Министерство образования и науки Хабаровского края
краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Школа № 1»
Согласовано Заместитель директора по УВР ____________________Т.В. Травкина «___» ____________ 20__ г.
| Утверждаю Директор КГКОУ Ш №1 «___» ____________ 20__ г. __________________ Ж.Ф. Зуева |
Классный час «900 дней блокадного Ленинграда»
Методическая разработка
классного руководителя 7,8,9 классов
Веретенниковой А.С.
г. Комсомольск-на-Амуре
2022 г.
Методическая разработка урока по теме "Великая Отечественная война. Блокада Ленинграда", 7,8,9-й классы. "900 дней блокадного Ленинграда"Цели урока:
дать представления о блокаде Ленинграда, причинах ее возникновения, о героизме жителей блокадного города;
развивать умение анализировать исторические события, систематизировать исторический материал;
содействовать воспитанию чувств патриотизма, уважения к жителям Ленинграда, гордости за свою страну.
Оборудование: карта «Великая Отечественная война», ТСО, проигрыватель (фонозапись - 7 симфония Д.Шостаковича, документальный фильм «Дневник Тани Савичевой»), открытки современного Петербурга, муляж дневного пайка хлеба - 125 гр, раздаточный материал (отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда).
Ход урока
1. Сообщение темы и целей урока.2. Слово учителя с фоно, видео иллюстрациями.
3. Работа с историческими источниками (учащимся заранее раздаются отрывки из дневников жителей блокадного Ленинграда).
4. Рефлексия - составление письма (самостоятельная работа учащихся).
5. Подведение итогов. Минута молчания.
Оформление доски
1. Даты: 8 сентября 1941 г. - начало блокады Ленинграда 27 января 1944г. — снятие блокады
2. Таблица «Ежедневный хлебный паек (в граммах)»
Категория населения | октябрь 1941 г. | Ноябрь 1942 г. |
Рабочие | 400 | 250 |
Дети до 12 лет | 200 | 125 |
3. Хлеб состоял:
10% - вода10%- целлюлозная мука
80%-суррогат и заменитель
Эпиграф:
Мы предчувствовали полыханьеЭтого трагического дня.
Он пришел. Вот жизнь моя, дыханье,
Родина! Возьми их у меня!
О.Берггольц
1. Обоснование темы, цели урока, актуализация темы, мотивация.
2. Показать на карте Ленинград, рассказать о его географическом расположении.
Учитель. В сер. августа 1941 г. Фашистские соединения обошли позиции Красной Армии по р.Луга и вначале сентября прорвались к Ладожскому озеру, тем самым Ленинград был отрезан с суши. Сталин назначает командующим Ленинградским фронтом Г.К.Жукова 12 сентября Жуков прибыл в город, принятые им меры не только остановили противника, но и отбросили от ближайших окраин города, к концу сентября угроза захвата города была ликвидирована. Оборона города - это особая страница в истории Вов. Наш урок посвящен жителям Ленинграда, блокадникам.
Гитлер утверждал: «Ленинград немедленно падет, никто оттуда не освободится, никто не прорвется через наши мины, Ленинграду суждено умереть голодной смертью.» Немецкие диетологи уверили Гитлера, что весной 1942 г. Ленинград падет, что население города умрет своей смертью, просто не может не умереть, а они выжили.
Из плана «Барбаросс» известно, что именно армия группы «Север» должна была захватить Ленинград. В эту группу вошло 29 дивизий, 500 тыс. человек, войска были отлично вооружены. В планах немецкого командования захвату города отводилось важное место, захват Ленинграда по расчетам немецких генералов должен был предшествовать взятию Москвы. А сам город Гитлер хотел стереть с лица земли, а на его месте создать искусственное озеро.
Когда начинается блокада в городе находилось 2,5 млн. человек. С сентября город подвергся систематическим бомбардировкам.
В 1941 г. Наступила неожиданно ранняя зима. С этого времени любой вопрос в Ленинграде становился вопросом жизни и смерти. Жизнь и смерть в самом прямом смысле этого слова зависели от того,
- по какой стороне улицы идти;- надежно ли бомбоубежище;
- далеко ли идти за водой;
- при тебе ли твои продовольственные карточки или ты потерял их.
С первых дней сентября были введены продовольственные карточки. Единственной связью с большой землей - Ладожское озеро, как только Ладожское озеро замерзло, оно становится «дорогой жизни». Уничтожить «дорогу жизни» немцы стремились постоянно, в первые недели расстреливали машины, бомбили, разбивали лед, поэтому было принято решение установить прямо на льду зенитные орудия.
С ноября 1941 г. Норма выдачи хлеба сокращается, а с декабря в городе начиняется голод (прил1). В пищу шло все, люди отдирали обои, на обратной стороне которых сохранились остатки клейстера, сваренного на картофельном крахмале. Чтобы заглушить ни с чем не сравнимые страдания от голода из домашних аптечек выбирали все, что можно употребить в пищу: вазелин, глицерин, касторку, из столярного клея варили суп.
Помимо голода пришли и другие бедствия, в конце ноября ударили морозы под -400 , замерзли водопровод, канализация, и воду брали из Невы. Вскоре заканчивается топливо, в домах погас свет, т.о. в декабре 1941 г. город оказался в ледяном плену. В декабре 1941 г. были зафиксированы случаи каннибализма.
Сначала видели убитых бомбами, снарядами. Потом стали появляться убитые голодом, их какое-то время не то, что не замечали - боялись понять до конца, что это означает, что надвигается на город.
Галина Петрова училась в мединституте, и она в числе первых увидела умерших от элементарной дистрофии. Но увидев труп на улице, она, без двух дней врач, испугалась, - не мертвого человека, а массового голода, который вдруг увидела.
Уже к лету 1942 г. официально зарегистрировано 1,2 млн. смертей. Сначала умирали пожилые, больные и ослабленные, потом те, кто целенаправленно жертвовал собой, спасал тем самым своих близких, многие ленинградцы считали, что он выжили благодаря тому, что мертвые спасая живых, оставляли им свой паек. Пискаревское кладбище в Петербурге самое крупное кладбище в мире, огромная братская могила. В марте 1942 г. там было захоронено 130 тыс. человек. Одинаковые шансы были у детей и взрослых. Из всех родившихся детей до 1942 г. умер каждый второй. Самая высокая смертность была зафиксирована в январе 1942 г. - за один месяц умерло 96751 человек.
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать продукцию для фронта. На знаменитом Кировском заводе продолжали делать танки, хотя завод периодически бомбили, в цехах возникали пожары, но никто не покидал рабочих мест.
В это время работали театры, ставились новые спектакли, работали музеи, работало ленинградское радио.
10 декабря 1941 г. в Эрмитаже прошло торжественное заседание, которое было посвящено 500-летию поэта и ученого Алишера Навои. Один из ученых - Н. Лебедев прочитал свои переводы стихотворений Навои, у него была последняя стадия дистрофии — и в зал его внесли друзья.
Зимой 1942 г. было принято решение создать симфонический оркестр, музыкантов искали по всему городу, если струнную группу собрали сразу, то с духовой возникла проблема, т.к. люди просто физически не могли дуть в инструменты, некоторые падали в обморок прямо на репетиции. 9 августа 1942 г. состоялась премьера 7-ой симфонии Д.Шостаковича, которую потом назовут «Ленинградской». Зал был переполнен, чтобы концерт состоялся, артиллеристы непрерывно обстреливали противника, и ни один самолет не проник в воздушное пространство Ленинграда. О. Берггольц по радио читала свои стихи, обращаясь к героическому Ленинграду. 4 марта 1942 г. возобновились спектакли театра музыкальной комедии- шла «Сильва». Летом стали работать кинотеатры.
27 января 1944 г. блокада была снята. Разные исследования позволили назвать цифру 1 млн. 200тыс. погибших в блокадном Ленинграде. Когда была полностью снята блокада в Ленинграде осталось лишь 560 тыс. жителей. За выдающиеся заслуги перед Родиной, за мужество и героизм Ленинград награжден орденом Ленина, медалью «Золотая звезда». Ленинград город-герой.
Обратить внимание учащихся на открытки современного Петербурга. Напомнить, что в планах Гитлера было уничтожить Ленинград и подвести
ребят к тому, что страна могла лишиться одного из самого прекрасного города.
3. Отрывки из дневников ленинградцев-блокадников.
Сентябрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам. Даже спички и соль... Настанет голод... Завтра мне должно было бы быть 16 лет. Мне - 16 лет! Мама дала мне 5 рублей. Решил себя порадовать и купил шахматный учебник... Немцы танками прут, а нас учат бороться не танками, а связками гранат.» Октябрь 1941 г.: «От голода так и скребет в животе... А ведь я сегодня все-таки пообедал... Сказывается отсутствие хлеба... Жить по такой норме я согласился бы на время, но чтобы не уменьшали норм, а ведь это обязательно будет... Зачитался романом Дюма «Графиня Монсоро» - увлекательная вещь. Мама две бутылки пива выменяла на 400 г хлеба... На фронтах положение дрянь». «Ноябрь. Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетым, слегка прополаскиваю разок утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. В квартире у нас холодно, темно... Я здесь живу в голоде, холоде, среди блох... Сегодня вечером после тревоги сходил в магазин. В рукопашной схватке, в огромной тесноте, такой, что кричали, стонали, рыдали взрослые люди, удалось ценой невероятных усилий пробиться без очереди и получить 190г сливочного масла и 500г колбасы из кононы с соей... Хлеба дают теперь на человека 125 г. в день. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба. Мама говорила, что голод, который мы переживаем, хуже того, что был в 1918 г.».
Декабрь, Лидия Охапкина: «Один раз на рынке-толкучке удалось с рук купить столярного клея. Из него тогда варили студень. Вот я тоже варила, и мы его ели... Другой раз мне удалось купить кожу свиную. Она была повкусней, но ее надо было варить долго, чтобы она размякла».
Фаина Прусова: «По совету одной старушки сварила обои. Но стало так противно - тут же выбросила, только воду испортила. Сварила и ремень (дворник посоветовал) - тоже мутная , грязная вода. Вылила. . . И вот здесь мы дали все друг другу слово - не психовать, не есть всякую дрянь, и будь что будет. . . Дома я соблюдаю чистоту. Думаю, что это нас поддержало. Подаю всегда на тарелочке. . . Воды не было - ходила на Неву с бидончиками. . . Да, люди едят кошек, собак. . . А я радуюсь, что дети мои не теряют человеческого образа».
Декабрь 1941 г., Юра Рябинкин: «Каждый прожитый мною день приближает меня к самоубийству. . . выхода нет. Тупик. . . Голод. Страшный голод. . . Какой страшный голод! Но я хочу жить! Я потерял свою честность. . . я постиг свой удел. . . Сегодня, возвращаясь из булочной, я взял довесок хлеба от мамы и Иры граммов в 25 и укромно съел. . . Я скатился в пропасть, названную полнейшим отсутствием совести, бесчестием и позором... Я недостойный сын своей матери». «3 января 1942 г.: ... Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть, смерть прямо в глаза. . . Я весь обовшивел. . . Что мне делать, о Господи? Я ведь умру, умру, а так хочется жить, уехать, жить. . . Нет никакой надежды».
4. Самостоятельная работа учащихся - составление письма. Определите свое отношение к рассматриваемому событию, используя всего пять предложений: напишите письмо любому из тех, отрывки чьих дневников были зачитаны.
5. Итог урока.
Учитель. Почтим минутой молчания память погибших солдат, защищавших город, жителей блокадного Ленинграда.
Самоанализ воспитательного мероприятия.
Общие сведения
Название мероприятия: «День учителя в странах мира» (ко Дню учителя).
Проводился: 03.10.2019г. в КГКОУ Ш № 1 (АМООД ИК-11). Провела: Веретенникова Анна Сергеевна, учитель химии, биологии.
Выбор темы обусловлен актуальностью. Мероприятие проводится накануне дня профессионального праздника учителей.
Место мероприятия в воспитательной системе: данное мероприятие является составной частью системы нравственного воспитания. Задает направление системе нравственного воспитания в ученическом коллективе – проявлению уважения к людям, избравшим своей профессией труд учителя, пониманию причин избрания трудного пути воспитания подрастающего поколения.
Цели и задачи мероприятия:
воспитание чувства уважения к профессии учитель.
приобщение учащихся к общим нравственным ценностям общества.
развитие информационно- коммуникативной компетентности.
Ход мероприятия.
Цели воспитательного мероприятия соответствуют теме мероприятия, выбранной форме его проведения, отбору содержания материала. Цели конкретны, достигаемы.
Время проведения мероприятия: 45 минут, соответствует его форме, вполне достаточно для реализации целей.
В ходе мероприятия учащиеся продемонстрировали удовлетворительную степень организованности, дисциплины.
Отношения между учителем и учащимися доверительные, стиль общения – демократический, что позволило создать благоприятный психологический климат, положительный эмоциональный настрой.
Влияние личности учителя на подготовку и проведение мероприятие значительно. Педагогический такт, организаторские и коммуникативные способности позволили донести до учащихся значимость мероприятия, эффективно организовать их деятельность.
Внеклассное мероприятие способствовало созданию конкретных условий для проявления уважительного отношения к профессии учителя. Хорошую степень увлеченности ходом мероприятия продемонстрировали учащиеся. Учащиеся сформулировали личностное отношение к людям, избравшим профессию учитель, к учителям в собственной жизни и их влиянию на свою личность.
Подведение итогов. Выводы. Общая оценка мероприятия.
В ходе мероприятия цели достигнуты. Тема раскрыта четко, логично, эмоционально.
В ходе проведения мероприятия, учащиеся получили возможность развивать информационно-коммуникативную компетентность, самореализоваться как субъекты нравственной деятельности, тем самым достигнув главную цель нравственного воспитания — развитие уважительного и благодарного отношения к людям с непростой профессией учитель, формирование личной позиции, взглядов, установок.
Рефлексия показала удовлетворенность учащихся мероприятием, пробуждение интереса к тем вопросам, которые освещались в ходе мероприятия.
Веретенникова А.С., учитель химии, биологии КГКОУ Ш№1:_____________