«Осенний фестиваль знаний 2024»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках иностранного языка

Не секрет, что иностранный язык является одним из самых популярных предметов изучения у школьников на сегодняшний день. Тем не менее, несмотря на всю его популярность, учителю постоянно приходится поддерживать познавательный интерес учащихся к предмету, вновь и вновь мотивируя их на учебную деятельность.

Решая эту задачу, учитель должен сформировать новый тип общения с учениками, который способствовал бы познавательной активности, развитию трудолюбия, самостоятельности, интереса к окружающему миру. Как же сделать свой урок интересным, увлекательным и добиться того, чтобы дети хорошо и прочно усваивали языковой материал?

Если раньше изучение иностранного языка ограничивалось заучиванием слов, переводом текстов и выполнением грамматических упражнений, то на сегодняшний день формы и методы изучения иностранного языка значительно расширились. И целью обучения иностранному языку становится не обучение общению на изучаемом языке, а развитие компетентности в общении, предполагающей способность к реализации речевого поведения на основе фонологических, лексико-грамматических, страноведческих знаний и навыков.

Однако учащиеся, особенно средних классов, не всегда понимают важность изучения английского языка и его связь с их будущей жизнью. Ориентир подростков направлен не на учебную деятельность, а на общение со сверстниками, поэтому повышение мотивации к изучению английского языка является актуальной на сегодняшний день задачей и требует от учителя особого подхода и тщательной подготовки.

Как мотивировать детей на изучение английского или другого иностранного языка?

Способов повысить мотивацию учащихся на уроках великое множество. И хотелось бы рассказать о тех из них, которые наиболее часто применяются на уроках иностранного языка. Это опорные схемы, «мозговой штурм», постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные ситуации, игры, в том числе и ролевые, а также стихи, загадки, песни, шарады, ребусы, кроссворды и тесты.

В педагогике и методике преподавания иностранному языку, а конкретно развитию навыков устной речи, известно, что говорить на языке интереснее, когда речь идет непосредственно о самом человеке и его предпочтениях. Именно поэтому уроки должны быть построены на основе принципа ситуативности в обучении говорению. Например, при изучении темы «Homes» («Жилища») преподаватель дает задание рассказать о том, где они живут, о своей любимой комнате. Можно предварительно попросить ребят расслабиться и закрыть глаза. Таким образом, учебно-речевые ситуации, преломляясь через призму личного опыта учащихся, мотивируют общение.

Хорошим стимулом могут послужить и невербальные методы. Иногда с помощью жестов и мимики можно добиться понимания учащимися незнакомого слова, не прибегая к переводу на родной язык. Большую роль для снятия трудностей в понимании играет образная и выразительная речь учителя, выделением интонационно главного слова в нужной фразе.

Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются игровые методики.

В формате игры можно всегда легко и быстро объяснить какой-то новый материал, отработать сложные моменты, разнообразить рутинную ежедневную учебу, и что самое главное, заинтересовать детей в изучении английского языка с детства.

При изучении алфавита в младших классах всегда используются игровые моменты с целью обучить (проверить): умение называть буквы; умение называть звуки; знание порядка букв в алфавите; знание лексики на некоторые буквы алфавита; навыки составления ранее изученных слов из определенного количества букв; умение вставлять пропущенные буквы при наличии соседних так, чтобы получались значимые части речи; навыки написания букв английского алфавита; распознавание строчных и заглавных букв; распознавание гласных и согласных.

Для активизации лексики активно используются лексические игры («Лото», «Домино», «Пазлы»), а также игры с мячом (назвать синонимы, антонимы, перевод слов с русского языка на английский и наоборот).

Орфографические игры призваны тренировать написание английских слов. Такой метод позволяет учащимся проследить определенную закономерность написания английских слов, а также справиться с запоминанием лексики. Для развития орфографических навыков используются игровые задания: «Буквы рассыпались» — поставить буквы в правильном порядке, «Убежавшие буквы» — вставить в слова пропущенные буквы, составить много новых слов из заданного слова, например: BIOGRAPHY.

Для развития памяти очень часто используется следующий прием. На доске ребята видят текст стихотворения, чтение которого отрабатывается и воспроизводится несколько раз. Постепенно стираются слова данного стишка, начиная с простых и известных детям. В результате перед учащимися стоит задача запомнить данный текст и воспроизвести его. Данный прием можно использовать на начальном этапе урока, в качестве вводного в новой теме элемента.

Также хотелось бы обратить внимание на использование ролевых игр в обучении диалогической речи и в качестве большого стимула для учащихся. Наиболее простым вариантом ролевой игры является работа в парах, более сложные ролевые игры вовлекают уже целую группу учеников. Проведение ролевых игр успешнее проходит в 5-6 классах, так как дети активнее вовлекаются в игровую ситуацию по сравнению с учащимися старших классов. Ролевые игры значимы при изучении таких тем, как "Аt the theatre (cinema)", "Shopping", "Hobbies", "Sport", "School life".

Например, при подготовке ролевой игры по теме "Shopping" учитель делит учеников на покупателей и продавцов, раскладывает на парты картинки по отделам супермаркета: овощи и фрукты, кондитерские изделия и т. д. Задание заключается в том, что ребятам нужно купить определенный набор продуктов.

Информационные технологии также могут стать хорошим способом повышения мотивации к изучению иностранного языка. Интерес школьников к компьютерным технологиям дает возможность насыщать уроки небезразличными для учащихся темами. При этом ученики могут использовать разнообразные источники информации, учиться самостоятельной творческой работе. Это позволяет развивать личность в целом и способствует повышению активности познания.

Итак, можно сделать вывод о том, что приемов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка много. Мастерство учителя и заключается в умении подобрать нужный способ или метод в зависимости от интересов детей, изучаемого материала и сформированности тех или иных умений у учащихся. Учитель должен проявлять фантазию и творческий подход в преподавании иностранного языка. Только при энтузиазме и личной заинтересованности учителя можно зажечь интерес к изучению английского языка и у детей.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее