«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Был город-фронт, была блокада…»

Чтец:

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осажденному Ленинграду!

Бессмертен подвиг Ленинграда,

Но такова его цена,

Что лучше детям знать не надо

Слова «блокада» и «война».

Но надо знать, что до салюта

Над Питером, над невским льдом

Пришлось всем круто, ох, как круто

Под страшным вражеским огнем.

Ведущий 1:

8 сентября 1941 года началась Блокада города Ленинград. С этого дня начали свой страшный отсчет 900 блокадных дней. Обыкновенные люди — мужчины, женщины, дети — стали бессмертными, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, выстояли (слайд 2,3)

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

«Был город-фронт, была блокада…»

Фрагмент видео «Ленинградская блокада»

Чтец:

Мы не слышали взрывов, грохота,

Мы не видели эту блокаду,

Но мы знаем, как трудно было

Осажденному Ленинграду!


Бессмертен подвиг Ленинграда,

Но такова его цена,

Что лучше детям знать не надо

Слова «блокада» и «война».


Но надо знать, что до салюта

Над Питером, над невским льдом

Пришлось всем круто, ох, как круто

Под страшным вражеским огнем.


Ведущий 1:

8 сентября 1941 года началась Блокада города Ленинград. С этого дня начали свой страшный отсчет 900 блокадных дней. Обыкновенные люди — мужчины, женщины, дети — стали бессмертными, потому что вопреки обстоятельствам и в условиях, которых не знала история, выстояли (слайд 2,3)


Ведущий 2:

Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде оставалось помимо взрослого населения 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков, которым предстояло отстаивать свой город и право жить наравне со взрослыми…(слайд 4)



Чтец (на фоне композиции


Спит малыш, обняв игрушку -
Длинноухого щенка.
В мягком облаке - подушек
Сны спустились свысока.

Не буди его, не надо,- 
Пусть продлится счастья миг.
О войне и о блокаде
Он узнает не из книг... (слайд 5)



Ведущий 1Из воспоминаний блокадницы Колесниковой Елены Владимировны (слайд 6):



Чтец:

  В 1941 году мне исполнилось 9 лет. В конце мая закончился первый в моей жизни учебный год, но этим лето мама не повезла меня как обычно к бабушке на каникулы, мы остались в Петербурге. 
Первый день войны мы с мамой встретили на пляже у Петропавловской крепости. Когда по радио объявили о выступлении Молотова, пляж как-то замер. Люди слушали молча, быстро собирались и уходили. Всюду было слышно слово – ВОЙНА. (слайд 7)



Хроники «Блокада Ленинграда»

Чтец:

Бомбы – ночью,

Обстрелы с рассвета.

От печей, как от окон – холодом.

Только самое страшное – это

По ночам просыпаться от голода. (слайд 8)


Ведущий 2: Эти стихи написаны двенадцатилетним мальчиком Юрием Вороновым. Он провел в Ленинграде всю блокаду, и выжил чудом.


Ведущий 1: Очень тяжелым было снабжение населения Ленинграда и войск продовольствием и водой. Есть было нечего. (слайд 9)


Ведущий 2: Из воспоминаний детей-блокадников:


Чтец:

"Мама выпаривала клей из стульев, варила кожаные ремни. Вспомнить страшно и забыть нельзя"


Чтец:

«Мои детские воспоминания: еды не было. Мама давала мне "дуранду" - это несъедобная плитка состояла из жмыхов, клея и соломы, которая мне казалась шоколадкой» (слайд 10).






Ведущий 1:

С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самыми низкими: рабочие в день получали 250 г хлеба, сделанного из суррогата, а дети и служащие – по125 г хлеба. Кусочек был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть.(слайд 11)


Из дневника десятилетней блокадницы Тани Савичевой:

Чтец (на фоне композиции Иоганна Баха «Духовная музыка»):


Вы знаете, как едят блокадный хлеб? Нет? Я раньше тоже не знала… Я научу вас. Надо положить пайку на ладонь и отломить крохотный кусочек. И долго-долго жевать его, глядя на оставшийся хлеб. И снова отломить. И снова жевать. Надо как можно дольше есть этот крохотный кусочек. А когда весь хлеб будет съеден, подушечками пальцев соберите на середину ладони крошки и прильните к ним губами, словно хотите поцеловать их… Чтобы ни одна крошка не пропала… ни одна крошечка. (слайд 12)


Ведущий 2: Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде почти 300 тыс. человек (слайд 13)


Чтец (на фоне композиции Иоганна Баха «Духовная музыка»):


Наш хлебный суточный паек

Ладонь и ту не закрывает.

И человек,

Который слег,

Теперь - все чаще ­

Умирает.

И потому, что нету сил,

А над землею вьюга стонет,

Мы мертвых,

Чтоб не рыть могил,

В траншеях городских

Хороним. (слайд 14)


Ведущий 1:

Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы, жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой было -41 градус. (слайд 15)



Ведущий 2:

Не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. За водой с ведрами, кастрюлями на санках ходили на Неву. (слайд 16)




Чтец (на фоне звуков вьюги):

Я в гору саночки толкаю.
Ещё немного – и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжёлой стала, как свинец.
Метёт колючая пороша,
А ветер каменит слезу.
Изнемогая, точно лошадь,
Не хлеб, а воду я везу.
И Смерть сама сидит на козлах,
Упряжкой странною горда…
Как хорошо, что ты замёрзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой,
На той тропинке ледяной,
Ты не прольёшься из ведёрка,
Я привезу тебя домой. (слайд 17)


Ведущий 1:

Но не только голод и жуткий холод выпали на долю детям блокадного города, многим из них пришлось пережить утрату самых близких и родных людей. (слайд 18)


Чтец (на фоне композиции Иоганна Баха «Духовная музыка»):

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал,
а Митька под ступенькою порога
нашёл конфету, кто-то потерял.

Стоит и смотрит он на счастье,
забыл уже и вкус, и даже цвет,
Её бы съесть, но как же Настя?
Сестрёнке ведь поменьше лет.

Зажав конфету в кулаке, домой
летел пацан к малой сестрёнке.
Вдвоём остались лютою зимой,
пусть будет радость у девчонки.

Вот поворот, ещё, а дальше прямо,
туда, где был когда-то магазин...
но вместо дома, груды камня, яма.
В руке конфета. И один...Один...

Шёл месяц май сорок второго.
Бои, налёты и обстрелов шквал... (
слайд 19)


Ведущий 2:

Взрослые в первую очередь стремились укрыть детей от обстрелов, от бомбежек. Эта забота о детях давала им особую силу. (слайд 20)


Чтец:

Блокада. Блокада. Блокада.

И голод, и ноги, как вата.

И смерть каждый день на пороге.

А в школе сегодня уроки.


Звучит сигнал воздушной тревоги


Ведущий 1:

Занятия в Ленинградских школах проходили в необычной обстановке. Нередко во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. (слайд 21)



Ведущий 1:

Учиться в жестоких условиях зимы стало подвигом. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в школе. В школах стало необычайно тихо, дети перестали бегать и шуметь на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях. Урок продолжался 20-25 мин.: больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. (слайд 23)



Ведущий 2: Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсестрам. (слайды 32,33)


Ведущий 1:

В январе 43го года кольцо Блокады было, наконец, прорвано, а через год город был освобождён..(слайды 34,35)






Чтец:

В блокадных днях мы так и не узнали

Меж юностью и детством где черта?

Нам в сорок третьем выдали медали,

И только в сорок пятом – паспорта.

И в этом нет беды. Но взрослым людям,

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно станет оттого, что мы не будем

Ни старше, ни взрослее, чем тогда. (слайд 36)



Видеоклип «Детям Блокадного Ленинграда» («Им было всего лишь 12


В далеком тревожном военном году,
Под гром батарей у страны на виду,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда,
Стояли со взрослыми рядом
Мальчишки у стен Ленинграда.

На парте осталась раскрытой тетрадь,
Не выпало им дописать, дочитать.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.
Когда навалились на город
Фугасные бомбы и голод.

И мы некогда не забудем с тобой,
Как наши ровесники приняли бой,
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы.
Им было всего лишь тринадцать,
Но были они ленинградцы



Ведущий 2:

За время блокады погибло более семисот тысяч ленинградцев, и среди них ребята, наши ровесники, которые навсегда остались детьми в блокадном Ленинграде. Объявляется минута молчания. Прошу всех встать. (слайд 37)



13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.


Над нами мирное небо. Во имя этого отдали свою жизнь миллионы сынов и дочерей. И среди них те, кому было столько, сколько сегодня вам. И пусть каждый задаст себе вопрос «А я смог бы поступить так же?» и подумает, как надо жить и учиться сегодня, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников.


Исполнение песни «Солнечный круг»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее