Управление образования администрации муниципального
образования Кореновский район
муниципальное автономное некоммерческое учреждение
дополнительного образования Дом художественного творчества детей
муниципального образования Кореновский район
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МАНУ ДО ДХТД
от « » апреля 2024 г _____________А.Н.Мищенко
Протокол № Приказ № от .04.2024
Согласовано:
Начальник архивного отдела
МО Кореновский район
________________Г.Г.Савченко
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
реализуемая в сетевой форме
СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Живая история»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы: 18 ч.
Возрастная категория: от 11 до 17 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы: модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID номер программы в Навигаторе:
Автор-составитель:
Сергиенко Татьяна Александровна
педагог дополнительного образования
г. Кореновск, 2024
Введение
Краткосрочная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Живая история» (далее программа) реализуемая в сетевой форме, знакомит учащихся с функциями архивного отдела МО Кореновский район и фактами живой истории образования и развития родного города и района, помогает активизировать познавательную активность, литературные способности, умение работать в тематическом творческом проекте, расширить знания о мире профессий (архивист) и способствовать развитию интереса к сопутствующим профессиям(педагог, журналист).
РАЗДЕЛ I «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБРАЗОВАНИЯ: ОБЪЁМ, СОДЕРЖАНИЕ, ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа социально – гуманитарной направленности и обеспечивает социальное самоопределение учащихся и развитие детской социальной инициативы.
Программа ориентирована на воспитание и развитие учащихся 11 – 17 -летнего возраста через знакомство с профессией архивиста и обучение основам журналистики.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению краеведческого и юнкоровского движения, опираясь при этом на знания истории родного края и основ русской журналистики, формирует у обучающихся критерии выбора профессии, приобретение положительных мотивов трудовой деятельности через приобщение учащихся к исследовательскому журналистскому творчеству.
Новизна. В процессе обучения по данной программе учащиеся знакомятся с интересными фактами истории родного края и основными жанрами журналистики, овладевают приемами интервью, репортажа, очерка и литературно-художественных зарисовок.
Педагогическая целесообразность. Освоение учебного материала помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, побуждает их к творчеству, ориентирует учащихся на профессии историков-краеведов и СМИ. В программе предусмотрена возможность использования дистанционных образовательных технологий (в условиях временного ограничения для обучающихся занятий в очной форме по санитарно – эпидемиологическим и другим основаниям) форм, средств и методов образовательной деятельности в условиях электронного обучения.
Отличительные особенности. Программа создана на основе обобщения личного опыта руководства Школой юнкоров газеты «Кореновские вести», где достигнуты высокие результаты на краевом, всероссийском и международном уровнях, знакомство с уникальными экспонатами и свидетельствами минувшей эпохи, сохраненными в архивном отделе МО Кореновский район и практического пособия Департамента печати и СМИ Краснодарского края для руководителей объединений юных журналистов «Школа юных журналистов: от игры в газету до профессионального творчества».
Отличительной особенностью реализации программы является внедрение новых форм работы с учащимися - сетевого взаимодействия с организациями – партнёрами, обладающими ресурсами, необходимыми для обучения, проведения практических занятий, мастер – классов, реализации творческих проектов, предусмотренных образовательной программой.
Программа реализуется в сетевой форме. Сторонами образовательного процесса являются:
1.МАНУ ДО Дом художественного творчества детей МО Кореновский район – базовая образовательная организация.
2. Архивный отдел МО Кореновский район
Адресат программы. Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 11 до 17 лет. Коллективное творческое дело объединяет и воспитывает учащихся, положительный эмоциональный микроклимат влияет на результативность и позволяет повысить творческий уровень обучающихся.
Занятия по программе выявляют склонность учащихся к историко-литературно-творческим видам деятельности, развивают исследовательские, креативные способности, включают в атмосферу творческого исследования, формируют привычку к труду. Такой вид творческой деятельности как литературно-художественный, позволяет развивать в детях умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Набор обучающихся в группы происходит по желанию детей и их родителей, на обучение принимаются девочки и мальчики, без предварительной подготовки, независимо от способностей и уровня общего развития. Уровень освоения программы – ознакомительный. Запись на программу осуществляется через систему заявок на сайте АИС «Навигатор дополнительного образования Краснодарского края» https://р23.навигатор.дети/program/5861-dopolnitelnaya-obshcherazvivayushchaya-programma-Yunkor, и очно в форме заявления от родителей.
Уровень освоения программы – ознакомительный.
Объем программы: Продолжительность всего образовательного процесса по программе -18 часов.
Срок освоения программы- 3 недели.
Форма обучения очная.
Режим занятий. Занятия проходят согласно расписанию и требований санитарных норм - 3 раза в неделю по 2 часа, перерыв между занятиями 10 минут: на базе МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район (клуб «Парус») и Архивный отдел МО Кореновский район. Образовательной организацией с организацией - партнером согласуется режим обучения в очном или в дистанционном формате. В период дистанционного обучения (в условиях временного ограничения для обучающихся занятий в очной форме), согласно рекомендациям СанПин при использовании дистанционных образовательных технологий время занятий сокращается до 20 – 30 минут в зависимости от возраста учащихся.
Особенности организации образовательного процесса
Занятия групповые, состав группы постоянный по 10 человек с ярко выраженным индивидуальным подходом к каждому учащемуся.
В соответствии с программой, календарным учебным графиком предусматриваются лекции, мастер-классы, деловые и ролевые игры, тренинги, выполнение самостоятельной и коллективной работы, профориентационные беседы.
Профориентационная работа на занятиях проходит, как информационно-просветительская. Учащиеся знакомятся с миром профессий через изучение кратких описаний профессий, познавательные беседы, видеофильмы, использование Интернет-ресурсов. Цель этих занятий – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий, что поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный профессиональный выбор.
В условиях временного ограничения для обучающихся занятий в очной форме по санитарно – эпидемиологическим и другим основаниям применяется электронное обучение и дистанционные образовательные технологии – офлайн обучение. В условиях электронного обучения используются видео-занятия, аудиосообщения, творческие задания, онлайн-викторины по журналистике, дистанционные олимпиады, творческие конкурсы и проекты, обучающее и развивающее видео, встречи с интересными людьми, мастер – классы.
Цель программы:
- познакомить учащихся с историческими фактами образования и развития МО Кореновский район, с основами журналистики, сформировать познавательную активность обучающихся посредством сбора, подготовки и оформления материалов для публикации в группе Вконтакте «Школа Кореновсих юнкоров»;
- формирование первоначального интереса к существующим профессиям.
Задачи.
Образовательные: - познакомить с интересными историческими фактами и экспонатами, основными видами журналистской деятельности и требованиям к ней;
научить выполнять основные требования журналистики при проведении интервью и репортажа, литературно-художественной зарисовки и корреспонденции.
- познакомить с миром профессий.
Личностные:
- сформировать у учащихся доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям;
воспитать интерес к событиям окружающего мира, жизни детского коллектива и учреждения.
Сформировать трудолюбие, усидчивость, терпение и умение довести начатое дело до конца, необходимые в дальнейшей трудовой деятельности.
Метапредметные:
- развивать интерес к истории родного края;
- развивать эстетический вкус;
- формировать коммуникативные умения и навыки;
- совершенствовать навыки письменной и устной речи.
- развивать умение работать дистанционно, выполнять задания самостоятельно.
Таблица 1
Учебный план
№ | Наименование тем и разделов | Количество часов по видам занятий | Форма контроля | | |||
Теоретические занятия | Практические занятия | Всего часов | Из них сетевые занятия | Организация - партнёр | |||
1 | Мир профессий
| | | 4 | | Беседа | Экскурсия в Архивный отдел МО Кореновский район |
1.1 | История русской журналистики. Зарождение, понятие и виды журналистики
| | | 2 | | Тематические блиц-опросы и викторины Творческие работы учащихся на тему: «Что я знаю о журналистике». | ДХТД |
1.2 | Требования к сбору и оформлению материала для газеты. Плагиат | | | 2 | | Творческие работы учащихся. | ДХТД
|
2 | Типы профессий. Жанры журналистики. | | | 8 | | Мастер-классы, Викторины, кроссворды, ролевые игры | ДХТД |
2.1 | Особенности репортажа и интервью.
| | | 2 | | Тематические блиц-опросы и викторины, творческие работы учащихся | ДХТД
|
2.2 | Особенности литературно-художественной зарисовки, корреспонденции. | | | 2 | | Тематические блиц-опросы и викторины. Анализ творческих работ учащихся | ДХТД |
2.3 ---- 2.4 | Особенности очерка. ---------------------------------------- Практикум в Архивном отделе МО Кореновский район. Сбор материалов | -------- | ------- | 2 ----- 2 | ----- | Анализ и использование творческих работ учащихся в группе Вконтакте «Школа Кореновских юнкоров» ----------------------------- Верстка материалов «Юнкор» | ДХТД ------------------ Архивный отдел МО Кореновский район |
3. | Сбор и оформление материалов для публикаций. | | | 4 | | | Архивный отдел МО Кореновский район |
3.1 | Новостная лента.
| | | 2 | 2 | Творческие работы учащихся для публикации в группе Вконтакте «Школа Кореновских юнкоров» | |
3.2 | Рубрики газеты | | | 2 | 2 | Тематические блиц-опросы и викторины. Творческие работы учащихся. | ДХТД, Архивный отдел МО Кореновский район |
4. | Выпуск газеты «Радуга» | | | 2 | | | ДХТД |
4.1 | «Радуга»
| | | 2 | | Размещение творческих работ учащихся в газете «Радуга» ДХТД, в группе Вконтакте «Школа Кореновских юнкоров» Участие в конкурсах различного уровня в номинации «Пресса» и «Журналистика». | ДХТД
|
| | | | | | | |
| Всего | | | 18 | 4 | | |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Тема 1. Мир профессий.
1.2. Профессии.
Теория: Жизненное и профессиональное самоопределение — один из важнейших шагов в жизни человека.
Практика: Знакомство с различными типами профессий на электронном ресурсе «Все для поступающих» https://edunews.ru/proforientaciya/
1.2. История русской журналистики.
Теория: Понятие журналистики. Название рубрики газеты. Требования к сбору и оформлению материала для газеты. Плагиат.
Практика: литературно-художественная зарисовка «История Российской журналистики»; Творческие работы учащихся на тему «Что я знаю о журналистике».
Форма контроля: Тематические блиц-опросы и викторины; творческие работы учащихся на тему: «Что я знаю о журналистике». Анализ творческих работ учащихся, результата их использования в создании газеты учреждения и участия в конкурсах различного уровня в номинации «Пресса».
Тема 2. Типы профессий.
Практика: знакомство с типами профессий «Человек-техника», «Человек-природа», «Человек-знаковая система», «человек-человек», «Человек-художественный образ». Просмотр электронных ресурсов «Все профессии» https://rsv.ru/professions/list/, Атлас профессий будущего (Сколково) https://skolkovo-resident.ru/atl и обсуждение.
Жанры журналистики.
Теория: особенности репортажа, интервью, корреспонденции, литературно-художественной зарисовки, очерка.
Практика: творческие работы детей («Очерк», «Репортаж», и т.д.)
Форма контроля: тематические блиц-опросы и викторины; анализ творческих работ учащихся. Анализ и использование творческих работ учащихся в рубрике «Юнкор» в районной общественно-политической газете «Кореновские вести», участие в конкурсах различного уровня в номинации «Пресса».
Тема 3. Сбор и оформление материалов для газеты.
Теория: обучение интервью и репортажу, приёмам составления новостной ленты, подбор материалов в рубрики газеты.
Практика: сбор и оформление печатных и фотоматериалов для новостной ленты (колонки), в рубрики газеты.
Форма контроля: тематические блиц-опросы и викторины, творческие работы учащихся для публикации в группе Вконтакте «Школа Кореновских юнкоров».
Анализ творческих работ учащихся, результата их участия в конкурсах различного уровня.
Тема 4.Выпуск газеты.
Практика:работа редколлегии над дизайном и содержанием газеты д\о «Юный корреспондент» МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район «Радуга» . Анализ материалов газеты. Подведение итогов работы над газетой.
Форма контроля: анализ и размещение творческих работ учащихся в газете «Радуга», в соцсетях («Школа Кореновских юнкоров» Вконтакте). Результаты участия в конкурсах различного уровня в номинации «Юный краевед», «Юный историк», «Пресса» и «Журналистика».
Планируемые результаты дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
образовательные: - познакомятся с основными видами журналистской деятельности и требованиям к ней;
- научатся выполнять основные требования журналистики при проведении интервью и репортажа, литературно-художественной зарисовки и корреспонденции.
- познакомятся с миром профессий.
личностные:
- сформируется доброжелательное и уважительное отношение к окружающим людям;
- будет воспитан интерес к событиям окружающего мира, жизни детского коллектива и учреждения.
метапредметные:
- разовьётся мелкая моторика рук и координация движений;
- разовьётся эстетический вкус;
- сформируются коммуникативные умения и навыки;
- усовершенствуются навыки письменной и устной речи.
разовьются умения работать дистанционно, выполнять задания самостоятельно.
РАЗДЕЛ II «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ВКЛЮЧАЮЩИЙ ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ»
Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение:
Для работы по данной образовательной программе необходимо просторное помещение с достаточным освещением, столы и стулья для занятий, возможность размещения информационных стендов.
Перечень оборудования, инструментов и материалов:
-ноутбук;
-фотоаппарат;
-диктофон;
-диски (флешки) для записи презентаций и творческих работ детей; - карандаши, ручки, маркеры ;
- принтер;
-бумага формата А-4.
-клеевой карандаш;
-образцы газет и рубрик.
Информационное обеспечение:
- компьютер с возможностью выхода в интернет.
http://dhtdkor.ru/ -МАНУ ДО ДХТД МО Кореновский район
https://www.korenovsk.ru. архивный отдел администрации МО Кореновский район
Сайты организаций-партнеров:
Кадровое обеспечение:
В организации сетевой формы реализации программы «Юнкор» используются кадровые, методические ресурсы организации дополнительного образования (Муниципальное автономное некоммерческое учреждение дополнительного образования Дом художественного творчества детей МО Кореновский район), архивный отдел администрации МО Кореновский район
1.Педагог дополнительного образования, работающий по данной программе, имеющий высшее или среднее педагогическое специальное образование, обладающий необходимыми знаниями по детской психологии.
2. Начальник Г.Г.Савченко и специалисты архивного отдела администрации МО Кореновский район
Формы диагностики и аттестации для определения результативности программы:
Оценка образовательных результатов учащихся по программе проводится в виде - итоговой диагностики, которая определяет степень овладения учащимися основных требований к творческой работе.
Для отслеживания результативности применяются следующие методы:
- блиц-викторины, кроссворды, ребусы;
- творческие задания;
- творческие конкурсы;
- выпуск газеты «Радуга»;
- публикации в интернете ( группе «Школа Кореновских юнкоров ВКонтакте)
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выпуски газеты «Радуга», творческие достижения учащихся.
Оценочные материалы:
• вопросы для мониторинга, блиц-викторины;
• -раздаточный материал к заданиям – тестам.
• Фото и видео, звуковые сообщения в период электронного обучения, а также опубликованные в этот период работы учащихся в электронных СМИ.
Методические материалы
Занятия по программе выявляют склонность учащихся к литературно-творческим видам деятельности, развивают креативные способности, включают в атмосферу творчества, формируют привычку к труду. Такой вид творческой деятельности как литературно-художественный, позволяет развивать в обучаемых умственную активность, творчество, художественный вкус и другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.
Методы обучения.
Чтобы заинтересовать и увлечь учащихся миром журналистики, используются различные методы обучения: словесный, наглядный, практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, игровой, методы воспитания: убеждения, поощрения, упражнения, стимулирования и мотивации.
Педагогические технологии.
В процессе реализации программы применяются технологии группового и индивидуального обучения, исследовательской деятельности, проектной деятельности, игровой деятельности, коллективной творческой деятельности, здоровьесберегающей, портфолио и т.д.
Формы организации учебного занятия.
Занятия строятся с учётом возрастных особенностей и основного вида деятельности – литературно-художественной. Игровая деятельность в данной программе представлена в виде ролевых игр в момент мотивации к работе, игровых упражнений. Это также может быть акция, профориентационная беседа, тренинг, конкурс, соревнование. Соревнования в данном возрасте имеют свою особую специфику. В данном случае педагог ориентирует учащихся не только на победу, но и на активное участие в создании того или иного материала для газеты, побуждая их к старательности, упорству, настойчивости в достижении своей цели – создании интересной статьи. Победителей в соревнованиях не выделяют, каждый, кто не побоялся вступить в борьбу – уже победитель, и достоин похвалы и уважения.
В условиях электронного обучения проводятся видео- и аудио – занятия, оффлайн и аудио – консультации, учащимся пересылаются творческие задания, обучающее и развивающие видео.
Перечень методических, дидактических материалов, цифровых образовательных ресурсов:
Наглядность – один из основных принципов работы педагога при реализации целей и задач программы, создании газеты. Для успешной работы педагогу необходимы яркие, выразительные презентации, образцы интервью, фоторепортажей, литературно-художественных зарисовок, и расходные материалы. Это поможет учащимся в проявлении творчества, в реализации интересных замыслов.
Тематическая подборка материала
Авторские презентации: «История Российской журналистики», «Приёмы обучения юнкоров», «Летописец Кореновского района», «Школа юнкоров», «Имя Кубани», тест-викторины «Край родной», «Волшебное перо» и т.д.
Алгоритм учебного занятия
На каждом занятии предусматривается сообщение темы и цели занятия, знакомство с новым материалом, практическая часть, включающая в себя не только творческое задание, но и закрепление, повторение ранее изученного. Обязательно использование здоровьесберегающей технологии (динамическая пауза) и игровой (игровые упражнения, драматизация, и т.д.) В конце занятия обязательны анализ и подведение итога в различных формах: от обмена мнениями до конкурса выполненных творческих работ.
В рамках дистанционного занятия анализируется самостоятельное выполнение задания (тексты, тесты, викторины и т.д.).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ ПЕДАГОГОМ
1. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. «Основы творческой деятельности журналиста.» Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3. Тертычный А.А. «Жанры периодической печати: Учебное пособие». М., 2000.
4.Практическое пособие Департамента печати и СМИ Краснодарского края для руководителей объединений юных журналистов «Школа юных журналистов: от игры в газету до профессионального творчества». Автор и составитель профессор Георгий Матвеевич Соловьёв, г.Краснодар, 2014 г
Интернет-ресурсы
1. http://www.mediaeducation.ru/ - Лаборатория медиаобразования Российской Академии наук.
2. http://edu.of.ru/mediaeducation/ - Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
3. http://www.mediaeducation.ru/ - Лаборатории ТСО и медиаобразования Института содержания и методов обучения РАО.
4. http://pedsovet.org/ - Персональный помощник педагога.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧАЩИМИСЯ
1.Т.Ладыженская «Развивайте дар слова» (теория и практика сочинений разных жанров 8-9 классы) Москва, Просвещение, 1990 год;
2.М.Кашлева «Клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио» Волгоград, «Учитель», 2007 год.