«Зимний фестиваль знаний 2025»

Занятие-медиапутешествие «Неизвестные страницы истории родного города»

Внеклассное мероприятие: Занятие-медиапутешествие «Неизвестные страницы истории родного города» для 5 класса

Цель: формирование социально-граждансских компетенций учащихся путём интеграции технологии медиаобразования в систему развивающих занятий.

Задачи: расширить знания учащихся об историко-культурных объектах и биографических данных известных личностей г. Могилёва; развивать познавательную деятельность и исследовательские навыки учащихся через использование выездных экскурсий и медиапутешествий по г. Могилёву;

формировать социально-культурные и социально-гражданские компетенции, воспитывать ценностное отношение учащихся к историческому наследию г. Могилёва.

Методы: проектный, поисковый;

Приёмы: выездная экскурсия (организованная заранее), просмотр фрагментов медиапутешествий по историческим объектам, создание собственного медиапутешествия по результату экскурсионной деятельности, разгадывание криптограмм, работа с путевыми листами, устная презентация полученных фактов, выполнение задания творческого характера по группам (дорисуй по точкам, собери мозаику, узнай по фрагменту) и др.

Олимпиады: Викторина "Путешествуя в сети Интернет, будь осторожен!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Петрова Ольга Павловна,

ГУО «Средняя школа № 34 г. Могилева»


Занятие-медиапутешествие

«Неизвестные страницы истории родного города»


Цель: формирование социально-граждансских компетенций учащихся путём интеграции технологии медиаобразования в систему развивающих занятий.

Задачи:

- расширить знания учащихся об историко-культурных объектах и биографических данных известных личностей г. Могилёва;

- развивать познавательную деятельность и исследовательские навыки учащихся через использование выездных экскурсий и медиапутешествий по г. Могилёву;

- формировать социально-культурные и социально-гражданские компетенции, воспитывать ценностное отношение учащихся к историческому наследию г. Могилёва.

Методы: проектный, поисковый;

Приёмы: заранее организованная выездная экскурсия, создание собственного медиапутешествия по результату экскурсионной деятельности, просмотр фрагментов заимствованных медиапутешествий по историческим объектам г. Могилева, разгадывание криптограмм, работа с путевыми листами, устная презентация полученных фактов.

Оборудование: интерактивная панель (мультиборд), мультимедийная презентация с аудио-, видеозаписью, схемы криптограмм, маршрут медиапутешествия (на доске), путевые листы и конверты с заданиями для групп «Почемучки», «Умняшки», «Любопышки», фотографии исторических объектов города (для физкультминутки);

Разработка и проведение: учитель изобразительного искусства Петрова О.П.

Ход занятия

- Мы продолжаем цикл занятий «Неизвестные страницы истории родного города». Давайте вспомним, какой теме было посвящено наше предыдущее занятие. («Река, на которой стоит Могилев»)

- Куда впадает река Днепр? (в Черное море)

- Назовите протяженность Днепра. (2201 км)

- Какое название носила эта река в эпоху Средневековья? (р. Борисфен. В нашем городе существует даже рыцарский клуб «Борисфен», занимающийся историческими реконструкциями)

- Молодцы, многое вспомнили.

- Мы продолжим путешествовать по страницам родного города. А вот какими будут эти страницы, вам подскажут криптограммы, лежащие на ваших партах. (разгадывание криптограмм по группам)

- Так что же это за страницы? (Называют полученные слова «Историческая», «Театральная, «Художественная»)

- Действительно, наш маршрут сегодня пройдет через историческую, театральную и художественную страницы. (обращение к презентации)

(открывается маршрут на доске)

- На сегодняшнем занятии мы перелистнём несколько новых, доселе неизвестных, страниц истории нашего города. Изучив эти страницы, мы совершим медиаэкскурсию по краеведческому музею г. Могилёва, узнаем точный возраст нашего города и сравним его с официальной цифрой, познакомимся с неизвестными фактами о Могилевском областном драматическом театре, а так же сами создадим медиапутешествие по художественному музею В. К. Бялыницкого-Бирули.

- На протяжении занятия вы будете вносить полученные данные в свои путевые листы, которые лежат перед вами. В конце занятия они помогут подвести итог нашего медиапутешествия. Итак, начинаем.

1 страница «ИСТОРИЧЕСКАЯ» (обращение к презентации)

- Ребята, назовите, каком году был основан город Могилев? (в 1267 году)

- Правильно, это 13 век. Внимание, подсчитайте сколько лет в этом году исполнится Могилёву. (753 года) (обращение к презентации)

- Внесите эти данные в свои путевые листы. (заполнение путевых листов)

- Вы удивитесь, но существует версия, что г. Могилёв намного старше. Давайте узнаем, каков реальный возраст нашего города. Предлагаю вместе с известной белорусской певицей, уроженкой г. Могилёва, Инной Афанасьевой совершить медиаэкскурсию по областному краеведческому музею имени Е. Р. Романова, соотнести факты и выяснить ответ на поставленный вопрос. Внимание, будьте внимательны. В рассказе экскурсовода скрыт ответ о реальном возрасте г. Могилева. (просмотр отрывка из медиапутешествия по залам краеведческого музея)

- Самые внимательные, посовещавшись в своих группах, ответят на вопрос «Каким веком датированы украшения, найденные при раскопках?». (находка относится к 11 веку. Соответственно, городу более 900 лет) (обращение к презентации)

- В свои путевые листы внесите правильный ответ. (заполнение путевых листов)

- Итак, сравнив ответы на первый и второй вопросы, можно сделать вывод, что г. Могилёв реально основан не в 13 веке, а в 11 веке. Значит реальный возраст нашего города не 753 года, а на 200 лет больше. Соответственно, реальный возраст г. Могилева более 900 лет.

- Проверим, насколько вы были внимательными:

1. Какой исторический объект был представлен в медиаэкскурсии? (Могилевский областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова)

2. Каким веком датируются самые древние найденные при раскопках женские украшения? (11 веком)

3. В каком веке, по официальной версии, основан Могилев? (в 13 веке)

- Молодцы. Итак, пришло время перевернуть следующую страницу истории нашего города.

2 страница «ТЕАТРАЛЬНАЯ» (обращение к презентации)

- В центре Могилева на улице Первомайской возвышается красивое строение с башенками — областной драматический театр. История появления могилевского драмтеатра интересная и непростая. Могилевчанам очень хотелось иметь в городе свой театр, который бы соответствовал Европейским стандартам того времени. Поэтому к строительству отнеслись со всей ответственностью. Внимание на экран. (просмотр отрывка медиапутешествия по драмтеатру (об истории строительства театра))

- Так за чей счет был построен театр? (на пожертвования горожан)

- Занесите ответ в ваш путевой лист. (заполнение путевых листов)

- Строительство драмтеатра в г. Могилёве стало знаковым событием не только для города, но и для всего региона, ведь для него впервые в Беларуси построили отдельное здание. Торжественное открытие могилёвского драмтеатра состоялось в 1888 году. В то время наш театр был лучшим в Беларуси по качеству звука и акустике. Даже шепот со сцены был слышен зрителям, сидящим на верхних балконах.

- В чем заключался секрет такой акустики вам предстоит узнать из видеосюжета. Внимание на экран. (просмотр отрывка из медиапутешествия по драмтеатру)

- Так в чём заключался секрет хорошего звука в старом здании театра? (в 1 тонне битого стекла (хрусталя) под сценой)

- Занесите ответ в ваш путевой лист. (заполнение путевых листов)

- Давайте предположим, сохранился ли данный акустический эффект в здании драмтеатра после его реконструкции. (гипотезы учащихся: сохранился, а может и нет, если стекло убрали).

- Как вы считаете, откуда могли взять хрусталь в таком количестве, если в г. Могилёве не было его производства? (гипотезы учащихся: приносили горожане или привозили из других городов и пр.)

- Предлагаю самостоятельно найти ответ на эти вопросы по истории Могилевского драмтеатра в литературных или интернет-источниках. На следующем занятии узнаем подтвердились ли ваши гипотезы. А пока ознакомьтесь с дополнительной информацией (интересными фактами) о Могилевском драмтеатре.

- Командиры групп, получите карточки-задания, обсудите с ребятами полученную информацию. Определите, кто из группы будет докладчиком. (обсуждение по группам)

- Итак, выслушаем представителя группы «Умняшки», «Любопышки», «Почемучки» (выступление докладчиков)

- Ребята, вы удивитесь, но оказывается есть ещё один малоизвестный факт: при реконструкции театра (с 1992 по 2000 год), чтобы восстановить фасад, нужного качества красного кирпича в Беларуси не нашлось. Пришлось везти его из Латвии.

- В свои путевые листы внесите наиболее интересные и запомнившиеся вам факты о драмтеатре. (заполнение путевых листов)

- Проверим, какую неизвестную для себя информацию о театре вы узнали. Озвучьте по одному наиболее интересному, с вашей точки зрения, факту о драмтеатре. (фронтальный опрос 5-6 учащихся)

- Немного устали? Отдохнём и поиграем.

Физкультминутка

(группа выстраивается «паровозиком», движется к фотографиям исторических объектов по заданному маршруту. Остальные контролируют правильность выполнения задания)

Маршрут 1 «ЗООСАД - МЕМОРИАЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС БУЙНИЧИ - ДНЕПРОВСКИЙ МОСТ - КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ». Задание: рука за лоб впереди идущего.

Маршрут 2 «КОСТЁЛ – ПАРК ПОДНИКОЛЬЕ - ГОРОДСКАЯ РАТУША – ДРАМТЕАТР». Задание: правая рука на левое плечо впереди идущего.

Маршрут 3 «ДНЕПРОВСКИЙ МОСТ – ГОРОДСКАЯ РАТУША –– ПЛОЩАДЬ ЗВЁЗД (ЗВЕЗДОЧЕТ) - МУЗЕЙ БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛИ». Задание: левая рука на правое плечо впереди идущего.

(изображение последнего объекта крепится к доске на лист-маршрут:

1) КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ,

2) ДРАМТЕАТР,

3) МУЗЕЙ БЯЛЫНИЦКОГО-БИРУЛИ)

- Пора перевернуть следующую страницу истории нашего города.

3 страница «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ» (обращение к презентации)

- Последняя команда привела нас к объекту заключительной «Художественной» страницы. К зданию, находящемуся на бывшей Садовой, ныне Ленинской (пешеходной) улице. Недавно вы совершили туда экскурсию.

- Что это за здание? (художественный музей В. К. Бялыницкого-Бирули)

- Да. Этот музей первый в Беларуси мемориальный музей, посвященный жизни и творчеству художника, был открыт в нашем городе в 1982 году. (просмотр отрывка из медиапутешествия по музею В. К. Бялыницкого-Бирули)

- Чтобы ответить на вопрос «Какие факты из творческой биографии В. К. Бялыницкого-Бирули вам запомнились из экскурсии по музею?» выслушаем Дарью и Даниила, которые выступят в роли ведущих. Видеооператором будущего медиапутешетвия будет Павел. (Информация: Бялыницкий–Бируля – всемирно известный художник. Белорус по происхождению, хотя большую часть своей жизни прожил за пределами Беларуси. Музей В. К. Бялыницкого-Бирули был открыт в 1982 году. Среди экспонатов музея: портрет матери художника, два портрета самого художника, выполненные его друзьями и пейзажи родной белорусской природы (более 50 полотен). Ещё будучи учеником, Бялыницкий–Бируля знакомится с известным коллекционером П. Третьяковым, который купил одну из его картин для своей галереи, что редко случалось с работами молодых художников. Известный русский пейзажист И. Левитан тоже высоко оценил способности юного художника Бялыницкого–Бирули. Он сумел стать таким же отличным мастером, как и его учитель: не зря многие называли Бялыницкого–Бирулю белорусским Левитаном) (просмотр фото-презентации экскурсии класса по музею, репортаж ведущих, видеосъёмка сюжета)

- Спасибо, нашим докладчикам и видеооператору. Юным корреспондентам Паше и Диме задание – подготовить очередную статью и видеоотчет о посещении музея Бялыницкого-Бирули для школьного сайта.

- Знаете ли вы, ребята, В. К. Бялыницкий-Бируля является одним из создателей жанра мемориального пейзажа. В своих работах он изображал памятные места, связанные с жизнью известных деятелей истории и культуры: Л. Н. Толстого, П. И. Чайковского, А. С. Пушкина и других известных личностей. Например, пушкинская тема представлена в музее картинами «Михайловское. Домик няни А. С. Пушкина Арины Родионовны», «Святогорский монастырь. Могила А. С. Пушкина», «Тригорское. Берёза у реки Сороть», «Осенние дни. Тригорское. Река Сороть». (просмотр фото-презентации картин В. К. Бялыницкого-Бирули)

- Ребята, заполните до конца свои путевые листы, ответив на вопросы о творческой биографии В. К. Бялыницкого-Бирули. (заполнение путевых листов)

- Ребята, есть ли среди вас те, кто не справился с звопросами? (нет)

- Тогда обменяйтесь путевыми листами с товарищами по группе. Сверьте ответы на листах с ответами на экране, если будет необходимо, помогите вписать правильные данные. (взаимопроверка с правильным вариантом в презентации)

- Насколько внимательными вы были во время нашего занятия, я сейчас проверю. Переверните путевые листы. (фронтальный опрос учащихся по вопросам из путевых листов)

1. Какой официальный возраст г. Могилева? (753 года)

2. Какой реальный возраст г. Могилева? (более 900 лет)

3. За чей счёт был построен драмтеатр? (за пожертвования могилевчан)

4. Назовите дату основания Могилёвского драмтеатра. (1888 год)

5. В чём секрет отличной акустики в здании театра? (в 1 тонне битого хрусталя под сценой)

6. Назовите дату открытия художественного музея В.К. Бялыницкого-Бирули. (1982 год)

- Чему было посвящено наше занятие? (изучению неизвестных страниц истории родного города)

- Какие вы все молодцы! К сожалению, занятие подошло к концу. Могли ли вы предположить, что столько интересного и неизвестного скрывается в известных исторических местах г. Могилёва?

- Ребята, вы все получаете задания:

1. Знаниями, полученными сегодня, поделитесь с родителями. Для них эта информация так же станет открытием новых страниц истории родного города;

2. До конца этой недели примите решение, какому историческому объекту г. Могилева вам хочется посвятить наше следующее медиапутешествие;

3. Наши корреспонденты Паша и Дима подготовят статью для школьного сайта, на этот раз, о посещении музея В. К. Бялыницкого-Бирули;

4. Остальные, для поиска подтверждения либо опровержения выдвинутых вами гипотез об истории Могилевского драмтеатра, обратятся к литературным и интернет-источникам. На следующем занятии представят полученную информацию.

- Благодарю вас за взаимоувлекательное путешествие по страницам истории родного города, которое не состоялось бы без вашего фото-видео отчёта о посещении музея В. К. Бялыницкого-Бирули. Особо хочу выделить работу докладчиков – будущих корреспондентов. В дальнейшем, при подготовке очередных медиапутешествий, я буду полагаться на вашу помощь. Спасибо всем за активное участие. Занятие окончено.



КРИПТОГРАММЫ


ПУТЕВОЙ ЛИСТ



Страницы



Объект


Вопрос



Ответ

И

с

т

о

р

и

ч

е

с

к

а

я

Областной краеведческий музей имени Е.Р. Романова

Какой официальный возраст г. Могилева?


Каким веком датированы древние украшения, найденные при раскопках?


Высчитайте, какой реальный возраст г. Могилева?



Т

е

а

т

р

а

л

ь

н

а

я

Могилевский областной драматический театр

За чей счёт был построен драмтеатр?


Дата открытия могилёвского драмтеатра


В чём секрет отличной акустики в здании театра?


Какой самый интересный факт из истории театра вам запомнился?


Х

у

д

о

ж

е

с

т

в

е

н

н

а

я

Музей В. К. Бялыницкого-Бирули

Каким образом дата 1982 год связана с музеем В. К. Бялыницкого-Бирули?


Какого художника называют «белорусским Левитаном»?



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее