«Зимний фестиваль знаний 2025»

26 ноября - Всемирный день информации (конспект)

Конспект классного часа "26 ноября - Всемирный день информации" для 9 класса.

Олимпиады: Музыка 1 - 9 классы

Содержимое разработки

1. Приветствие

(Слайд 1)

Добрый день. Тема нашего классного часа «Всемирный день информации». Соответственно и говорить мы будем об информации.

Перед тем, как мы будем говорить информации, следует упомянуть о самом значении данного термина. Кто впервые ввел в употребление этот термин и что оно означает? Ведь многие даже не задумываются над этими вопросами, каждодневно пользуясь щедрыми дарами цивилизации.

2. Что же такое информация?

(Слайд 2)

Итак, в научный оборот термин «информация» был введен Норбертом Винером в 1948 году. По словам ученого «информация - это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему».

Важно упомянуть, что данное слово зародилось еще раньше. До 40-х годов XX столетия понятие «информация» переводилось с латинского языка как «разъяснение». Так просто и без всякой науки. С помощью этого термина описывали происходящие события, явления в жизни или обозначали то или иной предмет.

Тем не менее, даже в наши дни не существует строгого и общепризнанного понятия термина «информация». Оживленные дискуссии по этому поводу не прекращаются до сих пор, а в различных сферах жизни термин может трактоваться совершенно по-разному.

Но в 1948 году произошли качественные изменения. Именно Винер показал, что абсолютно все не в состоянии жить без информации.

(Слайд 3)

Информация, в широком смысле, - это совокупность знаний, сведений, новостей постоянно поступающих и обновляющихся в течение всей жизни человека, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (например, с помощью условных сигналов, с использованием технических средств), а также сам процесс передачи или получения этих сведений.

По мнению Академика Никиты Николаевича Моисеева информация – это понятие настолько обширное, что ему невозможно придать строгое и достаточно универсальное определение.

С точки зрения философии информация - это нечто нематериальное, абстрактное, что генерируется мозгом в виде понятий, категорий и выражается в форме букв, цифр, символов и знаков, передающих смысл.

(Слайд 4)

У термина информатика есть свой символ. Как вы думаете какой из предложенных является символом информации? (i в круге)

Информация всегда играла в жизни человечества очень важную роль. А с середины 20 века в результате социального прогресса и бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла.

Говоря простыми словами, информация – это все, что хранит память человека.

3. История праздника

(Слайд 5)

Всемирный день информации (World Information Day) ежегодно отмечается 26 ноября с 1994 года.

Дата имеет символическое значение. Именно в этот день в 1992 году впервые прошел Международный форум, посвященный информатизации. Инициаторами создания праздника выступили Международная Академия Информатизации (МАИ) и Всемирный информациологический парламент.

Праздник был официально зарегистрирован органами ЮНЕСКО в 1994 году.

Сегодня Всемирный день информации отмечается во многих странах мира.

Изначально целью праздника было привлечение внимания мировой общественности к проблемам развития информационного общества и к необходимости укрепления международного сотрудничества.

Сегодня это праздник журналистов, провайдеров, программистов - всех тех, кто занимается сбором, обработкой и передачей информации.

(Слайд 6)

Завтра, 30 ноября отмечается Международный день защиты информации (Computer Securiti Day).

Информация знания, связывает людей и континенты, из-за неё происходят войны, гибнут люди, но мы всё равно не можем без неё жить, ускоряя свой бег.

4. Получение информации

Информация - это сведения об окружающем мире, о происходящих в нем процессах и явлениях, воспринимаемые живыми организмами и техническими устройствами.

(Слайд 7)

Информация по способу восприятия:

  • визуальная - воспринимаемая органами зрения;

Язык жестов:

(Слайд 8, 9)

Что означает жест Фредди?

(Слайд 10, 11)

Что означает каждый жест? (5 жестов)

  • звуковая - воспринимаемая органами слуха;

(Слайд 12)

По звуку определить вид птицы.

1 - обыкновенный воробей;

2 - дятел;

3 - обыкновенный фазан;

  • тактильная - воспринимаемая тактильными рецепторами.

Определить предмет на ощупь и продемонстрировать его (карандаш, краски и ручку).

(Слайд 13)

Игра «Давай договоримся»

Класс разбивается на тройки.

Партнер А не может видеть (глаза закрыты),

партнер В не может слышать,

партнер С не может говорить, но им нужно договориться об общем деле (например, о том, где необходимо назначить встречу).

Обсудите, как происходит обмен информацией при ограничениях на какой-либо из каналов ввода или вывода информации.

В современном мире наиболее популярные источники получения информации:

Интернет

Всемирной Паутиной сегодня пользуются все без исключения. Социальные сети - уже давно является неотъемлемым атрибутом современного людей, которые не желают отставать от жизни?

Книги

Еще один источник получения качественных знаний - книга. С помощью книг мы можем не только окунуться в выдуманные миры, но и ознакомиться с новыми для себя фактами.

(книга на фр. языке)

Телевидение

С голубых экранов людям подается различная информация, включая рекламу. Безусловно, мы смотрим художественные и мультипликационные фильмы, разные передачи, новости. Все это помогает людям ориентироваться в настоящем мире.

Конечно, существует еще радио, а также множество других источников пополнения знаний и получения качественной информации.

По статистике, за последние 30 лет человечеством создано столько же информации, сколько за три предшествующих тысячелетия. Рост количества пользователей сети Интернет неуклонно растет, в том числе и в России.

Интересно посмотреть на статистические данные о количестве «потребляемой» информации, в разные исторические эпохи:

  • 100 лет назад – 40 - 50 книг;

  • 50 лет назад – 1 - 2 книги в день;

  • 15 лет назад – 5 книг в день;

На сегодняшний день 40 - 50 гигабайт информации «потребления» человечеством за несколько часов.

В нашей стране Всемирному Дню Информации в последнее время стало уделяться некоторое внимание.

(Слайд 14)

5. Прогресс информатизации

В настоящее время мировой тенденцией стала модернизация телевещания с помощью перехода на цифровые технологии, развитие высокоскоростного Интернета и мобильной связи.

Одним из важнейших направлений информатизации российского общества является развитие Интернет - технологий во многих отраслях жизнедеятельности человека и общества в целом.

Информация – чуть ли не главная ценность в современном мире. Все знают знаменитую фразу: «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

Количество информации растет с каждым днем. Компьютер, смартфон, планшет стали привычным цифровым настоящим.

Происходит лавинообразное нарастание массы разнообразной информации, получившее название «информационный взрыв», что в свою очередь влечет «информационный стресс».

По мнению специалистов: информации не может быть много, но информация может быть избыточной.

Совершенно очевидно, что жизнь сегодня уже невозможна без современных средств коммуникации, интернета, соцсетей, гаджетов, смартфонов, навигаторов, цифровых помощников и т. д.

С момента изобретения письменности и до появления первых цифровых средств передачи данных человечество пользовалось гонцами и почтовыми голубями, сигнальными огнями и флагами, затем - телефоном и телеграфом. Теперь имеется возможность передать любое сообщение за доли секунды в любую точку мира.

Отчасти информация стала малоценной, т. к. её стало очень много. А ведь ещё каких-то 100 лет назад люди гибли за информацию, обладание ею было главным делом любой разведки, как и сейчас, однако тогда её было гораздо сложнее добыть и передать.

Одна из главных опасностей современного мира - огромный поток информации, в которой всё сложнее находить ценное и полезное.

(Слайд 14)

Процесс передачи информации сегодня более чем когда-либо превращается в инструмент управления и влияния. Об этом аспекте сейчас всё больше говорят политики и крупные корпорации, пользуясь таким инструментом. Не стоит забывать и о том, что информация способна превратиться в угрозу не только для ума или общества, но для самой личности человека и вообще всего человечества.

Печален тот факт, что люди - создатели высоких технологий предупреждают об опасности надвигающегося «информационного потопа». Изобретатели других инструментов упрощения жизни человека потом так сильно жалели о том, что изобрели.

Современное человечество уже вступило в период, который характеризуется повышенными рисками утраты человеческого во имя технологий, далеко не всегда служащих светлым идеалам, а уже начинающих подчинять себе человека и общество.

С середины XX века в результате бурного развития науки и техники роль информации неизмеримо возросла. Именно по этому стала актуальна фраза «Кто владеет информацией - тот владеет миром».

Подводя итог классного часа, хочется еще раз отметить, что эпоха расцвета информационных технологий уже давно и прочно вступила в свои законные права. Мир, в котором мы живем, буквально пронизан различными новостями и сообщениями. Каждый день в нас вливается изрядное количество самой разнообразной информации из различных источников, только успевай реагировать и сортировать.

Психологи утверждают, что неумение пользоваться информационными технологиями и самой получаемой информацией, а вернее, контролировать ее качество и объем, приводит к так называемому «информационному стрессу», что может быть чревато как социальными последствиями, так и проблемами со здоровьем.

И об этом важно помнить!






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее