«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

За землю русскую

Конспект урока по окружающему миру "За землю русскую!"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



Окружающий мир

3 класс

Тема: За землю русскую!

Автор: Храмова Вера Алексеевна

учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1» города Муром Владимирской области


УМК «Школа 2100»

Учебник «Мое Отечество» авторов А. А. Вахрушева, Д. Д. Данилова, Е. В. Сизова, С. В. Тырина

Планируемые результаты

формирования универсальных учебных действий

1. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к социальным ценностям:

 – идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране ,государству;

проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;

2. Личностные универсальные учебные действия, отражающие отношение к учебной деятельности:

воспринимать речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;

применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;

3. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности

удерживать цель деятельности до получения ее результата;

планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий);

оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений

корректировать деятельность.

4. Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование контрольно-оценочной деятельности:

осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

оценивать (сравнивать с эталоном) результаты деятельности (чужой, своей);

анализировать собственную работу: соотносить план и совершенные операции, выделять этапы и оценивать меру освоения каждого, находить ошибки, устанавливать их причины;

оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).

5. Познавательные универсальные учебные действия, отражающие методы познания окружающего мира:

воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

проверять информацию, находить дополнительную информацию, используя справочную литературу;

применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

6. Познавательные универсальные учебные действия, формирующие умственные операции

приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;

устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, их положение в пространстве и времени;

выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения

7. Коммуникативные универсальные учебные действия, отражающие умения работать с текстом

- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,

- находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;


Цель урока:

довести до сознания учащихся мысль о том, что Древнерусскому государству и его преемникам часто приходилось защищаться от врагов, поэтому дело борьбы за свободу и независимость своей Родины всегда было самым почётным в России;

Задачи урока:

1. познакомить с эпизодами защиты родины от иноземных захватчиков - с историей Ледового побоища, расширить знания учащихся о личности Александра Невского и его роли в истории России;

2. развивать исследовательские умения, внимание,

3. воспитывать чувство гордости за свой народ, интерес к родной истории.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, раздаточный материал (таблицы), материалы для творческой работы в группах, персональный компьютер для работы в группе



Ход урока

I этап «Вызов»

Актуализация знаний и постановка проблемной ситуации

  1. (слайд: на фоне музыки)

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом –

Слава им, борцам суровым!

СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!

СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!

(Наталья Кончаловская)

- Русская старина. (слайд) Память о событиях прошлого народ хранит в своих легендах и сказаниях. С течением времени реальные исторические события обрастают легендами, но если постараться, то можно узнать, что скрывается за тем или иным сюжетом. И сейчас, вы ребята, станете исследователями загадки народного творчества. Предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Никита Кожемяка» (где Никита делил землю со змеем) http://mults.spb.ru/mults/?id=2628 и ответить на вопросы:

– Кого древнерусский народ подразумевал под змеем? (врагов земли русской)

- Что разделяли змеиные валы? (валы – это укрепления, разделяющие земли двух народов)

- Чем на самом деле являлись змеиные валы? (стенами городов)

- Почему Древнерусские города были окружены стенами? (защита от нападения) (слайд)

2 . Рассмотрите карту Древнерусского государства.

-Кто совершал набеги на Русь с юга? (степняки – кочевники)

- Какая опасность пришла с северно-западной стороны? (европейские рыцари)

(прием прогнозирования)

По ключевым словам (слайд) определите тему урока: северо-запад, опасность, европейские рыцари.

Попробуйте спрогнозировать сюжетную линию по этим опорным, ключевым словам.

Сегодня на уроке мы познакомимся с событиями, которые произошли на северо-западных границах Руси - вторжением на русскую землю немецких и шведских рыцарей. Как разворачивались события, как Русь противостояла врагу, и почему удалось одержать победу в этой нелегкой борьбе? - вот те вопросы, которые стоят перед нами на сегодняшнем уроке. (слайд)

  1. Прием «ЗХУ»

3аполните таблицу (слайд) «Знаю. Хочу узнать» (первый и второй столбики)

знаю

Хочу узнать

узнал





II этап «Стадия осмысления».

Организация активного восприятия

  1. Представьте картины.

(Учитель читает отрывок из стихотворения К.Симонова. Ледовое побоище) (слайд)

В субботу пятого апреля

Сырой рассветною порой

Передовые рассмотрели

Идущих немцев тёмный строй.

На шапках – перья птиц весёлых,

На шлемах – конские хвосты,

Над ними на древках тяжёлых

Качались чёрные кресты…

- О каких крестах говорится в отрывке?

  1. Чтение текста с остановками. (текст у каждого ученика)

(на основе статьи учебника стр. 39- 41)

В начале XIII века с северо – запада пришла новая опасность. Отсюда русским землям угрожали европейские рыцари. (Остановка1: Кто знает, кто такие европейские рыцари?) Так в Европе называли знатных воинов, которые в тяжелых железных доспехах сражались в конном строю. Стальные лавины этих всадников надвигались на Русь не для грабежа, (остановка 2: с какой целью?) а для завоевания земель!

Решающее сражение с рыцарями произошло недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, в 1242 год ( 5 апреля). Молодой новгородский князь Александр Ярославович, прозванный в народе Невским, призвал всех жителей защитить родную землю.

Зная, что закованные в железо рыцари тяжелее русских воинов, Невский приказал своим полкам принять бой на тонком весеннем льду. . Эта битва получила название Ледового побоища.(Остановка3: Просмотр видеоролика http://www.ist-iv.ru/karta.html)

Значение победы над немецкими и шведскими рыцарями было огромно. (Остановка46 В чем заключалось значение победы?) Русские воины спасли русских людей от порабощения, они остановили рыцарей. Вскоре после сражения отправили крестоносцы своих послов в Новгород просить мира. Согласился князь Александр на мир, но рыцарей предупредил: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет!»

Заполнение таблицы. Работа в группах. (слайд)

Кто напал


Цель нападения


Дата основного сражения


Место военного действия


Одежда и вооружение рыцарей- крестоносцев


Одежда и вооружение русской дружины


Итог нападения


Проверка. (слайд)

Кто напал

Европейские рыцари

Цель нападения

Завоевание земель

Дата основного сражения

1242 год 5 апреля

Место военного действия

Новгород Чудское озеро

Одежда и вооружение рыцарей- крестоносцев

железные доспехи

шлем с рогами

белые плащи с крестами мечи, копье, щиты, латы

Одежда и вооружение русской дружины

кольчуга шлем мечи, копье, луки, щиты, боевые топоры

Итог нападения

Победа русских воинов

Сделайте вывод.

3 этап «Стадия рефлексия» Обобщение и систематизация приобретенного опыта.

Пришло время подвести итог урока

1.Прием «ЗХУ»

Запишите в третью колонку, что еще нового вы узнали на уроке. (слайд)

знаю

Хочу узнать

узнал





2Попробуйте высказать свои мысли по теме нашего урока, написав синквейн.(слайд)


Русь

независимая, свободная

защищать, охранять, любить

Родина дороже всего на свете

Победа


Чудское

Весенний, тонкий

сражаться, побеждать, брать в плен

Александр Невский – умелый полководец.

Побоище

  1. Творческая работа по группам. (слайд: картина боя)

1 группа – вставить в текст пропущенные слова (приложение 1)

2 группа – ответить на вопросы викторины (работа на персональном компьютере) (приложение 2, презентация)

Викторина

1. В каком году произошло Ледовое сражение?

В 1240г.

В 1242г.

В1248г

2. Где произошло Ледовое побоище?

На Чудском озере

На реке Неве

На реке Калке

3. Кто был противниками русских дружин в Ледовом побоище?

Монгольские воины

Немецкие рыцари

Польские войска

4.Как построили свои войска немецкие рыцари?

Клином

По прямой

Кругом

5.Чем закончилась эта битва?

Победой русских воинов

Победой европейских рыцарей

6. Почему русские победили?

Они защищали Отечество и веру православную

Они были сильнее противника

Их было очень много

7. Кому принадлежат слова: «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет»?

Ярославу Мудрому

Александру Невскому

Юрию Долгорукому


3 группа – подобрать пословицы к уроку (работа с литературой)

4 группа – создание аппликации – «Сражение на Чудском озере» (из заранее приготовленных заготовок)

Домашнее задание (слайд) (по выбору)

1. Чтение текста, с. 38 – 40. Ответить на вопросы после текста.

2. Нарисуйте древнерусского воина. Придумайте про него рассказ о том, как он защищал родную землю от врагов.

3. Подготовьте сообщение об Александре Невском и оформите его.


Использованная литература:

Конспект урока

  1. Методическое пособие по окружающему миру «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010

  2. Д.Д. Данилов и др. Учебник «Моё Отечество» БАЛЛАС, 2010

  3. Рабочая тетрадь к учебнику «Моё Отечество» Д.Д. Данилова и др. БАЛЛАС, 2010

  4. Наталья Кончаловская «Наша древняя столица», Москва , «Детская литература», 1972

  5. К. Симонов поэма «Ледовое побоище» http://er3ed.qrz.ru/simonov-ledowoe.htm

Презентация

1.Иллюстрации природы

http://my.mail.ru/community/politik-monarhiy/tag/%d5%f3%e4%ee%e6%ed%e8%ea%e8

2. Иллюстрация Кутузов М.

http://n-europe.eu/article/2008/12/08/kutuzov_%E2%80%93_velikii_mif_russkoi_istorii

3.Иллюстрация Суворов А.

http://www.yugopolis.ru/news/social/2011/05/16/17446/mitingi-aleksandr-semencev

4.Иллюстрация Невский А.

http://blog.sport-express.ru/users/vadimkap/post119958274/

5.Музыка край родной

http://minus-hit.ru/index.php?module=catalog&op=cat&catid=37&sort=cost&brandid=0&pg=2

6.Иллюстрация Три богатыря

http://900igr.net/kartinki/iskusstvo/Rassmatrivaem-kartiny.files/019-Bogatyri-Vasnetsov.html

7.Иллюстрация ученик

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=2&text=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BA&img_url=www.edu.cap.ru%2Fhome%2F5328%2Fkartinki%2Frebenok.jpg&pos=44&rpt=simage

8.иллюстрация Ледовое побоище http://damochka.ru/dnevnik/read.phtml?uid=2472499&mid=0&dnevnik=&ct=1311950476&vt=0&p=7&&rp=0&act=read&cp=

9.Иллюстрация картина боя Ледовое побоище

http://www.centuria-mossky.ru/matsait/58ziv.files/p0000007.jpg.htm

10Сканированный материал из учебника «Мое Отечество» Д.Д. Данилов и др. БАЛЛАС 2010

Презентация «Викторина» Приложение 2

1.Иллюстрация Ледовое побоище слайд 1

http://www.conflicts.rem33.com/images/Russia/Froyanov_1b.htm

2.Иллюстрация Ледовое побоище слайд 2

http://victor-matorin.ru/1/detail/29

3. Иллюстрация Чудское озеро слайд 3

http://www.rgo.ru/2011/04/istoriya-na-karte/иллюстрация

4. Немецкие рыцари слайд 4

http://news.students.ru/2008/04/18/18_aprelja.html

5. Иллюстрация построение войск слайд 5

http://panzer.at.ua/publ/nemnogo_istorii_po_sluchaju_ledovoe_poboishhe/27-1-0-605

6. Иллюстрация Ледовое побоище слайд 6

http://www.rastut-goda.ru/calendar-of-holidays-and-dates/april/1312-april-18-day-of-russias-military-glory-battle-on-the-ice-1242.html

7. Иллюстрация Александр Невский слайд 7

http://ufonew.ru/aleksandr-nevskij-russkij-batyj/

8. Иллюстрация русский воин слайд 8 http://ross.arts.in.ua/gallery/w/26729/





Приложение 1.


С начала XIII века с северо-запада русским землям угрожали _______________________________________________________________.

В 1242 году недалеко от Новгорода, на льду Чудского озера, произошло решающее сражение с рыцарями, которое получило в истории название

«________________________________________________________________»

В битве с рыцарями на льду Чудского озера русскими войсками командовал князь ___________________________________________________________.

Европейские рыцари построились _________________. Впереди находились

_________________________________, а за ними _______________________. Киевский князь Александр Невский самые сильные свои отряды поставил в _____________________________________. Началась жестокая битва. Вскоре немецкие рыцари не выдержали и побежали. Непрочный апрельский лёд треснул, и многие рыцари стали ______________________________________.







9



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее