Меньшаева К.А.,
учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ № 79» г. Оренбурга
Класс: | 8 | ||
Тема урока: | Александр Павлович Крюков. «Оренбургский меновой двор». Очерк об Оренбурге как торговом центре. | ||
Тип урока: | Урок формирования умений и навыков (пересказывать текст, составлять план) | ||
Цель урока: | Выявить место русского прозаика и поэта Александра Павловича Крюкова в литературной жизни России и родного края на материале его очерка «Оренбургский меновой двор» | ||
Задачи урока: | Воспитательные: | Развивающие: | Обучающие: |
Воспитывать действенного, активного читателя, любящего свою малую родину, а через неё и всю Россию. Заложить основу для дальнейшего взаимного развития и обогащения русской и азиатской культур. | Формировать устойчивый интерес к чтению родной литературы на примере очерка А.Крюкова «Оренбургский меновой двор».
| Развивать навык постижения художественного слова через обогащение словарного запаса. | |
Планируемые результаты урока (в соответствии с рабочей программой учебного предмета): | Личностные: развитие стремления учеников к успешному выполнению поставленной цели, самостоятельности, инициативы. | Метапредметные: осуществлять первоначальную оценку результата работы; развивать и поощрять стремление детей делать другим людям радость, заботиться об эмоциональном состоянии другого человека. | Предметные: учить умело использовать и отбирать имеющийся материал и информацию. |
Методическое обоснование урока | оптимизировать обучение путем разумного сочетания и соотношения методов, средств и форм, направленных на получение высокого результата за время урока. Применяемые технологии: технология деятельностного метода (создание проблемной ситуации); здоровьесберегающие технологии (физкультминутка); технология дифференцированного обучения. | ||
Оборудование: | Мультимедийный проектор, раздаточный материал, презентация. |
Организационная структура урока
№ п/п | Этап урока
| Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
1 | Организационный момент | Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на нашем занятии. И сегодня состоится очень интересный урок. Какое нужно настроение, чтобы занятие получилось удачным? Поэтому улыбнитесь друг другу и мы начнем наше занятие. | Настраиваются на позитив и продуктивную работу на уроке.
Ответы учеников. |
2 | Мотивация познавательной деятельности обучающихся | (Включается видеоряд с видами Оренбуржья) В моем краю с утра и до утра Бушуют казахстанские ветра. Они ревут – что стоит им сорваться! Они свистят – что может быть сильней! Они несутся с яростью сарматской По всем просторам пашен и полей! Гонимые по этой дикой воле, Как зайцы, скачут перекати-поле… Сама стихия ветра здесь живет, Здесь тучи рыщут конницей Мамая, Столбами смерчи пыльные вздымая, - И так из века в век, из года в год!.. Трещать в мороз, в жару сгорать от зноя, Копить пласты наречий и имен, Служить в веках трубою вытяжною Степных пространств И кочевых племен! – Вот родина моя… |
Слушают стихотворение
|
3 | Целеполагание | (на экране выведено изображение зала торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея) - Ребята, обратите внимание на экран. Посмотрите внимательно и скажите, что здесь изображено? - А какой музей? Вы знаете? - А теперь попробуйте догадаться, почему я обратила ваше внимание именно на этот зал? Подумайте
- Мы сегодня будем говорить об Оренбурге как торговом центре, а поможет нам в этом произведение Александра Павловича Крюкова «Оренбургский меновой двор». - Ребята, а почему Оренбург считался торговым центром 19века? -Я думаю, что это мы выясним в конце урока. - А сейчас вернемся в зал торговли музея, центральным экспонатом которого является картина Андрея Николаевича Гороновича «Меновой двор в Оренбурге». Я предлагаю Вам совершить заочное путешествие на этот Меновой двор.
| Отвечают на вопросы
- это зал торговли Оренбургского губернаторского историко-краеведческого музея, который находится в г. Оренбург на улице Советской. |
4 |
| Презентация (индивидуальное задание) о А. П. Крюкове (01.01.1803, по другим сведениям1800, Илецкая Защита Оренбургской губернии —19.02.1883, СанктПетербург) — русском прозаике и поэте.
Родился в дворянской семье. С 1817 года служил в Илецкой соляной конторе чертёжником. Параллельно основному занятию изучал горное дело, механику, архитектуру. Служил в Оренбурге, Петербурге, Астрахани. Помещал стихотворения в разных журналах. В прозе напечатал: «Оренбургский меновой двор» («Отечественные записки», 1827, ч. 30); «Киргизцы». Отрывок из повести «Якуб-Батыр» («Литературная газета» 1830, № 7) и «Киргизский набег» («Северные цветы», 1830). Рано проявились его литературные наклонности. Первые публикации стихов в столичной печати состоялись в 1822-1825. Далее выступал там же с прозой: «Киргизский набег», «Оренбургский меновой двор», «Киргизцы», «Рассказ моей бабушки» и др. Значительная часть его творческого наследия осталась неопубликованной. «Рассказ моей бабушки» оренбуржца Крюкова сослужил добрую службу А.С.Пушкину в его работе над «Капитанской дочкой». Это подчеркнуто в статье Ю.Г. Оксмана «Пушкин в работе над романом "Капитанская дочка", прежде всего его раздела «Воспоминания И.А.Крылова и повесть А.П.Крюкова «Рассказ моей бабушки» как первооснова образов и быта Белогорской крепости». «Нет никаких сомнений, что введение в фабулу романа о Пугачеве и Шванвиче образов капитана Миронова, старика поручика, казачьего старшины, священника, равно как и многих конкретных деталей быта степной окраинной крепости, обусловлено было знакомством Пушкина не только с воспоминаниями Крылова, но и с «Рассказом моей бабушки». Не случайно в состав тома «Капитанская дочка» (в серии «Литературные памятники»), подготовленного Оксманом, им был включен и «Рассказ моей бабушки», впервые опубликованный в «Невском альманахе на 1832 год», где его и прочел автор будущего романа». Брат А. П. Крюкова - Михаил Павлович - печатал стихотворения в «Вестнике Европы» 1820-х гг. (Возможна историческая справка об истории появления менового двора в Оренбурге |
|
5 | Практическая деятельность обучающихся. Работа по тексту в рабочих листах | - Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце и продолжите: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору…» Что представляется взору?
Вспомните цифры. «Четыре огромных наружных корпуса, ограждающие оный, заключают в себе … (152) лавки,… (104) комнаты с кухнями, для жительства русских и азиатских купцов».
«Вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминаниям И.И. Неплюеву, ……………………………………………………………» («……первому оренбургскому военному губернатору и первому виновнику политического образования здешнего края») Проверка фронтальная - Оцените свою работу в парах на рабочих листах. Те пары, которые выполнили все 3 задания верно поставьте себе «5», если 2 задания – «4».
- Продолжим работу по тексту. Выборочное чтение с поиском необходимой информации. Я буду задавать вопросы, а вам нужно будет найти ответы и прочитать их.
- Куда ведут ворота менового двора и куда они обращены?
-Почему дворик называется азиатским?
- Почему, «вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминания И. И. Неплюеву, первому Оренбургскому Военному Губернатору и первому виновнику политического образования здешняго края?»
- Кого пригоняют киргизцы в обмен на желаемый товар?
- На что меняют киргизцы свой товар?
- Какую главную черту характера всех кочующих народов подмечает писатель А.Крюков?
| («…огромное каменное здание, или, лучше сказать, совокупление зданий, имеющее фигуру продолговатого четырехугольника, коего углы связаны между собою бастионами. Это Оренбургский меновой двор»)
(«Двое ворот ведут во внутренность менового двора: Российские, обращенные к стороне города, и Киргизские, от коих начинается путь в Хиву и Бухарию, к степи. Над первыми из сих ворот устроена пограничная Таможня с башнею на верху; над последними находится каменная зимняя караульня, а противу их летняя». - «В самой средине менового двора расположен другой дворик, с лавками внутри и снаружи, который называется Азиятским»
(…«потому, что внутренния лавки его могут быть занимаемы одними только Азиятскими товарами».)
(«Вот место, где сей славный Государственный человек предполагал сосредоточить торговлю нашу с народами Средней Азии».)
(«Киргизцы из глубины степей своих пригоняют на оную великое множество баранов и значительное количество скота рогатого; приносят почти все добычи своего звероловства, также: кошмы, армячины (шерстяные войлоки и род грубого камлота из верблюжьей шерсти) и другия скудные произведения своих рукоделий».
(«На всё сие выменивают они от Русских хлеб, лошадей, многия фабричные наши изделия, как то: миткали, китайки, нанки, платки и т. п., посуду деревянную и металлическую, разные мелочные предметы роскоши и щегольства и наконец Азиятские товары, получаемые нами из Хивы и Бухарии».)
(«…нетерпеливы и пламенны, беспечны и упрямы».) |
6 | Динамическая пауза | Представьте себя на месте Крюкова А.П. Представьте ,что вы медленно прогуливаетесь по Оренбургу( шагают на месте), разглядывая по сторонам красоты города ( поворачивают голову вправо и влево), а сейчас наслаждаетесь прекрасным небом (поднимают голову наверх) и вдыхаете этот легкий аромат (вдох-выдох) | Выполняют упражнения.
|
7 | Практическая деятельность обучающихся | - На чём привозят свои товары азиаты? (
- Что привозят бухарцы и хивинцы в своих караванах, кроме шелковых, полушелковых и бумажных полосатых материй, известных под названием сус, алачей, дараи и пр., белого бумажного полотна или бязи, крашеного бумажного полотна или буяки и бурмети, стеганых одеял, занавесок, бумаги, корня марены, разных сушеных фруктов?
-Когда заканчивается ярмарка?
- Что на головах бухарцев? А на головах хивинцев? А на головах батыров киргизцев? (Показать картинки)
- Что получают азиаты от русских?
- Какую надежду выражает Александр Кудрявцев в конце очерка? | (конные азиаты везут товары на навьюченных верблюдах
(Халаты, шали и ткани кашемирские, столь уважаемые нашими дамами).
В октябре
Чалма Черные шапки Остроконечные колпаки
(«все произведения наших фабрик: железо, сталь, сахар, семя коксинельное (кошениль) и преимущественно юфть, называемую у них булгара; сие имя напоминает нам ея изобретателей).
(«Приятно надеяться, что при мудром и благодетельном правлении царствующего Государя торговля наша с народами Средней Азии будет возрастать ежегодно и оправдает наконец предположения незабвенного Патриота, давшего ей столь блистательное начало» |
8 | Творческое задание | На основе прочитанного текста и списка ваших ассоциаций я предлагаю вам индивидуально выполнить творческое задание: напишите миниатюру из 5-7 предложений или сочините стихотворение (четверостишие) «Оренбургский меновой двор». Индивидуальная работа. МУЗЫКУ ВКЛЮЧИТЬ!!!! | Чтение миниатюр, стихотворений. |
9. | Итог урока | Вернемся к проблемному вопросу «Почему Оренбург считался торговым центром 19 века?» | именно здесь, в Оренбурге собирались народы разных стран и купцы с разных городов России для обмена товарами.
|
8 | Рефлексия | Итак, наше путешествие подошло к концу. достигли вы поставленной в начале урока цели? |
Отвечают на вопрос. |
9 | Подведение итогов урока | Подведем итоги урока. Скажите ребята, что сегодня вы узнали на уроке? Понравилось ли вам выполнять такую практическую, творческую работу? | Участвуют в подведении итогов. |
10 | Оценивание работы класса в целом, домашнее задание. | Учитель оценивает работу групп, выставляет оценки, дает домашнее задание. | Выставляют оценки, записывают домашнее задание. |
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Рабочий лист Ф.И. ученика(цы) ________________________________________
1. Вставьте авторское слово (слова) Работа в парах
1) Вспомните описание оренбургского менового двора, который даёт А.Крюков в 1-ом абзаце и продолжите: «Посреди прекрасной, необозримой равнины, составляющей часть зауральских окрестностей Оренбурга, представляется взору_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
2) Вспомните цифры. «Четыре огромные наружные корпуса, ограждающие оный, заключают в себе ______ лавки, _______ комнаты с кухнями, для жительства русских и азиатских купцов».
3) «Вступая в меновой двор, невольно отдаешь дань воспоминаниям И.И. Неплюеву, ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________»
Оценка __________
2. Творческое задание
На основе прочитанного текста и вашего списка ассоциаций напишите связной текст (5-7 предложений) или стихотворение (четверостишие) на выбор
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________