Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,
сделайте его крепким и здоровым
Ж.-Ж. Руссо
В Конвенции о правах ребенка подчеркивается, что современное образование должно стать здоровьесберегающим.
В законе «Об образовании» сохранение и укрепление здоровья детей выделено в приоритетную задачу.
Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья детей. Во многих документах Министерства образования РФ подчеркивается, что одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников. В начальной школе внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи – сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии -– это система, воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий для сохранения, укрепления и развитии духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья младших школьников.
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
1группа включает в себя:
Современные классные помещения
Окна снабжены регулируемыми солнцезащитными устройствами ( жалюзи)
Мебель соответствует возрастным особенностям детей
Дети с нарушением зрения рассажены в соответствии с рекомендациями окулиста
Частое проветривание кабинетов
Организовано горячее питание ( завтраки и обеды)
Привитие навыков гигиены
Питьевой режим в каждом классе
2группа включает в себя :
«Ступенчатый» режим обучения в 1 классе
Отсутствие бального оценивания знаний в 1 классе
Рационально составленные расписания уроков
Динамические паузы
Утренняя зарядка
Музыкальные перемены
Смена видов и форм работы на уроках
3 группа "Психолого-педагогические технологии" включает в себя:
Выбор стиля общения педагога с учащимися
Психологический комфорт
Учёт возрастных психологических особенностей учеников
Игровые технологии
Групповая работа на уроках и работа в парах.
Двигательная активность
Основная проблема в том, что дети мало двигаются. 3 часа уроков физической культуры не спасают учащихся от низкой двигательной активности на других уроках. Утомление глаз, нагрузка на зрение, вследствие чего возникающая головная боль и головокружение.
Как помочь ребенку сохранить зрение, как увеличить двигательную активность на уроке, внимание, интерес ит.д.?
Приведем примеры здоровьесберегающих технологий.
1. "Покрутились-повертелись"
По периметру класса на стенах, стендах, на цветочных подвесках размещены карточки с рабочим материалом. У детей, при поиске необходимого материала появляется возможность двигательной активности.
2.Сенсорные «круги»
Также карточки можно расположить и на сенсорных «кругах», которые закреплены на потолке на расстоянии 2 – 2,3 метра от пола (таких кругов 4) Сенсорный круг способствует формированию правильной осанки и стимулирует развитие спинных мышц.
3.Специальный офтальмотренажер
Движение глазами по траектории под счет. В зависимости от величины дорожки меняется длительность счета. Например, по самому большому кругу «бегут» глазами под счет 1-2-3-4. Под этот счет одновременно с движением глазами ребенок должен выполнить вдох через нос. Выдох через нос, но бег «глазами» в обратную сторону. Важно, чтобы вдох и выдох совпал со счетом. На других дорожках можно менять инструментарий («бегут» носом, подбородком по желанию детей). Тренажер расположен на потолке. Малый – на стене. С помощью данного тренажера развиваются: зрительно – моторная реакция, стереоскопическое зрение, различительно – цветовая функция, чувство локализации в пространстве.
Наряду с подвижными играми должны присутствовать и успокаивающие игры, которые проводится после напряженной работы.
«Цветные сны»
По указанию учителя дети закрывают глаза, прикрывают их ладонями и опускают голову.
Учитель называет цвета, а дети должны «увидеть» в чем-то заданный цвет (синяя река, синее небо, желтое платье, зеленая трава и т.д.) выборочно опросив детей, называется другой цвет. Учитель, касаясь ребенка рукой, просит ответить. Затем цвет меняется. Продолжительность одного цикла – 10 – 15 сек, продолжительность игры – 1 минута
Изложенные выше технологии показывают, что внедрение в обучение здоровьесберегающией технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в классе и школе в целом, активно приобщает родителей школьников к работе по укреплению их здоровья. Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества.
Все здоровьесберегающие технологии, применяемые в начальной школе, позволяют сделать учебный процесс для ребенка более комфортным, повышает эффективность обучения, а главное – сохраняет здоровье наших детей.
Вывод:
Основным условием эффективности обучения в современной школе является уровень физического и психологического здоровья учащихся.
Здоровье – самый драгоценный дар, который человек получает от природы
«Забота о здоровье ребёнка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил… и не свод требований к режиму, питанию, труду, отдыху. Это прежде всего забота о гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества»
В.А.Сухомлинский