«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Разработка открытого урока на тему: «Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся в процессе обучения игре на фортепиано. Работа над средствами выразительности»

1.Тип занятия : Практический

2.Цели, задачи

Цели урока: сформировать образно-эмоциональное восприятие, научить проявлять эмоциональную отзывчивость;

Задачи:

Обучающие- достичь целостности исполнения, объединить выученные детали в целое, активизировать слуховой контроль;

Развивающие -

  • сформировать опыт эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста;
  • развить новые исполнительские навыки;
  • сформировать умения законченно, ясно и выразительно излагать музыкальную мысль, достижение свободы в исполнении.
Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

02150300 «Вокальное искусство»

КГКП «Восточно-Казахстанское училище искусств имени народных артистов братьев Абдуллиных

(наименование организации образования)

План учебного занятия

(теоретического или производственного обучения)

«Развитие эмоциональной отзывчивости у учащихся в процессе обучения

игре на фортепиано. Работа над средствами выразительности»


Наименование модуля /дисциплины «Применение музыкально-теоретических навыков в художественно творческой и педагогической практике»

Подготовил педагог Курепина Р.В.

«27» 10. 2023 года

1. Общие сведения

Курс, группы 4 ВО

1.Тип занятия : Практический

2.Цели, задачи

Цели урока: сформировать образно-эмоциональное восприятие, научить проявлять эмоциональную отзывчивость;

Задачи:

Обучающие- достичь целостности исполнения, объединить выученные детали в целое, активизировать слуховой контроль;

Развивающие -

  • сформировать опыт эмоционального сопереживания через формирование мыслительной деятельности, способствующей глубокому пониманию музыкального текста;

  • развить новые исполнительские навыки;

  • сформировать умения законченно, ясно и выразительно излагать музыкальную мысль, достижение свободы в исполнении.

Воспитательные-

- воспитать устойчивый интерес к занятиям;

- укрепить связь учащейся с педагогом, стремления свободно высказывать свою точку зрения;

- сформировать интерес к творческому поиску;

- воспитать у учащегося понимание стиля композитора;

- воспитание самостоятельности;

- воспитать умение грамотно и быстро работать с нотным текстом;

- воспитать творческого подхода к изучению нотного текста;

- сформировать интерес к музицированию.


3.Перечень ожидаемых результатов и (или) профессиональных умений, которыми овладеет учащаяся в процессе учебного занятия:

- закрепление навыка мыслить целостно;

- развитие образного мышления;

- достижение свободы в трактовке и исполнении произведения.







Критерии оценки:


Ожидаемый результат

Критерии оценки

Развитие приемов плавного звукоизвлечения;

Отлично – точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей.

Хорошо - точное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения технических трудностей с небольшим количеством ошибок. Не менее 75% от поставленных задач.

Удовлетворительно – правильное исполнение приемов, понимание механизмов исполнения не менее 50% от объема поставленных задач.

Развитие аналитического мышления и эмоциональной отзывчивости;

Отлично – уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия, самостоятельно применять универсальные игровые приёмы в исполнении произведения на инструменте, свободно излагать свою музыкальную мысль;

Хорошо - уметь: самостоятельно анализировать музыкальное произведение, дифференцировать игровые действия при помощи педагога, применять знания о новых стилистических звуковых представлениях;

Удовлетворительно – исполнение одной из заданных задач: либо умение самостоятельно анализировать музыкальное произведение, либо дифференцировать игровые действия.

4.Необходимые ресурсы: фортепиано, нотная литература, ноутбук. Для примера мы взяли пьесу Р. Вандалла «Водопад»

5.Педагогические технологии, используемые на уроке:

- технология развития ассоциативно-образного мышления и музыкального восприятия;

- коммуникативная технология;

- технология развития сенсорно слухового представления;

- модель коучинга GROW.

План урока.

  • Организационный этап;

  • Вводная часть урока;

  • Проверка домашнего задания;

  • Практическая часть;

  • Рефлексия;

  • Выдача домашнего задания.

5.Ход занятия

Организационный этап.

- приветствие

- совместное определение цели и плана ее реализации.

Учитель использует элементы коучинга, помогая учащемуся при помощи наводящих вопросов самостоятельно определить цель урока и разработать пошаговый план достижения цели.

Учитель: как ты думаешь, зачем мы работаем над музыкальным образом произведения, развитием эмоционального исполнения?

Предполагаемый ответ: для того чтобы уметь передать содержание произведения и оно было более понятным для слушателя;

Учитель: правильно.

Учитель: Исходя их своего личного опыта, что ты можешь привнеси в произведение, чтобы достичь уникального звучания по результату урока?

Предполагаемый ответ: найти информацию по произведению для большего понимания замысла композитора, можем подобрать определенные технические приемы;

Учитель: правильно.

Из вышесказанного обобщаем цель: «Придание определенного образа произведению через личностное восприятие, развитие нового, целостного, восприятия произведения путем детального разбора его структуры»

Вводная часть урока. Оцениваем состояние произведения на текущий момент, разбор домашнего задания. (сведения о композиторе, форме пьесы (трёхчастная), обозначение темпа и характера, тональность, размер, элементы выразительности, авторские ремарки).

Учитель: с какими сложностями ты столкнулась при первой работе с произведением? Чем я могу тебе помочь в работе? ( как вариант записать видео и посмотреть вместе со стороны того, как она играет)

Предполагаемый ответ: сложности технического плана в исполнении, отсутствие слухового представления целостного исполнения произведения.

Основная часть урока. Исследование вариантов.

Учащаяся проигрывет произведение, нужно поразмышлять, что именно она хотела бы добавить, улучшить, проработать в нем для того, чтобы достичь идеального, на ее взгляд, звучания.

Учитель: «Мы прослушали произведение, каких элементов выразительности не хватает на твой взгляд? Каких штрихов, какое настроение ты бы добавила? Что еще можно было бы добавить?»

Предполагаемый ответ: проучить отдельно партию правой и левой руки, вычленить сложные места и проработать их в медленном темпе, добавить педаль для звукового разнообразия.

Учитель: Я предлагаю тебе свои пути решения.

1. Для обобщенного представления музыкального образа я предлагаю прослушать викторину на определение слуховых представлений различных природных явлений;

2. Это пьеса относится к многоплановым пьесам. Многоплановая игра даёт ощущение пространства, объёма, воздуха. Здесь три плана: 1 – мелодия, 2 – бас, 3 – движение в среднем голосе. Надо почувствовать расстояние между голосами, всю музыкальную ткань, прослушать интонационно и найти соотношение различных элементов фактуры: мелодии, баса, гармонии. Учащаяся играет первую фразу в соотношении «бас- мелодия» без среднего голоса, затем прорабатывается отдельно средний голос в правой руке,

думать нужно от правой руки и стремиться в бас. В левой руке «фа», «соль» «ля» – это капельки воды, которые сверкают на солнце. В правой руке струится вода. Она должна быть прозрачная. Полезно поиграть аккордами. Послушать смену гармонии. Чтобы научиться задерживать педаль, хорошо поиграть преувеличенно. т. е. держать бас подольше.

Учитель: « Чем еще я могу тебе помочь?

Предполагаемый ответ: «Спасибо, все понятно»

Рефлексия.

Учитель: как ты думаешь, ты достиг целей, которые были поставлены на уроке?

Предполагаемый ответ: думаю, достиг.

Учитель: как бы ты оценил свою работу на уроке и качество выполненной работы? Предполагаемый ответ: на «хорошо». Потому, что в некоторых видах работ я пользовался помощью педагога.

Учитель: как ты думаешь, тебе пригодится опыт работы, который ты сегодня получи?

Предполагаемый ответ: да, конечно. Особенно при самостоятельной работе дома, при изучении и разборе новых произведений, самостоятельном изучении произведения.

Учитель: итак, подведем итог нашего занятия. Ты хорошо работал на уроке, активно, использовал уже полученные знания и умения. Научился оптимизировать работу над новым произведением, используя новые навыки работы над всеми видами, однако окончательное в трактовке произведения я оставляю за тобой. Я оцениваю твою работу на уроке на «5-»

Учитель: «Пожалуйста оцени по шкале от 1-10 насколько тебе комфортно было на уроке? Насколько понятен материал, который я тебе предоставила? Хватило ли тебе информации?»

Благодаря обратной связи на уроке создается комфортная обстановка на уроке, которая позволит получись максимально продуктивный результат в будущем.

Домашнее задание.

1. Закрепить все аспекты работы на уроке в домашних условиях;

2.Прослушать в интернете исполнение этой пьесы и проанализировать варианты трактовок у разных исполнителей, придумать образное ощущение (мини-сюжет) для более полного, понятного раскрытия музыкального образа.

Выводы. Результатом урока стало приобретение новых технических навыков, приёмов звукоизвлечения, разнообразных слуховые представлений. Таким образом, при такой форме работы, развиваются следующие компетенции учащегося: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, рефлексивные, компетенции личностного самосовершенствования, аналитическое мышление.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее