«Осенний фестиваль знаний 2024»

Активизация мыслительных процессов на занятиях кружка "умелые руки" учащихся школы-интерната №88 VIII вида с отклонениями в развитии

Тезисы

к работе «Активизация мыслительных процессов на уроках швейного дела учащихся школы VIII вида с отклонением в развитии»

  • Анализ системы социально – трудовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями в школе VIII вида;
  • Активизация мыслительных процессов на уроках швейного дела учащихся с отклонениями в развитии:

    - коррекционно – развивающее упражнение на тренировку внимания;

    - работа с предметно – технологической картой;

    - программированные задания для активизации познавательной деятельности;

  • проверочное задание в форме теста;
  • работа с карточками – форточками;
  • работа с кроссвордами для закрепления (выявления) знаний по терминологии швейных работ;
  • физкультминутки для швей VI класса;
  • упражнения для активизации работы мышц глаза;
  • план ответа учащихся при подведении итога работы;
  • план расчета стоимости готового изделия;
Олимпиады: Технология 1 - 4 классы

Содержимое разработки

МБУ ДО «Дом детского творчества №1»












Активизация мыслительных процессов на занятиях кружка «умелые руки» учащихся школы-интерната №88 VIII вида с отклонением в развитии














Автор: Дмитриева Вера Анатольевна

Предмет преподавания: кружок «умелые руки»

Должность: педагог дополнительного образования

Адрес и телефон учреждения:

г. Новокузнецк, ул. Обнорского 13 т. 37-54-38




Основным контингентом школы-интерната № 88 VIII вида являются дети с нарушением интеллекта, который сочетается с аномальным физическим развитием. На базе школы – интерната осуществляются занятия кружка «умелые руки» в рамках профориентационной работы по швейному делу для детей, не обучающихся по этому профилю. Занятия проводит педагог дополнительного образования из детского дома творчества по составленной и утвержденной программе.


  • Социально-трудовая подготовка учащихся является ведущим направлением в системе учебно-воспитательной работы, направленной на общее развитие учащихся;

  • содержание трудового и профессионального обучения определяется применительно к региональным местным условиям, состоянию здоровья воспитанников; возможностью дальнейшего трудоустройства выпускников;

  • максимальная специальная трудовая адаптация учащихся к современным условиям жизни.

В социально трудовой подготовке участвуют все службы школы-интерната. Система работы по социально-трудовой подготовке является комплексной, разнообразной по содержанию, методам и формам организации учебно-воспитательной работы при наличии солидной материальной базы, квалифицированных кадров и продуманного руководства.

Трудовая подготовка в условиях единой коррекционно-развивающей и реабилитационной среды в рамках школы-интерната становится большим социальным и экономическим подспорьем дальнейшей жизни воспитанников.

Опыт показывает, что после выпуска из школы-интерната учащиеся вполне самостоятельно выполняют работу по изученной профессии. Выпускники продолжают свое обучение в ПТУ, учебно-курсовом комбинате. При обучении в системе социально-трудового направления решаются следующие задачи:

  • Ранние выявления и коррекция особенностей, препятствующих успешному освоению профессий.

  • Углубленное изучение индивидуальных особенностей ребенка, выявление и отслеживание его возможностей в трудовом обучении.

  • Обучение навыкам самообслуживания и самообеспечения в быту.

  • Овладение общетрудовыми и профессиональными навыками.

  • Развитие навыков коммуникативного поведения.

  • Подготовка к самостоятельной трудовой деятельности.

  • Профессиональная ориентация учащихся.

  • Становление личности ребенка, его социальная реабилитация и адаптация к жизни в обществе.

У них имеются довольно грубые нарушения в условно-рефлекторной деятельности; взаимодействия процессов возбуждения торможения; взаимодействия сигнальных систем, что является причиной органического поражения центральной нервной системы.

Все это является физиологической основной нарушения психической деятельности ребенка, включая процессы познания, эмоции, личности в целом.

Для детей с ограниченными возможностями характерно недоразвитие познавательных процессов. Нарушены восприятие, память, мышление, эмоционально-волевая сфера, речь, недостаточно развита дифференцированная моторика.

Такие дети ослаблены физически, страдают соматическими нарушениями.

Все это значительно ограничивает круг их последующей трудовой деятельности.

Развитие аномального ребенка, как и нормального, совершается главным образом за счет развития высших психических функций.

Разрабатывая проблему взаимоотношения обучения и развития, Л.С. Выготский исходил из того, что обучение должно опережать развитие, стимулировать его, вести за собой, при разработке этой проблемы были введены понятия «зона актуального развития». Такая подготовка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоятельно, и зона ближайшего развития (возможность выполнять с помощью педагога то, что самостоятельно сделать, пока не удается).

Знания, полученные воспитанниками на занятиях, с одной стороны, повышают общий уровень интеллекта, и с другой, создают основу для развития умений правильно регулировать свою деятельность при решении трудовых задач:

  • ориентировать в полученном задании;

  • осознавать цель рабочих движений;

  • организовывать их по рабочему плану;

  • контролировать правильность выполнения работы.

Отставание в формировании умственных действий у учащихся проявляется особенно отчетливо на занятиях при изготовлении различных изделий.

Так, дети не умеют должным образом анализировать образец, вычислять этапы предстоящей работы, планировать ее и обдумывать, а стремятся сразу же начать действовать. У них слабо развиты навыки самоконтроля, отсутствует потребность самопроверки выполняемой работы.

При оценивании собственной работы дети ориентируются на внешние, несущественные признаки полученного результата, не сопоставляют сделанную работу с образцом и часто дают себе завышенную оценку.

Эти особенности планирования и контрольно-оценочных действий учащихся связаны с недостаточной регуляцией их деятельности речью. Речь направляет и регулирует деятельность, способствует ее точности и осмысленности.

У учащихся данной категории имеются отставания в развитии соответствующих возрасту качеств личности и норм нравственного поведения (умение работать коллективно, помогать товарищу, неумение преодолевать трудности, нерешительность), формирование которых составляет необходимую часть трудового обучения и воспитания.

Направляющая и регулирующая роль в процессе обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отставанием имеет принцип коррекционной направленности.


ПРИНЦИПЫ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ


ПРИНЦИПЫ

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ В УРОКЕ

Динамичность восприятия

  • задания по мере нарастающей трудности;

  • включение в занятия заданий, предполагающих различный доминантный характер;

  • разнообразные типы структур занятий для смены видов деятельности учащихся.

Продуктивная обработка информации

  • задания предполагающие самостоятельную обработку информации;

  • дозированная поэтапная помощь педагога;

  • перенос способа информации на свои индивидуальные задания.

Развитие и коррекция высших психических функций

  • включение в занятия специальных упражнений;

  • задания с опорой на несколько анализаторов.

Мотивация к учению

  • постановка законченных инструкций;

  • включение в занятия современных реалий;

  • созданий условий для достижения, проблемные задания, познавательные вопросы;

  • призы, поощрения, развернутая словесная оценка.


На занятиях практикуется развивающе - ролевая форма организации учебно-воспитательного процесса, сущность которой сводится к передаче учащимся некоторых функций, традиционно выполняемых педагогом: контрольных, проверяющих, информационных, организационных. Отдельные занятия проводятся в форме деловых игр, конкурсов.

По всем темам программ имеется методический материал:

  • предметно-технологические карты;

  • рабочие и проверочные тетради;

  • картотека коррекционно-развивающих упражнений;

  • тестовые разноуровневые задания;

  • модели коррекционно-развивающих уроков;

  • наглядные учебные пособия;

  • дидактические игры, задачи;

  • разработки экскурсий;

  • карточки с заданиями.

При проведении занятий соблюдается охранительный режим, путем включения минуток отдыха:

  • физкультминутки;

  • паузы для коррекции зрения;

  • паузы для разгрузки позвоночника.


Все это способствует поддержанию трудоспособности учащихся на занятиях.

На этапе введения в тему обучающимся даются коррекционно-развивающие упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания (среди буквенного текста найти слова).


ИТСОРАНКЩОЫВМСЬТОБРАБОТКАЕКЦУВРЛОГШБОКОВЫХБТМЕН

СРЕЗОВБЛРАТИМЮБКИБЬТЖОРНГ

Эффективный метод формирования у школьников последовательности и содержания этапов предстоящей работы дает фронтальная беседа. Педагогический опыт подсказывает, что положительное отношение школьников к предстоящей беседе формируется заранее. Например, после проведения ориентировки в задании учитель говорит учащимся о какой-то конкретном случае, когда непродуманный план действий приводит к браку в работе, тем самым педагог ставит проблему перед учениками. Фронтальная беседа помогает детям самим найти пути решения выхода из сложной ситуации, т.е. решить проблему. В такой беседе преодолевается застенчивость, инертность учащихся.

Развитие речи на занятиях происходит, как коррекция взаимосвязи речи и деятельности учащихся при изготовлении ими конкретных изделий. Это выражается в уточнении и расширении словарного запаса на этапе анализа образца и ориентировки в задании. В развитии умения четко излагать свои мысли и грамматически правильно строить фразу при планировании и словесном отчете и, наконец, в умении самостоятельно составлять небольшой рассказ о выполненной работе на каждом из ее этапов. В обучении, у детей с отклонениями, важную роль играют предметно – технологические карты, отражающие так называемые планы работы. Хорошо усвоив такой план, ученик может применять его с небольшими изменениями при изготовлении различных изделий. Например, при изготовлении швейного изделия юбки из клиньев, обучающиеся руководствуются следующим планом:


  1. обработать боковые срезы

  2. обработать застежку

  3. обработать верхний срез

  4. обработать нижний срез

  5. отутюжить изделие, сложить


Предметная карта, отражающая стандартный план работы, может быть использована педагогом для объяснения последовательности выполнения операций и при проверке знаний учащихся о порядке выполнения предстоящей работы. Большую помощь оказывает этот дидактический материал при составлении плана. После объяснения педагога учащиеся самостоятельно расставляют образцы в том порядке, как предстоит выполнить работу, и раскладывают таблички с названием технологической операции.

На основе содержания предметно – технологической карты могут быть построены задания, направленные на активизацию планирующих действий школьников. Например, педагог убирает один образец и задает учащимся вопросы:


  1. в каком месте предметно – технологической карты необходимо расположить недостающий образец?

  2. какая технологическая операция пропущена?

  3. какие операции последовательности изготовления изделия можно поменять местами?

  4. какие инструменты (оборудование, приспособления) применяются при выполнении данной технологической операции?

Из элементов предметно-технологической карты учащиеся могут составлять различные варианты планов работы. Работа с картой помогает развивать логическое мышление.


Для активизации познавательной деятельности применяются программированные задания. Для закрепления, а также для оперативного определения усвоения терминологии ручных, машинных и влажно-тепловых работ можно организовать опрос по карточкам-заданиям, выполненных по форме тестовых заданий (т.е. для ответа на вопрос необходимо выбрать правильный вариант ответа из нескольких предлагаемых). В данные карточки рекомендую включить следующие вопросы.



а) заметывают

1. При обработке вытачек их сначала б) сметывают

в) выметывают

г) наметывают,

затем а) притачивают

б) обтачивают

в) стачивают.

2. Слабину в конце вытачки а) разутюживают

б) приутюживают

в) сутюживают.


3. Боковые швы сначала а) приметывают

б) сметывают

в) наметывают

г) заметывают,

затем а) застрачивают а) удаляют нитки сметывания

б) прострачивают б) шов отпаривают

в) стачивают в) разутюживают

г) обтачивают, после чего




  1. Соединяя накладной карман с изделием, его сначала на

основную деталь а) приметывают

б) подшивают

в) наметывают

г) заметывают,

затем а) настрачивают

б) прострачивают

в) пристрачивают

г) втачивают

  1. Соединяя рукав с проймой (воротник с горловиной), его

сначала а) выметывают

б) наметывают

в) вметывают

г) приметывают, затем а) стачивают

б) втачивают

в) пристрачивают

г) настрачивают

6). Соединяя подборт с полочкой, его сначала а) приметывают

б) пришивают

в) наметывают

г) разутюживают,

затем следует машинная операция а) настрачивания

б) пристрачивания

в) притачивания

г) обтачивания,

после чего удаляют нитки временного назначения и

борт а) выметывают

б) заметывают

в) наметывают

г) разметывают.

7. Низ юбки (низ рукава) после заметывния а) заутюживают

б) приутюживают

в) сутюживают

г) разутюживают.

8. Готовое изделие а) проглаживают

б) приутюживают

в) отутюживают

г) сутюживают

9. Чтобы снять ласы, изделие а) отутюживают

б) отпаривают

в) приутюживают.

Ключ к заданиям

  1. б, в 6. а, в, а

  2. в 7. б

  3. б, в, а 8. в

  4. в, а 9. б

  5. в, б

С целью закрепления и проверки знаний учащихся карточки задания можно выполнить в следующем виде.

Заполните пропуски слов во фразах:


1). Низ прямой юбки (брюк) подшивают………стежками.

2). Контрольные линии прокладывают в крое юбки по ………

3). Размер плечевого изделия определяется по мерке ……….

4). Вытачки сметывают от ……к …..

5). Вытачки стачивают от ……к ……

6). Примерку юбки выполняют по …… стороне.

7). Боковые срезы прямой юбки (с застежкой на боку) стачивают по ……полотнищу: правый боковой срез в направлении …….., а левый-от …..до ……

8). При подрезании низа изделия отрезаемая часть должна располагаться с…….стороны, в …..руке.

9). При подшивании (или заметывании) низа изделия располагают на рабочем столе ……

10). При раскрое ножницы должны располагаться ….. к столу и детали.


Ключ к заданиям

1) потайными (косыми подшивочными) стежками;

2) посередине деталей;

  1. по мерке полуобхвата груди;

  2. от узкого конца, к широкому;

  3. от среза детали к концу вытачки;

  4. по правой стороне;

  5. по переднему полотнищу, правый срез-сверху вниз, а левый-от низа до места расположения застежки;

  6. с левой стороны, в левой руке;

  7. нижним срезом изделия к работающему;

  8. перпендикулярно к столу и детали.

Для активизации процесса усвоения учащимися теоретического материала оказывает помощь дидактический материал «Карточки с вопросами и ответами по швейному делу». Дидактический материал составлен таким образом, что каждой карточке с вопросами соответствует контрольная карточка с вопросами и ответами на них. Вопросы составлены по темам программы, а с каждым последующим годом обучения содержание вопросов усложняется, прослеживается их преемственность, что значительно облегчает работу педагога при подготовке к занятиям.

Работа с карточками проходит так. Педагог раздает карточки с вопросами.

Слева в колонке даны вопросы. Напротив каждого вопроса в карточке

Вырезано «окно». Положив под карточку лист бумаги, учащиеся пишут в окне (в прорези) против каждого вопроса ответ. Педагог проверяет правильность написания ответа, а затем они сверяют свои записи с ответами на контрольных карточках. Это пособие может быть использовано педагогом на разных этапах обучения швейному делу.


  1. При подготовке к изучению новой темы карточки используются для проверки усвоения ранее пройденного материала, касающегося данной темы.

  2. После объяснения новой темы педагог проверяет по карточкам усвоение материала, выявляя тем самым учащихся, которые нуждаются в коррекционной работе на этапе закрепления теоретического материала.

  3. На заключительном занятии по той или иной теме работа с карточками строится таким образом: педагог планирует для подведения итогов, один последний урок; раздает учащимся карточки с вопросами пройденной темы; проводит устный опрос и подробный анализ ответов; одновременно выясняет, кто из учащихся и какие вопросы темы не усвоил.


Таким образом, использование карточек с вопросами и ответами обеспечивает на занятиях по швейному делу активную самостоятельную деятельность учащихся, развивает их внимание и память, совершенствует навыки письменной речи, кроме того, дает возможность педагогу постоянно следить за усвоением знаний учащимися, учитывая их индивидуальные особенности. Учащиеся учатся самостоятельно обдумывать поставленные вопросы, учатся правильно писать технические термины. Все это способствует активизации процесса усвоения учащимися материала.

Составлен дидактический материал для самостоятельных и контрольных работ по швейному делу и представляет собой

программированные задания, которые способствуют формированию у учащихся навыки самостоятельного профессионального анализа.

Например:

Заполни пропуски


Рабочие инструменты и приспособления

  1. и ……а

  2. н...н…..ы

  3. б…..в….а

  4. н…..р…..к


Стежки в ручном шитье

  1. т…б…..й

  2. с……..л ………й

  3. с……..ч…….й

  4. с………т………й

  5. п…..л….й

Назвать машинные швы

З.………………й

в…………у

д…………й

с…….й


Для проверки знаний учащихся применяются тестовые задания, что увеличивает активность и интерес к предмету.


Технология изготовления швейного изделия


  1. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

Перевод выкройки на ткань осуществляется при помощи:


  1. смёточных стежков;

  2. резца;

  3. копировальных стежков;

  4. портновского мела;

  5. косых стежков.


  1. Отметьте цифрами в скобках правильную последовательность технологических операций.


Раскладка выкройки на ткани производится в следующей последовательности:

( )- разложить мелкие детали;

( )- разложить крупные детали;

( )- сколоть ткань булавками;

( )- приколоть мелкие детали;

( )- приколоть крупные детали;

( )- определить лицевую сторону ткани;

( )- определить направление долевой нити;

( )- сложить ткань вдвое;

( )- нанести контрольные линии и точки;

( )- разметить припуски на обработку;

( )- обвести детали по контуру.


  1. Отметьте знаком «+» правильный ответ.


Долевая нить ткани при раскладке на выкройки прямой юбки располагается:


  1. по ширине;

  2. по длине;

  3. по диагонали.


  1. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.

При стачивании двух деталей на зубчатую рейку машины, т.е. вниз, кладется деталь:

  1. с косым срезом;

  2. из более тонкой ткани;

  3. из более толстой ткани;

  4. на которой выполняется посадка ткани;

  5. на которой имеется поперечный шов.


  1. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.


Петельные стежки применяют для:

  1. закрепления срезов легко осыпающихся тканей;

  2. подшивания подогнутых срезов изделия;

  3. обмётывания прорезных петель;

  4. выполнения копировальных стежков


6. Отметьте знаком «+» все правильные ответы.


К краевым швам относятся:

  1. запошивочный;

  2. окантовочный шов с закрытым срезом;

  3. двойной;

  4. шов в подгибку с закрытым срезом;

  5. обтачной шов в кант.

Кроссворд

Кроссворды применяются для закрепления (выявления) знаний по терминологии швейных работ. Данные кроссворды можно давать учащимся для разнообразия проведения опросов по соответствующим темам.


По горизонтали:

  1. Процесс (на начальных стадиях изготовления изделия) контроля и проверки правильности раскроя и посадки изготавливаемого изделия на фигуре человека. (Примерка)

  2. Метод, применяемый для создания точной индивидуальной выкройки-основы, или когда нужно создать уникальную модель, скажем, со сложной асимметричной драпировкой. (Муляжный)

  3. Деталь, обеспечивающая прилегание изделия на запястье. (Манжета)

  4. Вид оборки, оба конца которой отлетные. (Рюша)

По вертикали:

  1. Принадлежность для влажно-тепловых работ. (Проутюжильник)

  2. Декоративная полоска ткани, используемая для отделки. (Тесьма)

  3. Тесьма для изготовления застежки. (Липучка)

  4. Место соединения деталей одежды. (Шов)










5


6












1










































7










2

























































3


























4


8





































































































Физкультминутка

В физкультминутки на занятиях швейного дела целесообразно включать динамические дыхательные упражнения. Упражнения, направленные на формирование правильной осанки, расслабление мышц, находящихся в статическом положении, на исключение застойных явлений в конечностях и крестово-поясничной части. Упражнения для гипервентиляции легких, локального воздействия на отдельные группы мышц, подвергающихся длительному статическому напряжению, а также специальные упражнения для совершенствования зрительного восприятия.


Физкультминутки для швей

IV-VI КЛАССЫ

I


1. Ходьба на месте, 20с. Т.С.

2. Потягивание: а) подняться на носки, руки вверх, потянуться, вдох; б) опуститься на всю стопу, выдох, руки вниз. Повторять 5-6 раз. Т.С. (Когда дети подтянутся, можно говорить слово «великаны», когда опускаются на стопу-«карлики».)

3. Наклоны, руки на пояс. 1 - наклон вперед. 2 – назад. 3 – вправо. 4 – влево. Повторить 5-6 раз. Т.С.


Упражнения для активизации работы мышц глаза


Комплекс способствует снятию статического напряжения с мышц глаза, улучшению кровообращения.

  1. И.П. сидя: плотно закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с (5-6 раз подряд).

  2. И.П. сидя: посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3-4раза).

  3. И.П. сидя: вращение глазами по кругу по 2-3 с (3-4 раза).

  4. И.П. сидя: быстрое моргание в течение 1-2 мин.

  5. И.П. стоя: перед окном: смотреть вдаль 3-4 мин.


На заключительном этапе занятия педагог предлагает проанализировать свои изделия, подсчитать стоимость изделия. Положительно он оценивает действия тех учащихся, которые сами обнаружили ту или иную ошибку и смогли дать ей словесную характеристику. Для того чтобы учащиеся не испытывали затруднения в анализе выполненной работы и подсчете стоимости готового изделия предлагается:


План ответа при подведении итога урока


  1. Какое изделие ты делала?

  2. Какие операции выполняла?

  3. Чем и как контролировала работу?

  4. Как выполнила работу?

  5. Сколько сделала?

  6. Какие ошибки допустила?


Расчет стоимости готового изделия


  1. Расход ткани на одно изделие.

  2. Стоимость ниток, игл.

  3. Стоимость электроэнергии.

  4. Амортизация машин.

  5. Стоимость работы по пошиву изделия.

При совместной работе с учителями - предметниками и воспитателями школы-интерната, дети овладевают знаниями и умениями по основам швейного дела, стремятся соединить теорию с практикой, используют знания на деле, что формирует у учащихся нравственные качества личности, развиваются их способности, воспитывается трудолюбие.


В результате исследования привития профессиональных возможностей детям с ОВЗ наблюдается положительная динамика в их эмоционально-волевой сфере (происходит формирование таких личностных качеств, как наблюдательность, целенаправленность, самостоятельность, настойчивость в достижении цели, решительность), улучшается моторная функция, развиваются коммуникативные функции речи, активизируется познавательная деятельность. Социально-трудовая подготовка в системе единого коррекционно-развивающего и реабилитационного пространства в рамках школы-интерната способствует исправлению недостатков в недоразвитии воспитанников, повышает общий уровень интеллекта, создает условия для социально-психологической реабилитации и последующей интеграции их в общество.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее