«Зимний фестиваль знаний 2025»

11+ способов развития речи у детей

11+ способов развития речи у детей. Пошаговая инструкция для развития речи у детей младшего и старшего дошкольного возраста

Олимпиады: Дошкольникам "В поисках приключений"

Содержимое разработки

11+ способов развития речи у детей

Пошаговая инструкция для развития речи

у детей младшего дошкольного возраста


У детей младшего дошкольного возраста формирование речи происходит особенно активно. Вот почему специалисты уделяют повышенное внимание именно этому периоду. Впереди малышей ждет школьное обучение, которое потребует достаточно высокого уровня развития речевой культуры. В этой связи можно предложить следующие эффективные упражнения.

Используйте наглядность

Огромную роль играет наглядность – детям важно видеть, что происходит вокруг, и чем разнообразнее будет окружающий мир перед глазами, тем быстрее будет развиваться речь. Научите малыша наблюдать за предметами и явлениями вокруг – не просто смотреть, а обращать внимание на детали, пытаться словами описать увиденное. Совместный поход в магазин, прогулка в ближайшем парке, новая книжка и даже старая игрушка станут отличным тренажером речи – просто попросите ребенка рассказать, что он видит. Задавайте вопросы «что это?», «кто это?», «что делает?», «что с ним можно сделать?»

Увеличивайте природоведческий словарь

На прогулке обсудите с ребенком объекты и явления живой и неживой природы – посмотрите, как плавают утки на пруду в парке или как голуби клюют семечки, как идет дождь, светит солнце и так далее. Так ребенок научится не только наблюдать, но и заметно расширит словарный запас и получит первые природоведческие знания, которые впоследствии пригодятся для учебы в школе. К тому же это прекрасный способ сделать прогулку нескучной, привить интерес и любовь к природе.

Кроме простого наблюдения есть и специальные игры для развития речи у детей младшего дошкольного возраста. Попробуйте поиграть с ребенком в каждую из них – это не только полезно, но и может оказаться веселым занятием для всей семьи.

Театрализованные игры

Разыграйте с ребенком в лицах сюжет литературного произведения (сказки, басни, рассказа). Для этого не нужно репетировать или заучивать роли наизусть, можно придумывать диалоги на ходу. Главное – сделать их эмоционально окрашенными (голосом, интонацией) и как можно более полными, а не односложными. В результате таких игр речь становится выразительной, а диалоги и монологи развернутыми. Благодаря театрализованным играм дети развиваются и эмоционально. Они знакомятся с чувствами и настроениями героев, осваивают их способы словесного выражения.

Дидактическая игра «На птичьем дворе»

Покажите ребенку картинки с изображением домашней птицы – курицы, утки, гуся, цыпленка и так далее. Спросите, кто это, как называется птица. Затем – как эта птица кричит, «разговаривает». Эта игра учит правильно произносить звуки. 

Дидактическая игра «Угадай игрушку»

Игра учит малышей находить предмет по его признакам и описанию. Покажите ребенку несколько знакомых игрушек. Опишите одну из них и попросите ребенка отгадать, о какой игрушке вы говорили. Сначала назовите один-два признака. Если малыш не отгадал, дополните описание. Например, «эта игрушка круглая, как шар, и резиновая, хорошо прыгает, мы ею играем в футбол». Наверняка ребенок угадает и назовет мяч.

Пошаговая инструкция для развития речи

у детей старшего школьного возраста


У детей старшего школьного возраста речь как навык уже давно сформирована. Теперь курс направлен на развитие речевой культуры и совершенствование коммуникативных навыков. С этими задачами помогут справиться следующие упражнения.

Изменение слов

Это упражнение заключается в изменении форм слов – существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Это позволит лучше усвоить нормы русского языка и избежать ошибок в согласовании слов. Предложите просклонять существительные («человек», «родитель», «педагог», «облако», «речка») по падежам. Назвать формы глагола («бегать», «летать», «перемещать») в различных родах и числах. Произнести прилагательные («высокий», «красивый», «солнечный») в мужском, женском, среднем роде, в единственном и множественном числе. Упражнения выполняются вслух.

Толкование пословиц

Это упражнение развивает логику, пространственное мышление и учит правильно трактовать слова в прямом и переносном смысле. Попросите дать собственное толкование известным пословицам и поговоркам: «Цыплят по осени считают», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Делу время – потехе час» и прочим. После этого вместе обсудите верное значение. Привести несколько сходных по смыслу пословиц.

Логические интонационные паузы

Чтобы научить ребенка оптимальному темпу речи, попросите делать логические интонационные паузы во время чтения. Для этого отлично подходят классические стихотворения.

Знакомство с разной литературой

Чтение расширяет словарных запас дошкольников, знакомит их с различными грамматическими и речевыми конструкциями, обучает правильному произношению слов, повышает грамотность. Полезно не только читать, но и обсуждать: обмен мнениями повышает речевую культуру.

Как развивать речь у детей с логопедическими проблемами

Существуют различные логопедические и неврологические отклонения: задержка речевого развития, непонимание обращенной к ребенку речи, отсутствие связной речи, нарушение произношения и другие. Такими проблемами занимаются специалисты – логопеды, дефектологи, неврологи. Но и родители могут помочь ребенку с помощью несложных игр и упражнений.

1. Игра «Футбол»

Эта игра развивает речевое дыхание. Постройте на столе подобие футбольных ворот из различных материалов (детские кубики, спичечные коробки). Мячами нам будут небольшие шарики из ваты. Попросите ребенка дуть на мяч и «забивать» голы в ворота. При этом следите, чтобы малыш не раздувал щеки на выдохе.

2. Игра «Хлопни, когда услышишь»

В результате этой игры развивается фонематический слух, способность различать сходные по звучанию звуки. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит какой-то определенный звук. Например, выбираем звук [н] и просим ребенка хлопнуть в ладоши, когда услышит его. Затем произнесите другие согласные звуки ([м], [л], [н], [п], [в]) и наблюдайте за выполнением задания. Обратите внимание, когда ребенок хлопает, при звучании какого звука, какие звуки он путает. Потом это можно обсудить с логопедом. В дальнейшем упражнение можно усложнить, выделяя нужный звук в слогах и словах.

3. Игра «Эхо»

Эта игра развивает силу голоса. Встаньте с ребенком лицом друг к другу. Бросьте малышу мячик и громко произнесите сочетание гласных звуков. Например, [яи], [оу], [ау], [ио]. Ребенок должен поймать мяч и повторить то же самое сочетание, но тихо. Затем роли меняются. Ребенок бросает мяч и произносит звуки громко, а вы – тихо.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее