийся материал и информацию.

Методическое обоснование урока

оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока. Применяемые технологии: технология деятельностного метода (создание проблемной ситуации); здоровьесберегающие технологии (физкультминутка); технология дифференцированного обучения.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация.



Организационная структура урока

п/п

Этап урока


Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии. И сегодня состоится очень интересный урок.

Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным?

Поэтому улыбнитесь друг другу и мы начнем наше занятие.

Настраиваются на позитив и продуктивную работу на уроке.


Ответы учеников.

2

Мотивация познавательной деятельности обучающихся

(Включается видеоряд с видами Оренбуржья)

В моем краю с утра и до утра

Бушуют казахстанские ветра.

Они ревут – что стоит им сорваться!

Они свистят – что может быть сильней!

Они несутся с яростью сарматской

По всем просторам пашен и полей!

Гонимые по этой дикой воле,

Как зайцы, скачут перекати-поле…

Сама стихия ветра здесь живет,

Здесь тучи рыщут конницей Мамая,

Столбами смерчи пыльные вздымая, -

И так из века в век, из года в год!..

Трещать в мороз, в жару сгорать от зноя,

Копить пласты наречий и имен,

Служить в веках трубою вытяжною

Степных пространств

И кочевых племен! –

Вот родина моя…


Слушают стихотворение





















3

Целеполагание

(на экране выведено изображение зала торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея)

- Ребята, обратите внимание на экран. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь изображено? 

- А какой музей? Вы знаете?

- А теперь попробуйте догадаться, почему я обратила ваше внимание именно на этот зал? Подумайте


- Мы сегодня будем говорить об Оренбурге как торговом центре, а поможет нам в этом произведение Александра Павловича Крюкова «Оренбургский меновой двор».

- Ребята, а почему Оренбург считался торговым центром 19века?

-Я думаю, что это мы выясним в конце урока.

- А сейчас вернемся в зал торговли музея, центральным экспонатом которого является картина Андрея Николаевича Гороновича «Меновой двор в Оренбурге».

Я предлагаю Вам совершить заочное путешествие на этот Меновой двор.



Отвечают на вопросы



- это зал торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, который находится в г. Оренбург на улице Советской.

4


Презентация (индивидуальное задание) о А. П. Крюкове (01.01.1803, по другим сведениям1800, Илецкая Защита Оренбургской губернии —19.02.1883, СанктПетербург) — русском прозаике и поэте.


Родился в дворянской семье. С 1817 года служил в Илецкой соляной конторе чертёжником. Параллельно основному занятию изучал горное дело, механику, архитектуру. Служил в Оренбурге, Петербурге, Астрахани. Помещал стихотворения в разных журналах. В прозе напечатал: «Оренбургский меновой двор» («Отечественные записки», 1827, ч. 30); «Киргизцы». Отрывок из повести «Якуб-Батыр» («Литературная газета» 1830, № 7) и «Киргизский набег» («Северные цветы», 1830). Рано проявились его литературные наклонности. Первые публикации стихов в столичной печати состоялись в 1822-1825. Далее выступал там же с прозой: «Киргизский набег», «Оренбургский меновой двор», «Киргизцы», «Рассказ моей бабушки» и др. Значительная часть его творческого наследия осталась неопубликованной. «Рассказ моей бабушки» оренбуржца Крюкова сослужил добрую службу А.С.Пушкину в его работе над «Капитанской дочкой». Это подчеркнуто в статье Ю.Г. Оксмана «Пушкин в работе над романом "Капитанская дочка", прежде всего его раздела «Воспоминания И.А.Крылова и повесть А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки» как первооснова образов и быта Белогорской крепости». «Нет никаких сомнений, что введение в фабулу романа о Пугачеве и Шванвиче образов капитана Миронова, старика поручика, казачьего старшины, священника, равно как и многих конкретных деталей быта степной окраинной крепости, обусловлено было знакомством Пушкина не только с воспоминаниями Крылова, но и с «Рассказом моей бабушки». Не случайно в состав тома «Капитанская дочка» (в серии «Литературные памятники»), подготовленного Оксманом, им был включен и «Рассказ моей бабушки», впервые опубликованный в «Невском альманахе на 1832 год», где его и прочел автор будущего романа». Брат А. П. Крюкова - Михаил Павлович - печатал стихотворения в «Вестнике Европы» 1820-х гг. (Возможна историческая справка об истории появления менового двора в Оренбурге







5

Практическая деятельность обучающихся. Работа по тексту в рабочих листах

- Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце и продолжите: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору…» Что представляется взору?


Вспомните цифры. «Четыре огромных наружных корпуса, ограждающие оный, заключают в себе … (152) лавки,… (104) комнаты с кухнями, для жительства русских и азиатских купцов».


«Вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминаниям И.И. Неплюеву, ……………………………………………………………»

(«……первому оренбургскому военному губернатору и первому виновнику политического образования здешнего края»)

Проверка фронтальная

- Оцените свою работу в парах на рабочих листах. Те пары, которые выполнили все 3 задания верно поставьте себе «5», если 2 задания – «4».



Продолжим работу по тексту. Выборочное чтение с поиском необходимой информации. Я буду задавать вопросы, а вам нужно будет найти ответы и прочитать их.


- Куда ведут ворота менового двора и куда они обращены?













-Почему дворик называется азиатским?




- Почему, «вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминания И. И. Неплюеву, первому Оренбургскому Военному Губернатору и первому виновнику политического образования здешняго края?»



- Кого пригоняют киргизцы в обмен на желаемый товар?










- На что меняют киргизцы свой товар?










- Какую главную черту характера всех кочующих народов подмечает писатель А.Крюков?



(«…огромное каменное здание, или, лучше сказать, совокупление зданий, имеющее фигуру продолговатого четырехугольника, коего углы связаны между собою бастионами. Это Оренбургский меновой двор»)























(«Двое ворот ведут во внутренность менового двора: Российские, обращенные к стороне города, и Киргизские, от коих начинается путь в Хиву и Бухарию, к степи. Над первыми из сих ворот устроена пограничная Таможня с башнею на верху; над последними находится каменная зимняя караульня, а противу их летняя». - «В самой средине менового двора расположен другой дворик, с лавками внутри и снаружи, который называется Азиятским»


(…«потому, что внутренния лавки его могут быть занимаемы одними только Азиятскими товарами».)


(«Вот место, где сей славный Государственный человек предполагал сосредоточить торговлю нашу с народами Средней Азии».)




(«Киргизцы из глубины степей своих пригоняют на оную великое множество баранов и значительное количество скота рогатого; приносят почти все добычи своего звероловства, также: кошмы, армячины (шерстяные войлоки и род грубого камлота из верблюжьей шерсти) и другия скудные произведения своих рукоделий».



(«На всё сие выменивают они от Русских хлеб, лошадей, многия фабричные наши изделия, как то: миткали, китайки, нанки, платки и т. п., посуду деревянную и металлическую, разные мелочные предметы роскоши и щегольства и наконец Азиятские товары, получаемые нами из Хивы и Бухарии».)



(«…нетерпеливы и пламенны, беспечны и упрямы».)

6

Динамическая пауза

Представьте себя на месте Крюкова А.П.

Представьте ,что вы медленно прогуливаетесь по Оренбургу( шагают на месте), разглядывая по сторонам красоты города ( поворачивают голову вправо и влево), а сейчас наслаждаетесь прекрасным небом (поднимают голову наверх) и вдыхаете этот легкий аромат (вдох-выдох)

Выполняют упражнения.


7

Практическая деятельность обучающихся

- На чём привозят свои товары азиаты? (


- Что привозят бухарцы и хивинцы в своих караванах, кроме шелковых, полушелковых и бумажных полосатых материй, известных под названием сус, алачей, дараи и пр., белого бумажного полотна или бязи, крашеного бумажного полотна или буяки и бурмети, стеганых одеял, занавесок, бумаги, корня марены, разных сушеных фруктов?



-Когда заканчивается ярмарка?


- Что на головах бухарцев?

А на головах хивинцев?

А на головах батыров киргизцев? (Показать картинки)


- Что получают азиаты от русских?






- Какую надежду выражает Александр Кудрявцев в конце очерка?

(конные азиаты везут товары на навьюченных верблюдах


(Халаты, шали и ткани кашемирские, столь уважаемые нашими дамами).







В октябре


Чалма

Черные шапки

Остроконечные колпаки


(«все произведения наших фабрик: железо, сталь, сахар, семя коксинельное (кошениль) и преимущественно юфть, называемую у них булгара; сие имя напоминает нам ея изобретателей).


(«Приятно надеяться, что при мудром и благодетельном правлении царствующего Государя торговля наша с народами Средней Азии будет возрастать ежегодно и оправдает наконец предположения незабвенного Патриота, давшего ей столь блистательное начало»

8

Творческое задание

 На основе прочитанного текста и списка ваших ассоциаций я предлагаю вам индивидуально выполнить творческое задание: напишите миниатюру из 5-7 предложений или сочините стихотворение (четверостишие) «Оренбургский меновой двор». Индивидуальная работа. МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ!!!!

Чтение миниатюр, стихотворений.

9.

Итог урока

Вернемся к проблемному вопросу «Почему Оренбург считался торговым центром 19 века?»

именно здесь, в Оренбурге собирались народы разных стран и купцы с разных городов России для обмена товарами.


8

Рефлексия

Итак, наше путешествие подошло к концу.

достигли вы поставленной в начале урока цели?


Отвечают на вопрос.

9

Подведение итогов урока

Подведем итоги урока. Скажите ребята, что сегодня вы узнали на уроке?

Понравилось ли вам выполнять такую практическую, творческую работу?

Участвуют в подведении итогов.

10

Оценивание работы класса в целом, домашнее задание.

Учитель оценивает работу групп, выставляет оценки, дает домашнее задание.

Выставляют оценки, записывают домашнее задание.







ПРИЛОЖЕНИЕ


Рабочий лист Ф.И. ученика(цы) ________________________________________


1. Вставьте авторское слово (слова) Работа в парах

1) Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце и продолжите: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

2) Вспомните цифры. «Четыре огромные наружные корпуса, ограждающие оный, заключают в себе ______ лавки, _______ комнаты с кухнями, для жительства русских и азиатских купцов».

3) «Вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминаниям И.И. Неплюеву, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________»

Оценка __________

2. Творческое задание

На основе прочитанного текста и вашего списка ассоциаций напишите связной текст (5-7 предложений) или стихотворение (четверостишие) на выбор

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее