«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Занятие по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» Тема: Основные виды травм и первая помощь при них.

Данный материал можно использовать на занятиях по внеурочке, на классных часах.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Занятие по внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» №14 учитель Гаврилишина С.Н.

Дата: 02.04.2021г.

Класс: 4-Б

Тема: Основные виды травм и первая помощь при них.

Цель: познакомить учащихся с понятиями «травма», «специальные и подручные средства» и правилами оказания первой до врачебной помощи предупредить о возможных опасностях на перемене, уберечься от несчастных случаев. Техника безопасности детского травматизма

Задачи:

- повторить и закрепить знания учащихся о видах бытовых травм;

- научить оказывать первую помощь (самопомощь) при различных видах травм; - познакомить со стандартными средствами первой медицинской помощи;

- напомнить о мерах предосторожности; развивать навыки совместных действий;

- воспитывать бережное отношение к своему здоровью, здоровью окружающих людей.

Предметные:  учить детей предвидеть и распознать опасности, угрожающие их жизни, по возможности избегать их, оказывать первую помощь при различных видах травм; воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Метапредметные:
Познавательные –извлечение необходимой информации из рассказа учителя; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
Регулятивные – овладеют способностью принимать и сохранять учебную задачу урока, планировать свою деятельность, контролировать свои действия, вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия .
Коммуникативные – понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться выполнять практическую работу по предложенному учителем плану; умение сопоставлять схему с рассказом учителя.

Личностные – формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающим; знать основные моральные нормы поведения; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-игра.

Оборудование: презентация (мультимедиа), раздаточный материал «Специальные и подручные средства для оказания первой медицинской помощи», медицинские халаты и шапочки.

Ход урока

1. Организационный момент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

А теперь проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте, все в порядке,

Все ли правильно сидим?

Все ль внимательно глядим?

2. Постановка темы, цели урока.

Послушайте загадки. Отгадывая их, подумайте, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке:

а) Горькими бывают, сладкими бывают.

Ойкают дети и запивают! (таблетки)

б) Я под мышкой посижу и, что делать подскажу;

Или разрешу гулять, или уложу в кровать. (Термометр, градусник)

в) Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (врач, доктор)

г) Что дороже денег? (жизнь)

Так о чём же мы будем говорить сегодня на уроке? (варианты рассуждений учащихся)

- Сегодня мы ещё раз вспомним о том, как сберечь своё здоровье.

- Сегодня утром, когда я шла на работу, на ступеньках нашей школы подскользнулся один мальчик.

- Какие проблемы могли бы возникнуть у него при падении?

Сообщение темы занятия «Основные виды травм и первая помощь при них». (Слайды 1, 2)

Двигательная активность жизненно необходима для человека. Она способствует формированию сильного и выносливого человека, а неподвижность ведёт к снижению работоспособности, заболеваниям. Но необдуманное поведение - беготня, подножки, толчки могут привести к различным видам травм.

Что же такое травма? (Слайды 3, 4)

3. Рассказ учителя. Усвоение новых знаний.

Травмой называют внезапное, острое нарушение здоровья с повреждением тканей и органов. Нанесение вреда здоровью человека в результате стечения обстоятельств или неправильного поведения

Слово «травма» - это медицинский термин греческого происхождения (trauma) и переводится как «рана», повреждение

Где и как чаще всего можно получить травму?

(в квартире, в школе, во дворе, на улице, на реке, озере и т. д.)

Какие бывают травмы? (Слайд 5)

открытые

вызывают кровотечение

закрытые

кожа и слизистые оболочки не нарушены (ушибы, вывихи, растяжения)


Трудно перечислить всё многообразие травм и причины их вызывающие, но «близкого знакомства» с серьёзной травмой можно избежать, будучи осмотрительным и осторожным. Главной причиной травмы является неосторожность. Внимательный человек, привыкший обдумывать свои поступки, редко получает травмы.

Царапины заживают, проходят синяки, шишки, вылечиваются переломы. Но сколько ребят, получивших тяжёлые увечья по своей неосмотрительности, расстались с мыслью заняться любимыми делами.

(Слайд 6) Причины: (примеры приводят учащиеся)

  • Неосторожность

  • Недостаточное внимание

  • Состояние неосознанной тревоги. Ожидание несчастья, волнение делают человека суетливым.

  • Пренебрежение правилами безопасности

Минутка отдыха для глаз + небольшое количество физических упражнений.

Фронтальная беседа. (Слайды 7, 8)

«Я здоровье берегу, сам себе я помогу!»

От несчастного случая никто не застрахован – он может произойти с каждым. Хорошо если есть рядом врач. Но, а если нет? (дорожный знак)

Пока не произошёл несчастный случай, вряд ли кто-то задумывался над тем, как правильно оказать первую помощь, что можно и нужно для этого.

Как вы думаете, что нужно делать, если произошёл несчастный случай?

Травму можно получить и при таких обстоятельствах, когда врача рядом нет.

Какая помощь, по вашему мнению, называется «Первая помощь»?

Какая помощь называется «самопомощью»?

Вывод: Любая травма, какой бы безобидной она не была, должна бать правильно и своевременно обработана. Даже обычная царапина, вовремя не обработанная может вызвать заражение крови.

Каждый человек должен знать основные правила, сделать всё возможное, чтобы облегчить боль, помешать развитию более опасных травм.

4. Формирование умений и навыков: практическая работа. (Слайды 9 – 13)

Прежде всего, надо знать, какие средства можно использовать на месте происшествия, для оказания первой помощи. Таблица составляется учащимися во время обсуждения поставленного вопроса. (Фронтально)

Специальные средства Подручные средства

Физминутка

Движенье – это здоровье.

Движенье – это жизнь.

Не ленись – подтянись.

Руки набок, ноги врозь,

Три наклона вниз,

На четвёртый поднимись,

Раз – направо, два – налево,

Приседанья каждый день

Прогоняют сон и лень!

5. Закрепление изучаемого материала в виде деловой игры. (Слайды 14 - 26)

Первая медицинская помощь и самопомощь при ушибах и носовых кровотечениях.

Давайте потренируемся оказывать первую «медицинскую» помощь друг другу.

Как следует вести себя, если вы или ваш товарищ попали в беду?

МПП при ушибах и вывихах. (Слайд 14)

При спуске по лестнице ученик прыгал через несколько ступенек и упал. Он ушиб голову, грудную клетку и живот.

-Каковы ваши действия?

Вывод: при сильных ушибах головы, грудной клетки, живота могут возникнуть внутренние кровотечения. Поэтому надо обратиться к врачу.

МПП при носовом кровотечении (Слайды 15, 16, 17)

Ученик бегал на перемене, упал и разбил нос, или долго находился в душном помещении, пошла кровь из носа.

Вопросы мини теста: (Слайды 18, 19)

Как правильно оказать помощь другу (подруге) при кровотечении из носа?

  1. Сказать другу, чтобы он стоял, запрокинув голову назад, и не шевелился.

  2. Усадить друга, наклонив его туловище вперёд.

  3. Измерить температуру и дать обезболивающее средство.

  4. Смочить кусочки ваты раствором поваренной соли и ввести их в носовые ходы.

  5. Положить на спинку носа холод.

  6. Плотно прижать крылья носа к перегородке на 5 – 10 минут.

Ответы: 2, 4, 5, 6.

МПП при ссадинах и порезах, или сильном кровотечении. (Слайды 20 – 25)

На уроке физической культуры ребята соревновались в эстафетах, мальчик при падении защитил себя рукой.

Вывод: через раны в организм может попасть инфекция. Поэтому главная задача – предохранить рану от загрязнения.

Практическая работа. Деловая игра «Травмпункт»

Работа группами. Задания по группам:

(оказывают первую помощь пострадавшим)

1 группа: МПП при ссадинах и порезах.(обработка ран)

2 группа: МПП при ушибах и вывихах. ( накладывание повязки)

3 группа: МПП при сильных кровотечениях.(наложение жгута)

6.Травматизм в школе

Ребята, кто-нибудь из вас получал травму?

Травматизм школьников наносит вред здоровью детей, вызывает тяжелые переживания родственников, одноклассников, учителей, родителей.

- Итак, что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм.

Вывод:

-Наша задача - вести себя правильно, избегать опасных ситуаций, которые могут угрожать вам, вашему здоровью.

Дети высказывает свое мнение.

Слайд 26: Заключение.

-Сегодня мы с вами говорили о том , как уберечься от травм, приводили много примеров, просмотрели презентацию. Мне очень хочется надеяться ,что после нашей беседы вы будете внимательнее относиться друг к другу.

Слайд 27:

-Запомни!

Самое дорогое у человека – это жизнь!

Берегите её!


7. Итог урока. (Слайды 26 – 29)

Давайте подведем итог:

Где в нашей школе, городе вам окажут первую медицинскую помощь?

(повторить местонахождение медицинских учреждений нашего города)

Объясните смысловое значение пословиц: (Слайд 27)

«Берегись бед, пока их нет»

«Здоровье не купишь, его разум даёт»

Вывод: здоровье дает природа «бог», а наша задача правильно с ним обращаться.

Что понравилось?

Молодцы, вы все хорошо работали на внеурочке

Рефлексия: на слайдах появлялся маленький мальчик.

Почему он плакал?

От чего радуется и хлопает в ладоши?

(Слайд 28) Вывод: «Малые услуги, оказанные вовремя, являются величайшим благодеяниями для тех, кто их получает». (Демокрит)

-Хотелось бы узнать, понравилось вам наше занятие?

- Что нового узнали на занятии?

-Пригодятся ли в жизни вам эти знания?

-Покажите смайлики, которые соответствуют вашему настроению.






























Слайд 1:

Чтобы не было в школе травм (Резерв)

Слайд 2:

Что же такое травма?

Слово «травма» - это медицинский термин греческого происхождения (trauma) и переводится как «рана», повреждение

Слайд 3:

Ежедневно вы проводите в школе до 6 часов. Это довольно много, и потому наша общая задача научиться избегать опасных ситуаций, которые могу привести к травме.

КАКИЕ ЖЕ ПОВРЕЖДЕНИЯ МОЖНО ПОЛУЧИТЬ В ШКОЛЕ?

Слайд 4:

ссадина

гематома

вывих

перелом

порез

сотрясение

мозга

повреждение

внутренних органов

Слайд 4:

-Цифры говорят, что «школьные» травмы составляют 15-20% всех травм у детей. Это значит, что примерно каждая пятая травма у детей получена в школе.

Почти половина (43,8%) всех травм возникают на перемене.

Сегодня на классном часе мы будем говорить об опасностях на перемене, и можно ли нам уберечься от несчастных случаев.

Слайд 5:

- Что же должен сделать каждый из вас, чтобы не было в школе травм?

Слайд 6:

-Никто не хочет специально нанести вред себе и своему товарищу. Значит, это случайность. А как бороться со случайностью?

- Посмотрите на картинку. Что, по-вашему мнению, делают неправильно дети на этой картинке?

(Неправильно себя ведут, подвергают себя опасности)

Слайд 7:

-Рассматриваем другую ситуацию: после напряженного урока хочется подвигаться, поиграть. В углу коридора двое твоих друзей сошлись в «вольной борьбе». Не раздумывая, ты сверху падаешь на них…

Каков итог?

Чем же это может всё закончиться?

(Могут получить повреждения внутренних органов, переломы)

Слайд 8:

Другая ситуация.

Группа школьников прижимает к стене одного из своих одноклассников. Всем весело. Кто-то уперся ногой в противоположную дверь. Всё увеличивается сила давления на стену, а главное на того, кто внизу. И в итоге?

Слайд 9:

Серьезную опасность во время перемен представляют радиаторные батареи центрального отопления. Если удариться о такую батарею головой, грудью или другой частью тела, можно получить серьезное повреждение.

Слайд 10:

Серьезную опасность во время перемен представляет и мебель в классе. Если удариться об угол парты, можно получить серьёзную травму

Слайд 11:

А теперь посмотрим несколько слайдов, где в стихотворной форме представлены ситуации, когда ученики подвергают себя опасности.

Слайд 12:

На перемену мальчишка спешит –

Кто пред напором таким устоит?!

Он ведь бежит, как олень молодой,

Дети обходят его стороной…

Выбитый зуб и подбитый глаз,

Бегая по школе, ты получишь не раз!

Потому ходи спокойно и веди себя достойно.

Слайд 13:

-Не кричи без толку и не выражайся,
Речь родную сохранить старайся!

Слайд 14:

-Дверь входную, классную осторожно надо закрывать; а иначе, друг мой, можно пальцы там прижать...

- Будет больно - и польются слезы в два ручья. И тебя жалеть сбегутся все твои друзья...

Слайд 15- 16.Ну и отрывки из известного стихотворения Бориса Заходера

«Перемена»

Перемена, перемена!
Заливается звонок. 
Первым Вова непременно 
Вылетает за порог. 

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Сережке)

Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.

С ходу дал кому-то сдачи…
Словом, сделал все, что мог!
Ну а тут – опять звонок…

Слайд 17:

Чтобы не было в школе травм .

-. Посмотрите правила , которые должен выполнять каждый ученик, чтобы избежать травм.

Слайд 19-26:

1.Категорически запрещается обижать младших и девочек

2. Категорически запрещается толкать друг друга,

все передвижения по школе делай шагом и по правой стороне.

3.Категорически запрещается бегать и прыгать в классе и коридоре

4.Запрещается бросаться различными предметами.

5.Категорически запрещается применять физическую силу!

6.Запрещается на лестнице бегать, толкать друг друга!

7.Категорически запрещается дразниться, употреблять непристойные выражения и жесты!


12


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее