Дата: _________________
Тема: «Знатоки Конституции» - правовая игра
Цель: формирование правовой грамотности и осознанного нравственного поведения.
Задачи:
- Закрепить знания Конвенции о правах ребёнка, Декларации прав человека.
- Развивать умения отстаивать свои права и воспитание чувства ответственности.
- Воспитывать сознательное отношение к своим правам и обязанностям, умение защищать их.
- Развивать умение работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.
Оборудование: два больших стола, стулья; техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор; карточки с заданиями, бумага, ручки, «чудесный мешочек» с мелкими игрушками, памятки, таблички с названием команд.
Ход мероприятия:
1.Организационный этап:
Выходят чтецы.
Саша: Всё лучшее, что в человеке есть:
Его права и жизнь его, и честь,
А жизнью пользуясь по праву,
Я гордо говорю: имею право!
Илья: Свободно жить под солнцем и луной,
И восхищаться красотой земной;
Не быть рабом и пыток не терпеть,
А песню жизни вдохновенно петь;
Даша: Могу я погостить за рубежом,
Потом вернуться в свой любимый дом;
Свободу мысли, слова я имею,
Но совесть есть, грубить другим не смею.
Даниил: А подрасту — поможет мне держава
Работу выбрать – имею право.
Ну, а пока я – ученик:
Учу уроки, подаю дневник….
Досугу — час,
А школе — всё внимание.
Использую я право на образование.
Воспитатель:
Добрый день, дорогие ребята. Слайд 1: Сегодня 12 декабря - День Конституции РФ. В этом году исполняется 25 лет Конституции РФ. Наше сегодняшнее мероприятие посвящено одной из важных проблем современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
2.Мотивационный этап:
Слайд 2:
(Звучит Гимн Российской Федерации)
Слайд 3:
Права, свободы человека —
Таков приоритет страны.
Мы Конституции навеки
Канонам следовать должны.
Мы честь Отчизны охраняем,
Мы все едины, мы — народ!
Россия, матушка родная,
Тебя спасем от всех невзгод.
Нам Конституция дана,
Чтобы понять, в чем ее суть.
У нас прекрасная страна,
А вместе с ней и весь наш путь!
Слайд 4:
Конституция Российской Федерации — основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.
Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.
Слайд 5:
Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме.
3.Информационно-практический этап:
Упражнение «Кто пойдёт со мной в поход».
Вызываются два воспитанника (желающих).
Воспитатель задаёт им вопрос « Кого бы Вы взяли с собой в поход?». Воспитанники выбирают по одному человеку в свою команду. Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос « Кому бы, вы доверили нести рюкзак?». Тем, кого выбрали, задаётся следующий вопрос «Кому бы, вы доверили свой секрет?». Так участники игры делятся на команды.
Командам вручаются конверты. В них лежат карточки с названием команды (всего две команды). Займите места за столом с соответствующим названием. Следить за игрой и определять победителей будут ваши воспитатели.
Воспитатель: Игра начинается.
Перед вами темы конкурса (на доске). Команды по очереди выбирают, в который будем играть.
1.Кто быстрее?
Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – поднимаем зелёный сигнал. Если это противоречит закону, красный.
– Россия – наша страна?
– Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?
– Да!
– Можно ли человека обращать в рабство?
– Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко?
– Нет!
– Защищён ли человек законом?
– Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?
– Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?
– Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?
– Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?
– Да!
– Может ли человек владеть имуществом?
– Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?
– Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда?
– Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество?
– Да!
2.Блиц - вопросы по Конституции РФ
1. Когда была принята настоящая Конституция РФ?
-а) 10 декабря 1991 г.
-б) 11 декабря 1992 г.
+в) 12 декабря 1993 г.
2.С какого возраста гражданин России может в полном объеме осуществлять свои
права и обязанности?
-а) С 14 лет
-б) С 16 лет
+в) С 18 лет
3. Обязательно ли основное общее образование в России?
+а) Обязательно
-б) Не обязательно
-в) По выбору родителей
4.Кто несёт ответственность за образование ребёнка?
-а) Школа
-б) Государство
+в) Родители
4.Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах?
+а) Да, обратившись в представительство или посольство РФ
-б) Нет
5.На какой срок избирается президент России?
-а) на 3 года
-б) на 4 года
+в) на 6 лет
6.Кто ведет международные переговоры и подписывает международные договора?
-а) Постоянный представитель России в ООН
+б) Президент
-в) Министр иностранных дел
7.Сколько депутатов избирается в Государственную Думу?
-а) 150
-б) 300
+в) 450
30. Все ли граждане Российской Федерации имеют одинаковые права и обязанности?
+а) да
-б) нет
Слайд 6:
(заставка)
- А сейчас предлагаем вам посмотреть сценку «Чужой телефон».
Выходят дети с портфелями и кладут их.
Саша — Ты не пойдешь на физкультуру?
Полина Х. — Нет, я освобождена.
Все уходят, кроме Полины. Она садится и начинает рисовать.
Полина — Ой, резинки нет. У кого бы взять? Посмотрю у Саши.
Полина Начинает что-то искать в портфеле. Находит сотовый телефон, начинает смотреть его, читает сообщения. В это время входит Саша.
Саша — Почему ты открыла мой портфель? И играешь моим телефоном?
Полина — А что такого, я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?
— На первый взгляд, казалось бы обычное дело. Всего лишь взять чужой телефон. А как вы думаете ребята?
Высказываются дети.
— Это право называется – правом собственности. Т.е. каждый человек, в том числе и ребёнок, имеет право владеть вещами, и никто не имеет права по какой-либо причине посягать на принадлежащее тебе имущество. Это закреплено в Конвенции.
3 Конкурс: «Шифровка»
Командам раздаются конверты с шифровками.
Нужно расположить карточки в таком порядке, чтобы прочитать высказывания известных людей. Время на размышление – 2 минуты. За каждую правильно сложенную фразу команда получает 1 балл. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 2 балла.
1 набор: десятерых, одного, простить, казнить, чем, лучше, виновных, невиновного. Лучше десятерых виновных простить, чем одного невиновного казнить.
2 набор: Изучать, не, того, решит, у, времени, не останется, кто, все, их, законы, нарушать. У того, кто решит изучать все законы, не останется времени их нарушать.
Слайд 7:
4 Конкурс: «Путешествие в сказку»
Со зрителями мы поиграли в игру и помогли сказочным героям отстоять свои права. Сейчас задание для команд. Вы будите рассматривать иллюстрации к сказкам. Ваша задача: определить, каким правом воспользовались герои.
Слайд 8:
Давайте посмотрим на слайд «Красная шапочка» — каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
Слайд 9
«Буратино идёт в школу» — каждый человек имеет право на образование. Начальное и общее образование должны быть бесплатными. Начальное образование должно быть обязательным, а техническое и профессиональное – общедоступными.
Слайд 10
«Гадкий утёнок» — все люди рождены свободными и равными в своих правах. Все люди наделены разумом и должны относиться друг к другу по-братски.
Слайд 11
«Доктор Айболит» — право на получение медицинской помощи и лечения.
Слайд 12
«Золушка» — право на труд, но эксплуатация чужого труда преследуется законом.
Слайд 13
«Ледяная избушка» — право на неприкосновенность жилища.
5. Конкурс «Отгадай сказку»
В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)
В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого живые летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)
В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».
В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».
В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».
В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».
В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».
Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.
Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.
Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.
В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).
Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)
6 Задание: «Определи преступление»
Команды получают листы с таблицей, в первом столбце которой перечислены различные преступления. Во втором столбце необходимо вписать юридические названия этих преступлений. Время на размышление – 3 минуты. За каждое правильно определённое преступление команда получает 0,5 балла. Всего перечислено 8 преступлений. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 4 балла.
№ | Преступления | Юридическое название |
1. | Михаил «забыл» оплатить покупку в супермаркете | Кража |
2. | Петя сел в чужой автомобиль, «чтобы прокатиться» | Угон |
3. | Вася сообщил в милицию о том, что в школе, якобы заложена бомба | Заведомо ложное сообщение об акте терроризма |
4. | Коля заставил малыша дать 10 рублей | Вымогательство |
5. | Женя приставал к пассажирам в трамвае, мешал им входить и выходить, употреблял нецензурные выражения | Хулиганство |
6. | Света, находясь в неприязненных отношениях с Таней, вызвала её на ссору, сделав ей грубые и обидные замечания | Оскорбление |
7. | Витя отобрал у Кости CD-плейер | Грабеж |
7.Анаграммы
Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.
Ребенок — К О Р Ё Н Б Е
Семья – М Я С Ь Е
Страна – А Р А Н С Т
Документ – К У Н Т Е М О Д
Закон – К О Н З А
Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н
Школа – Л О К А Ш
Досуг – Д У Г О С
8.Государственные праздники
Соотнесите название государственных праздников с их датами:
Новый год | 23 февраля |
Праздник Весны и Труда | 1 января |
День защитника Отечества | 9 мая |
Рождество Христово | 1 мая |
День Победы | 4 ноября |
День народного единства | 7 января |
Международный женский день | 8 марта |
9.Игра «Я знаю Конвенцию…»
Попрошу сюда выйти тех детей, кому при входе были даны жетоны (7 человек). Необходимо, вынуть из мешка любой предмет и глядя на него сказать, какое право Конвенции ООН можно применить для данной игрушки.
№п/п | предмет | Статьи Конвенции… |
1 | Сердце (мягкая игрушка) | ст.6. Право на жизнь… |
2 | Бейдж, паспорт ит.д. | ст.7. Право на имя… |
3 | Блокнот, телефон, фотоаппарат и т.д. | ст. 13. Право свободно выражать своё мнение, получать и передавать информацию… |
4 | Иконы (календарь) | ст. 14. Право на свободу мысли, совести и религии ст. 30. Право пользоваться своей культурой… |
5 | Флакон с настойкой травы | ст.24. Право на пользование услугами здравоохранения и средствами лечения… |
6 | Нож (игрушка) | ст. 19. Защита от всех форм насилия, оскорбления, грубого обращения… |
7 | Кисточка для рисования, карандаши, ручка т. д. | ст.28. Право на образования |
Каждый имеет не только права, но и обязанности перед обществом. Что такое обязанность?
Слайд 14
Обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. В нашей Конституции записаны не только права, но и обязанности, которые имеют непосредственное отношение к вам, детям.
Слайд 15
-Подумайте, какие обязанности есть у каждого ребёнка?
Обязанности:
- уважать старших и друг друга,
- уважать взгляды, свободу и интересы других людей,
- культурно вести себя на уроках и на переменах, т.е. соблюдать правила поведения в школе, а так же и за её пределами,
- ходить опрятным, аккуратным,
- выполнять устав школы,
- выполнять все поручения, в том числе и домашнее задание без всяких отговорок,
- беречь школьное имущество и все принадлежности.
Слайд 16
Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности. Давайте их озвучим. (Озвучивают представители команд)
Воспитатель:
Наши поступки… Всегда ли они приносят добро людям? А себе самому? Ведь ещё Сократ много веков назад решил посвятить жизнь выяснению вопроса, почему люди знают, как надо поступать, а поступают наоборот. Кто не знает, что грабить, насиловать, убивать, красть… не только безнравственно, но и противоправно? А почему-то грабят, убивают, крадут… Скажете – это жизнь. Да, это и многое другое – красивое и безобразное, истинное и ложное, доброе и злое есть жизнь. Десятки, сотни, тысячи вопросов… Один другого мудрее, противоречивее, неразрешимее. Однако разрешать их надо, иначе как жить дальше? Хотелось бы закончить нашу встречу притчей.
Слайд 17
Восточная притча.
Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:
— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
Слайд 18
Что ответил Мастер своему ученику?
Слайд 19
Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
— Всё в твоих руках.
Слайд 20
Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.· Какой путь выбрали бы вы, ребята?
Слайд 21
Человек всегда может сделать выбор. Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
Слайд 22
- Давайте вспомним качества, помогающие людям не нарушать права и не забывать обязанности:
1. Качество человека, который поступает с другими по правилу: относись к другим так, как бы ты хотел, чтобы относились к тебе. Порядочность.
2. Качество человека, который всегда поступает честно по отношению к другим. Справедливость.
3. Качество, свидетельствующее о толковости, рассудительности. Разумность.
4.Качество учтивого человека, соблюдающего все правила приличия. Воспитанность.
5. Такому человеку легко будет жить по принципу: «Твои права кончаются там, где начинаются Обязанности.
Слово жюри, подведение итогов конкурса.
Воспитатель: Ребята! Вот и подошло к концу наше путешествие по страницам законов, которые мы должны не только знать, но и соблюдать. В жизни, как и в нашей игре, побеждает тот, кто знает свои права. Этому вас учат в школе, учит сама жизнь. Пока мы не поймём этой истины, нам будет трудно жить среди людей. Надеемся, что на вашем жизненном пути всегда будут соблюдаться ваши права, а вы сами будите всегда исполнять свои обязанности.
Слайд 23
Благодарим за внимание, знайте свои права и выполняйте обязанности!
Дополнительно
Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)
Переговорное устройство милиции? (Рация)
Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)
Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)
Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)
Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)
Человек, совершивший преступление? (Преступник.)
Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)
Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)
Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)
Что такое символ? (Условный знак, обозначение).
Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).
Что такое герб? (Эмблема государства).
Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).
Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).
Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).
Что такое гимн? (Торжественная песня).
Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).
Символом чего является белый цвет флага? (чистота).
Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).
Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).
Что означает слово «герб»? (наследство).
Старинное русское название флага? (стяг).
Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).
Кто является главой Российского государства? (президент).
Когда отмечается День принятия конституции РФ? (12 декабря).
Назовите автора стихов гимна РФ. (С.В. Михалков).
Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).
Назовите денежную единицу России. (Рубль).
Назовите растение – символ России. (Береза).
Назовите столицу России. (Москва).
Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).
Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).
Что при вступлении в должность президент приносит народу? (Присягу).
Когда россияне отмечают день государственного флага? (22 августа).