Тема. А.П. Чехов «Смерть чиновника». Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказа; позиция писателя.
Цель:
выявить художественную идею рассказа;
развивать навыки чтения по ролям, лексической работы, самостоятельной исследовательской работы с текстом, работы с иллюстрациями, таблицами;
формировать нравственно-эстетические представления учащихся в ходе выявления лексического значения слов «экзекуция», «экзекутор».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, мультипликационный фильм.
ХОД УРОКА.
І. Оргмомент.
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2. Беседа по первичному восприятию рассказа.
- Смешным или грустным вам показался рассказ? Почему?
3. Слово учителя.
Рассказ «Смерть чиновника» был впервые напечатан в журнале «Осколки» (1883, № 27) с подзаголовком «Случай». Подпись: «А. Чехонте».
По сообщению М.П. Чехова, брата писателя, действительный случай, происшедший в московском Большом театре, рассказал Чехову инспектор репертуара и затем директор московских театров В.П. Бегичев. Некоторое сходство рассказ «Смерть чиновника» обнаруживает с широко известным в театральных кругах анекдотом об A.M. Жемчужникове. Наступив намеренно в театре на ногу высокопоставленному сановнику, Жемчужников затем ежедневно приходил к нему с извинениями, пока разгневанный сановник его не выгнал. Не лишено основания предположение В.Д. Седегова еще об одном источнике. Таганрогский корреспондент Чехова А.В. Петров писал 4 января 1882 г.: «Накануне Рождества, т. е. в сочельник, наш почтмейстер (известнейший изверг и педант) пригрозил одному чиновнику... отдать его под суд, кажется, за нарушение дисциплины, словом, за личное оскорбление, а тот сдуру после попытки попросить прощение ушел из конторы да в городском саду... и повесился... весь город почти собрался хоронить его».
Обычно в центре рассказа Чехова не характер и не идея, а ситуация — необычный случай, анекдот, высвечивающий определенные закономерности жизни, суть характера. Чехов изображает такие ситуации, в которых персонажи раскрывались и как социально-этические типы, и как люди со свойственной только им психологией, манерой поведения.
4. Лексическая работа: чиновник, экзекутор, экзекуция; глядел в бинокль на «Корневильские колокола». В «Аркадии»...
5. Слово учителя.
В «Смерти чиновника» (обращает на себя внимание явное несоответствие между сюжетом, который ведет к печальному концу, и тем, как он рассказывается) повествование начинается со слова «смерть» (в заглавии) и заканчивается словом «помер». Впору оплакивать несчастную судьбу героя. А между тем в рассказе немало смешного.
6. Беседа.
- Название «Смерть чиновника» состоит из несочетающихся понятий. Чиновник — это должностное лицо, лишенное каких-либо проявлений индивидуальности. Смерть — это прекращение жизнедеятельности (гибель) живого организма. Почему рассказ называется «Смерть чиновника», а не «Смерть Червякова»?
Произведение Чехова — это рассказ не об исчезновении человеческой индивидуальности, а о прекращении деятельности чиновника как должностного лица, лишенного индивидуальности.
- Какое произведение, изученное ранее, также рассказывает о смерти чиновника?
Повесть Н.В. Гоголя «Шинель».
- Фамилия героя «Шинели» — Башмачкин. Герой рассказа Чехова носит фамилию Червяков. Какую связь можно установить между фамилиями героев?
Башмак — метафора бренного материального мира. Фамилия Башмачкин приобретает двусмысленно-пародийное звучание, ассоциируясь с темой смерти Акакия Акакиевича и скрыто предвещая ее неизбежность.
Фамилия Червяков вызывает те же ассоциации. Произведение Чехова включается в контекст русской классики, перекликаясь с «Шинелью» Гоголя. В центре внимания здесь также «маленький человек», о котором сочувственно писали в то время.
- Башмачкин у Гоголя — натура, имеющая «внешний» и «внутренний» облик. Можно ли говорить о сложности натуры Червякова?
- Какие ассоциации вызывает сочетание слов «не менее прекрасный экзекутор Червяков»?
Словосочетание «экзекутор Червяков» вызывает комический эффект. Одно из значений слова «экзекутор» — «человек, осуществляющий наказание». В сочетании с «ничтожной» фамилией оно вызывает улыбку.
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию художника А. Базилевича. Какой эпизод на ней изображен? Найдите соответствующий ему фрагмент рассказа. Опишите выражение лица и позу героев.
7. Выразительное чтение рассказа по ролям.
- Какой прием использован в рассказе, для того чтобы подчеркнуть добровольное самоунижение, добровольное рабство чиновника?
8. Исследовательская работа с текстом.
- Выпишите из текста реплики Червякова, соответствующие ситуациям, обозначенным в левой части таблицы. О чем свидетельствует речь, манера поведения героя? Какую функцию выполняют многоточия?
Ситуации | Примеры |
Червяков кашлянул, подался туловищем вперед и зашептал генералу на ухо | «Извините, вашество, я вас обрызгал нечаянно...» |
В антракте он подошел к Бризжалову, походил возле него и, поборовши робость, пробормотал | «Я вас обрызгал, вашество... Простите... Я ведь... не то чтобы...» |
На другой день Червяков надел новый вицмундир, постригся и пошел к Бризжалову объяснить.... | «Вчера в „Аркадии", ежели припомните, вашество, — начал докладывать экзекутор, — я чихнул-с и... нечаянно обрызгал... Изв...» |
Когда генерал кончил беседу с последним просителем и направился во внутренние апартаменты, Червяков шагнул за ним и забормотал | «Вашество! Ежели я осмеливаюсь беспокоить вашество, то именно из чувства, могу сказать, раскаяния!.. Не нарочно, сами изволите знать-с!» |
Письма генералу он не написал. Думал, думал и никак не выдумал этого письма. Пришлось на другой день идти самому объяснять | «Я вчера приходил беспокоить вашество, — забормотал он, когда генерал поднял на него вопрошающие глаза, — не для того, чтобы смеяться, как вы изволили сказать. Я извинялся за то, что, чихая, брызнул-с... а смеяться я и не думал. Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...» |
Червяков не заканчивает фразу, употребляет одни и те же слова, множество принятых в канцелярской среде оборотов, что подчеркивает ограниченность и подобострастие его натуры. Многоточия свидетельствуют о трудностях речи Червякова, чиновник не знает слов, передающих обычные человеческие чувства.
- Какая фраза Червякова передает стремление героя к добровольному холопству и самоуничижению?
«Смею ли я смеяться? Ежели мы будем смеяться, так никакого тогда, значит, и уважения к персонам... не будет...»
- Как изображен генерал в рассказе?
Генерал лишь реагирует на действия другого персонажа. Правда, в конце Бризжалов топает ногами, гаркает: «Пошел вон!» — но это естественная реакция человека, которого выводят-таки из себя.
- Почему генерал изображен нейтрально?
Автору неинтересен генерал. Чехов показывает, что дело не в злых или добрых начальниках. Зло лежит гораздо глубже.
- Только ли смешон Червяков, преследующий генерала своими настойчивыми извинениями? Какое значение в этой ситуации приобретает фамилия Червяков и его должность — экзекутор? Каков смысл фразы Червякова: «Генерал, а не может понять»?
В очередной раз Червяков отправляется не просто извиниться, а вразумлять «непонятливого» генерала. Здесь он уже не смешон и жалок, а страшен, поскольку на таких, как Червяков, и держится добровольное холопство.
Он становится настоящим экзекутором для генерала Бризжалова, невыносимым тираном, не дающим спокойно жить.
Сила страдающего комплексом неполноценности чиновника — в упрямой, тупой настырности; он, как червь, точит психику Бризжалова, не выводит генерала из себя.
III. Подведение итогов урока.
• Что, по мысли автора, является страшной, губительной силой для человека?
Чинопочитание, раболепие вошло в плоть и кровь тех, кто, казалось бы, должен страдать от унижения их человеческого достоинства. И уже сами они готовы ценой жизни отстаивать собственное право демонстрировать почтительность и свое ничтожество перед «персонами». Червяков страдает не от унижения, а оттого, что его могут заподозрить в нежелании унижаться, в праве на какое-то иное поведение.
Просмотр мультипликационного фильма «Смерть чиновника».
IV. Домашнее задание.
1.Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворений.
1 вариант. А.С.Пушкин «Два чувства дивно близки нам…»
2 вариант. Н.М.Языков «Песня».
3 вариант. И.С.Никитин «Русь».
4 вариант. А.Н.Майков «Нива».
5 вариант. А.К.Толстой «Край ты мой, родимый край…»
2.Индивидуальные задания:
-подготовить выразительное
чтение текста студенческой песни (слова Н.Языкова, музыка А.Алябьева);
-подготовить сообщение о памятнике «Тысячелетие России»;
- подготовить комментарии «историка» о происхождении названия «Русь», об исторических событиях, нашедших отражение в стихотворении И.С.Никитина «Русь».
4