«Зимний фестиваль знаний 2025»

"80 лет освобождению Ленинграда"

Цель мероприятия: формирование патриотизма, российской идентичности школьников, чувства гордости за свою Родину и еѐ Вооружѐнные Силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников и населения Ленинграда.

Задачи: Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера Ленинградской битвы, еѐ влияния на ход событий Великой Отечественной войны. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, память о павших, свобода и независимость Родины, национальное самосознание. На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны показать героические модели поведения людей в критической ситуации, способы выживания, проявления солидарности, взаимовыручки, взаимной поддержки, жертвенности и прочих лучших человеческих качеств людей.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

МКОУ Лянинская СОШ "2024г









Классный час на тему:

«День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады»











Выполнила: классный

руководитель 5 класса

Галактионова Л.А.



















Цель мероприятия: формирование патриотизма, российской идентичности школьников, чувства гордости за свою Родину и еѐ Вооружѐнные Силы, за наш народ и героические страницы истории России на примере ратного, трудового и человеческого подвига защитников и населения Ленинграда.


Задачи:

  1. Способствовать осмыслению школьниками роли, места и характера Ленинградской битвы, еѐ влияния на ход событий Великой Отечественной войны.

  2. Способствовать осмыслению таких духовно-нравственных категорий, как ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, память о павших, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

  3. На примере изучения различных аспектов и сюжетов истории обороны Ленинграда в годы Великой Отечественной войны показать героические модели поведения людей в критической ситуации, способы выживания, проявления солидарности, взаимовыручки, взаимной поддержки, жертвенности и прочих лучших человеческих качеств людей.


Музыкальный ряд: фрагменты из «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича.


Учитель: Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Лермонтов, полились звуки музыки Глинки и Бородина.  Как вы думаете, ребята, почему на сегодняшнем классном часе речь пойдет об этом удивительном городе? (учащиеся высказывают свои мнения)


Зловещие языки пламени, рвущие ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающих к груди насмерть перепуганных детей. Душе раздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. И всюду трупы людей, еще недавно думающих о будущем, мечтавших о любви и счастье.

Это война - самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.

(Звучит голос Левитана о начале войны)

На нашу страну 22 июня 1941 года напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель.

Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов.

Сегодня мы с вами поговорим о Ленинграде, не как о культурной столице, а как о городе, который во время Второй мировой войны пережил блокаду, оборону и контрнаступление войск, оставшись при этом непокорѐнной твердыней.

27 января отмечается как праздник – День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944 год). В этот день закончилась героическая оборона города на Неве, продолжавшаяся на протяжении 872 дней. Немецким войскам так и не удалось вступить в город, сломить сопротивление и дух его защитников

Битва за Ленинград стала одним из важнейших сражений Второй мировой и самым продолжительным в годы Великой Отечественной войны. Она длилась почти 30 месяцев. Оборона Ленинграда – ярчайший символ мужества и самоотверженности защитников города. Ни страшный голод, ни холод, ни постоянные артиллерийские обстрелы и бомбардировки не смогли сломить волю защитников и жителей блокадного города. Ленинградцы выстояли, спасли свой город от захватчиков. Беспримерный подвиг жителей и защитников города навсегда остался в российской истории символом отваги, стойкости, величия духа и любви к нашей Родине.

Трагедия блокады города. Наиболее тяжелым испытанием стал голод. Двадцатого ноября 1941 г. были установлены самые низкие нормы выдачи хлеба по карточкам: рабочим и инженерам – 250, служащим, иждивенцам и детям – 125 г. Частям первой линии и боевым кораблям – 500, летно-техническому составу ВВС – 500, всем остальным воинским частям – 300 г. Началась массовая гибель населения. В декабре умерли 53 тыс. человек, в январе 1942 г. – более 100 тыс. человек. Люди умирали дома в холодных квартирах, на работе, на улицах, в очередях за хлебом. Несмотря на то, что город находился в жесточайших условиях блокады, его промышленность продолжала снабжать необходимым вооружением и снаряжением войска Ленинградского фронта. Важнейшие оборонные предприятия в отсутствие электроэнергии стали устанавливать собственные двигатели внутреннего сгорания и блокстанции. Там, где это было невозможно, переходили на ручной труд. Обессиленные голодом и тяжело больные рабочие выполняли срочные фронтовые задания, ремонтировали корабли, танки и артиллерию. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства сохранили ценнейшую коллекцию зерновых культур. Зимой 1941 г. 28 сотрудников института умерли от голода, но ни один ящик с зерном не был тронут. Беспримерное самопожертвование простых ленинградцев помогло им не просто отстоять свой любимый город.

 Дух Ленинграда в творчестве писателей, поэтов, композиторов.

Но даже в этих условиях город продолжал жить и работать. Работали фабрики и заводы - выпускали снаряды и шили обмундирование. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.Дух Ленинградцев, воля к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Так Д.Д. Шостакович написал легендарную «Ленинградскую симфонию», а Ольга Берггольц посвящает свои стихи ленинградцам.

Ленинградский салют 
В холода, когда бушуют снегопады,
В Петербурге этот день особо чтут, –
Город празднует День снятия блокады,
И гремит в морозном воздухе салют.


Это залпы в честь свободы Ленинграда!
В честь бессмертия не выживших детей… 
Беспощадная фашистская осада
Продолжалась девятьсот голодных дней.

Замерзая, люди близких хоронили,
Пили воду из растопленного льда,
Из любимых книжек печь зимой топили,
И была дороже золота еда.

Ели маленький кусок ржаного хлеба 
По чуть-чуть… Никто ни крошки не ронял. 
И бомбёжка вместо звёзд ночного неба… 
И руины там, где дом вчера стоял…

Но блокаду чёрных месяцев прорвали!
И когда врага отбросили назад, 
Был салют! Его снаряды возвещали:
– Выжил! Выстоял! Не сдался Ленинград! 

От усталости шатаясь, ленинградцы
Шли на улицы, и слышалось: «Ура!» 
И сквозь слёзы начинали обниматься, – 
Всё! Закончилась блокадная пора! 

Есть салют у нас весной – на День Победы, 
Он цветами красит небо всей стране,
Но особо почитают наши деды
Тот салют в голодно-белом январе…


Важность подвига ленинградцев. Хотя со времени окончания Ленинградской битвы прошло уже 75 лет, еѐ военные события, ход, итоги, значение, а также конкретные факты мужества мирного населения города не перестают быть актуальными и в наше время. Более того, в последние годы в разгорались споры о том, стоило ли платить городу и стране в целом такую огромную цену,

не проще ли было сдать город и сохранить людям жизнь. Такой подход встретил полное непонимание в среде людей старшего поколения, в том числе тех, кто пережил блокаду. Ребята, а что думаете вы, нужно ли было ленинградцам отдавать свои жизни ради победы? (Дети высказывают свое мнение, приводят аргументы).

-Опять война, опять блокада…

А, может ,нам о них забыть?

Я слышу иногда: «Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде прочитали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться: правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда - не права!

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!



Учитель: Итак, подведем итоги сегодняшней беседы, я вам задам пару вопросов:

  1. Почему этот праздник отмечается «со слезами на глазах»?

  2. Почему его жители предпочли заплатить такую огромную цену за свою свободу и независимость? Что придавало им особую стойкость и мужество? (учащиеся отвечают на вопросы)

Блокадный подарок
Пусть в доме будет чисто и светло.
И пусть любовь сердца оберегает.
И хлеб и соль за праздничным столом
По праву своё место занимают…

Меня одна растрогала до слёз
История в блокадном Ленинграде:
Двум девочкам однажды довелось
Бесценную доставить маме радость.

Не розы, не духи, не шоколад -
Но был подарок этот всех важнее:
От скудной паечки три дня подряд
Кусочек маме отделять сумели.

И, спрятав от самих себя наверх,
Хоть съесть его хотелось им до дрожи,
Свою любовь в Международный день
Приподнесли на маленьких ладошках...

Пусть никогда не будет больше войн!
Пусть голод не придёт в твои селенья!
Пусть будет хлеб! Всего дороже он.
И перед ним склоняю я колени.


Учитель: Сегодня мы познакомились еще с одной героической страницей истории Великой Отечественной войны. Узнали, что такое «блокада» и Дорога жизни. Познакомились с трагической и высокой судьбой ленинградцев.

Перед вами открылась героическая страница из жизни нашего народа. Вы увидели, как проявляется мужество и патриотизм, гордость, преданность и любовь к своей родине. Сохраните это в своей памяти.


После завершения урока объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ.


Будем же с благодарностью помнить подвиг Ленинграда!



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее