«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Здоровьесберегающие технологии в начальной школе при введении ФГОС"

В докладе раскрывается система воспитательно-оздоровительные, коррекционные и профилактические мероприятия для сохранения, укрепленияи развития духовного, эмоционального, интеллектуального и физического здоровья младших школьников.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым

Ж.-Ж. Руссо

В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.

В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.

Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.


Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.


Здоровьесберегающие образовательные технологии -– это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья младших школьников.


Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:

  • технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;

  • технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;

  • разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.

1группа включает в себя:

  • Современные классные помещения

  • Окна снабжены регулируемыми солнцезащитными устройствами ( жалюзи)

  • Мебель соответствует возрастным особенностям детей

  • Дети с нарушением зрения рассажены в соответствии с рекомендациями окулиста

  • Частое проветривание кабинетов

  • Организовано горячее питание ( завтраки и обеды)

  • Привитие навыков гигиены

  • Питьевой режим в каждом классе

2группа включает в себя :

  • «Ступенчатый» режим обучения в 1 классе

  • Отсутствие бального оценивания знаний в 1 классе

  • Рационально составленные расписания уроков

  • Динамические паузы

  • Утренняя зарядка

  • Музыкальные перемены

  • Смена видов и форм работы на уроках


3 группа "Психолого-педагогические технологии" включает в себя:


  • Выбор стиля общения педагога с учащимися

  • Психологический комфорт

  • Учёт возрастных психологических особенностей учеников

  • Игровые технологии

  • Групповая работа на уроках и работа в парах.


Двигательная активность

Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.

Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке, внимание, интерес ит.д.?


Приведем примеры здоровьесберегающих технологий.

1. "Покрутились-повертелись"

По периметру класса на стенах, стендах, на цветочных подвесках размещены карточки с рабочим материалом. У детей, при поиске необходимого материала появляется возможность двигательной активности.

2.Сенсорные «круги»

Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4) Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.

3.Специальный офтальмотренажер

Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно, чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять инструментарий («бегут» носом, подбородком по желанию детей). Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.


Наряду с подвижными играми должны присутствовать и успокаивающие игры, которые проводится после напряженной работы.

«Цветные сны»

По указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.

Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута


 Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и  школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.   

     Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.

Вывод:

Основным условием эффективности обучения в современной школе является уровень физического и психологического здоровья учащихся.

Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы

«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»

В.А.Сухомлинский

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее