«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

Внеклассное мероприятие «Жизни блаженство в одной лишь любви…», проведённое в 10 кл. по творчеству Ф.И.Тютчева.

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки


«Жизни блаженство в одной лишь любви…»

Цели урока: познакомить с любовной лирикой Ф.И.Тютчева;

изучить факты биографии; проследить связь литературы с другими видами искусства: музыкой, танцем; создать благоприятные условия для восприятия поэзии.

Оформление урока: медиапроектор и презентация, на экране портрет Тютчева и эпиграф:

Жизни блаженство В одной лишь любви...

Ф.И.Тютчев. портреты Тютчева, Амалии Крюденер, Элеоноры Тютчевой, Эрнестины Тютчевой, Елены Денисьевой.


Музыкальное оформление: романсы на стихи Ф.И.Тютчева «Я встретил Вас» и «Она сидела на полу».


Ход урока

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, уважаемые гости! Наш урок - это праздник. Праздник поэзии. Праздник любви. Потому что любовь - это источник поэзии. Любовь, как и поэзия, овладевает всем существом человека, приводит в движение все силы человека, вдохновляет его на самые лучшие поступки, будоражит творческое воображение...

Не случайно для эпиграфа к уроку взяты строки из стихотворения Фёдора Ивановича Тютчева: «Жизни блаженство в одной лишь любви». В момент написания этих строк поэту было 67 лет. И эта фраза в устах человека, много пережившего, познавшего «радость и горе в живом упоенье», звучит как откровение. «Жизни блаженство в одной лишь любви...»


«Как неразгаданная тайна...»

Как неразгаданная тайна,

Живая прелесть дышит в ней —

Мы смотрим с трепетом тревожным

На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,

Иль неземная благодать?

Душа хотела б ей молиться,

А сердце рвется обожать...

Ведущий 1: Любовь к жизни, любовь к «настоящему» в каждой строке поэта. Время и Пространство, Жизнь и Смерть. Время кладёт морщины на любимые черты. Пространство разделяет людей, отдавая их во власть времени. Поэт настолько любит жизнь, что ему хочется магией своих строк остановить время, победить разлучающее пространство.

«Чему бы жизнь нас ни учила...»

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живет,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдет!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Ведущий 2: Когда Фёдор Иванович не испытывал любовного влечения, поэзия молчала в нём. Ему нужны были любовь, муки, страсть, потери, жертвенность - всё это превращалось в стихи, которыми до сих пор живут люди.

(Обращение к портретам)

Перед Вами портреты тех, кто является адресатом тютчевской любовной поэзии. Это Амалия Лерхенфельд, Элеонора Петерсон, Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева.


Ведущий 1: Поэзия Тютчева, посвященная Амалии Лерхенфельд. Ранняя любовная лирика поэта - это стихотворения, написанные в период с 1823 года по 1828 год и посвященные Амалии Лерхенфельд. Как же произошла встреча Тютчева с Амалией Лерхенфельд? 1823 год. Мюнхен. Русская дипломатическая миссия. Именно здесь познакомились 20-й летний дипломат Фёдор Тютчев и графиня Амалия Лерхенфельд. 15-летняя красавица взяла под своё покровительство превосходно воспитанного, чуть застенчивого молодого человека.

Ведущий 2: За год знакомства молодая графиня так очаровала Фёдора Ивановича, что молодой дипломат решил жениться. Но русский дворянин показался не слишком выгодной партией для родителей Амалии, и предпочтение было отдано сослуживцу Тютчева секретарю посольства барону Крюденеру. К златокудрой Амалии обращены строки юношеских стихотворений «Друг, откройся предо мною...», «Твой милый взор, невинной страсти полный...», «К Нисе» ....

«К Нисе»

Ниса, Ниса, Бог с тобою!
Ты презрела дружный глас,
Ты поклонников толпою
Оградилася от нас.

Равнодушно и беспечно,
Легковерное дитя,
Нашу дань любви сердечной
Ты отвергнула шутя.

Нашу верность променяла
На неверный блеск, пустой, —
Наших чувств тебе, знать, мало,
Ниса, Ниса, Бог с тобой!


Ведущий 1: Любовь раннего периода воспета поэтом как ничем не омрачаемое, ясное и светлое чувство. По словам Тютчева, это годы «душевной полноты». И об этом свидетельствуют его произведения. Одно из них «я помню время золотое...».


«Я помню время золотое...»

Я помню время золотое,

Я помню сердцу милый край.

День вечерел; мы были двое;

Внизу, в тени, шумел Дунай.

И на холму, там, где, белея,

Руина замка вдаль глядит,

Стояла ты, младая фея,

На мшистый опершись гранит.

Ногой младенческой касаясь

Обломков груды вековой;

И солнце медлило, прощаясь

С холмом, и замком, и тобой.

И ветер тихий мимолетом

Твоей одеждою играл

И с диких яблонь цвет за цветом

На плечи юные свевал.

Ты беззаботно вдаль глядела...

Край неба дымно гас в лучах;

День догорал; звучнее пела

Река в померкших берегах.

И ты с веселостью беспечной

Счастливый провожала день;

И сладко жизни быстротечной

Над нами пролетала тень.

Оно было написано Фёдором Ивановичем спустя 13 лет после первой встречи с Амалией Лерхенфельд.

Тридцать четыре года спустя, встретив Амалию на водах в Карлсбаде, Тютчев снова вспомнил «время золотое» в стихах, которые стали одним из самых популярных романсов:

Звучит романс «Я встретил вас — и все былое...»

Ведущий 2: Первая жена Тютчева, Элеонора Ботмер, принадлежала к старинному аристократическому роду Баварии. Брак был счастливым. В лице Элеоноры Тютчев обрел любящую жену, преданного друга и неизменную опору в грудные минуты жизни.

«В часы, когда бывает »

В часы, когда бывает
Так тяжко на груди,
И сердце изнывает,
И тьма лишь впереди;


Без сил и без движенья,
Мы так удручены,
Что даже утешенья
Друзей нам не смешны,-


Вдруг солнца луч приветный
Войдет украдкой к нам
И брызнет огнецветной
Струею по стенам;


И с тверди благосклонной,
С лазуревых высот
Вдруг воздух благовонный
В окно на нас пахнет…

Уроков и советов
Они нам не несут,
И от судьбы наветов
Они нас не спасут.


Но силу их мы чуем,
Их слышим благодать,
И меньше мы тоскуем,
И легче нам дышать…


Так мило-благодатна,
Воздушна и светла,
Душе моей стократно
Любовь твоя была.


Ведущий 1: В 1837 году Элеонора Тютчева с тремя малолетними детьми отправилась из России к мужу, в Италию. Корабль, на котором находилась семья Тютчева, загорелся в море. При пожаре на пароходе Элеонора вела себя мужественно и чудом спаслась вместе с тремя дочерьми. Однако нервное потрясение, переутомление, простуда сломили ее хрупкое здоровье, она умерла спустя 4 месяца после кораблекрушения.


«Никогда человек не стал бы столь любим другим человеком, сколь я любим ею, в течение одиннадцати лет не было ни одного дня в её жизни, когда, дабы упрочить мое счастье, она не согласилась бы, не колеблясь ни мгновенья, умереть за меня,» - писал Тютчев в одном из писем к родителям жены.


Ведущий 2: О силе чувств к первой жене свидетельствует то, что через 10 лет после смерти Фёдор Иванович посвящал ей стихи, полные нежности и грусти.


«Еще томлюсь тоской желаний»

Еще томлюсь тоской желаний,
Еще стремлюсь к тебе душой —
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой...
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной, везде, всегда,
Недостижимый, неизменный, —
Как ночью на небе звезда...

После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды; одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого Всепрощения. Два милосердных существа, два ангела, охраняющие его творчество и жизнь. Это Эрнестина Дёрнберг и Елена Денисьева

Ведущий 1: В 1838 году Тютчев женится вновь. Его избранницей стала вдова немецкого барона Эрнестина Дёрнберг, с ней поэт познакомился еще в 1833 году во время карнавала в Мюнхене. Вступив во второй брак, Тютчев обрёл любящую жену.

«Не знаю я, коснется ль благодать...»

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..


Ведущий 2: Эрнестине суждено было пройти по жизни рядом с поэтом до конца его дней и в полном смысле стать его ангелом - хранителем. Чувством к Эрнестине вызваны строки еш1е одного творческого шедевра –


«Люблю глаза твои, мой друг...»

Не знаю я, коснется ль благодать
Моей души болезненно-греховной,
Удастся ль ей воскреснуть и восстать,
Пройдет ли обморок духовный?
Но если бы душа могла
Здесь, на земле, найти успокоенье,
Мне благодатью ты б была —
Ты, ты, мое земное провиденье!..


Ведущий 1: Привязанность к Эрнестине совмещалась с любовью к Денисьевой, и это вносило в его отношения к обеим женщинам мучительную раздвоенность. С ней Федор Иванович встретился в Смольном институте, где учились его дочери. Это не была любовь с первого взгляда, но она мощно нарастала и крепла до степени, которую родственник Елены Александровны Георгиевский характеризует как «такую глубокую, такую самоотверженную, такую страстную и энергическую любовь, что она охватила все его существо, и он остался навсегда ее пленником».

Ведущий 2: Философский смысл творчества Тютчева - параллели. Параллели в любви - две верности. В поэтических образах - это сила и слабость, духовная красота и искажённый мукой лик земной женщины, возрождение и самоуничтожение. Эти параллели жили в нём, «рвали его на части», лишали покоя.

«Не говори: меня он, как и прежде любит».

Не говори: меня он, как и прежде, любит. Мной, как и прежде, дорожит...

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит. Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя. Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу... им, им одним живу я — Но эта жизнь!.. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно... Не мерят так и лютому врагу...

Ох, я дышу еще болезненно и трудно.

Могу дышать, но жить уж не могу.


Поэт сознавал себя виновным перед каждой из них за то, что не мог отвечать им той же полнотой и безраздельностью чувства, с каким они относились к нему». Только любовь женщины может поднять его на недосягаемые высоты. Фёдора Ивановича боготворили две женщины...

Любить и заставлять страдать - удел Тютчева. Осознание этого тяготило его, ужасало. В такие минуты Тютчев-поэт как бы отторгался от Тютчева-человека.

Ведущий 1: Как-то он застал Эрнестину сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Она машинально брала их в руки и бросала их в камин... В порыве отчаяния она даже уничтожила письма, в которых содержалось множество посвященных ей стихов, оказавшихся безвозвратно утерянными. Именно этому грустному событию Фёдор Иванович посвятил свое стихотворение «Она сидела на полу...», созданное в 1858 году.

«Она сидела на полу...»

Она сидела на полу

И груду писем разбирала,

И, как остывшую золу,

Брала их в руки и бросала. Брала знакомые листы

И чудно так на них глядела, Как души смотрят с высоты На ими брошенное тело...

О, сколько жизни было тут. Невозвратимо пережитой!

О, сколько горестных минут. Любви и радости убитой!.. Стоял я молча в стороне

И пасть готов был на колени,- и страшно грустно стало мне, Как от присущей милой тени.


Ведущий 2: Но самые тяжелые испытания выпали на долю Елены Александровны. Перед ней навсегда закрылись двери тех домов, где прежде она была желанной гостьей. Отец от нее отрекся - сию горькую чашу бедной женщине пришлось испить до дна. Елена Александровна вдохновляла поэта в течение четырнадцати лет.

«Чему молилась ты с любовью»

Чему молилась ты с любовью,

Что, как святыню, берегла,

Судьба людскому суесловью

На поруганье предала.

Толпа вошла, толпа вломилась

В святилище души твоей,

И ты невольно устыдилась

И тайн и жертв, доступных ей.

Ах, когда б живые крылья

Души, парящей над толпой.

Ее спасали от насилья

Безмерной пошлости людской!


Все эти годы поэт заботился о своей второй семье и продолжал любить обеих женщин. Денисьеву за незаурядный ум, смелость, красоту и ту жертву, которую она принесла во имя их странного союза, стоившего ей репутации и наследства. Супругу - за понимание и умение прощать.

«Последняя любовь»

О, как на склоне наших лет

Нежней мы любим и суеверней...

Сияй, сияй, прощальный свет

Любви последней, зари вечерней!

Полнеба обхватила тень.

Лишь там, на западе, бродит сиянье,-

Помедли, помедли, вечерний день. Продлись, продлись, очарованье.

Пускай скудеет в жилах кровь,

Но в сердце не скудеет нежность...

О ты, последняя любовь!

Ты и блаженство и безнадежность.


Ведущий 1: Любовь у Тютчева - почти всегда драма, роковой поединок неравных человеческих сил. Это чувство непостижимое, таинственное, исполненное волшебства. Но счастье любви недолговечно, обреченное не выдерживать роковых ударов судьбы.

Любовь, таким образом, ассоциируется со страданием, тоской, душевной болью, слезами. Поэт предстает перед нами страстной, увлекающейся личностью, человеком с горячим, любящим сердцем. Именно в стихах, посвященных Елене Александровне Денисьевой, раскрывается

«блаженно-роковая» любовь поэта.

«О, как убийственно мы любим»

О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Давно ль, гордясь своей победой,

говорил: «Она моя….».

Год не прошел - спроси и сведай,

Что уцелело от нея?


Куда ланит девались розы,

Улыбка уст и блеск очей?

Всё опалили, выжгли слезы

Горючей влагою своей.


Ты помнишь ли, при вашей встрече. При первой встрече роковой,

Её волшебный взор, и речи,

И смех младенчески живой?


И что ж теперь? И где всё это?

И долговечен ли был сон?

Увы, как северное лето,

Был мимолетным гостем он!


Судьбы ужасным приговором

Твоя любовь для ней была,

И незаслуженным позором

На жизнь ее она легла!


Жизнь отреченья, жизнь страданья!

В ее душевной глубине

Ей оставались вспоминанья... Но изменили и оне.


И на земле ей дико стало, Очарование ушло...

Толпа, нахлынув, в грязь втоптала То, что в душе ее цвело.


И что ж от долгого мученья

Как пепл, сберечь ей удалось? Боль, злую боль ожесточенья. Боль без отрады и без слез!


О, как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!


Ведущий 2: В мае 1864 года после рождения третьего ребенка самочувствие Денисьевой стало стремительно ухудшаться; врачи диагностировали туберкулёз.

«Весь день она лежала в забытьи»

Весь день она лежала в забытьи,

И всю ее уж тени покрывали.

Лил теплый летний дождь - его струи

По листьям весело звучали.

И медленно опомнилась она,

И начала прислушиваться к шуму,

И долго слушала - увлечена,

Погружена в сознательную думу...

И вот, как бы беседуя с собой.

Сознательно проговорила

(Я был при ней, убитый, но живой):

«О, как всё это я любила!»

Любила ты, и так, как ты, любить –

Нет, никому еще не удавалось!

О господи!., и это пережить...

И сердце на клочки не разорвалось...


4 августа Денисьева умерла. После смерти Денисьевой любовная лирика Тютчева отражала мертвенность его души, тоску и невозможность осознавать самого себя. Но при этом живому страданию, неспособности чувствовать было противопоставлено могущество чувства Денисьевой. Смерть любимого человека, по собственному его меткому выражению

«сломившая пружину его жизни» убила в нем даже желание жить, и последние девять лет он просуществовал под постоянным нестерпимым гнетом «мучительного позднего раскаяния».

Все это нашло выражение в строках о его «страдальческом застое».



«Вот бреду я вдоль большой дороги»

Вот бреду я вдоль большой дороги

В тихом свете гаснущего дня,

Тяжело мне, замирают ноги ...

Друг мой милый, видишь ли меня?

Все темней, темнее над землею - Улетел последний отблеск дня ...

Вот тот мир, где жили мы с тобою, Ангел мой, ты видишь ли меня?

Завтра день молитвы и печали.

Завтра память рокового дня ...

Ангел мой, где б души ни витали, Ангел мой, ты видишь ли меня?


После смерти Денисьевой именно супруга стала для поэта главной утешительницей, разделив с ним его душевную боль.


«предопределение»

Любовь, любовь — гласит преданье Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,

И роковое их слиянье,

И... поединок роковой...

И чем одно из них нежнее

В борьбе неравной двух сердец, Тем неизбежней и вернее,

Любя, страдая, грустно млея.

Оно изноет наконец...


Заключительное слово учителя: Лю6овная лирика рождается тогда, когда поэт встретит женщину, способную вызвать в его душе сильные чувства: любовь, страсть, восхищение. И пусть благословенны будут Анна Керн, Наталья Гончарова, Авдотья Панаева и многие другие женщины, благодаря которым мы узнаем удивительные творения поэтов.

(Исполняется романс на стихотворение Тютчева.)

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее