Взаимодействие педагога-психолога с участниками образовательного процесса
в развитии исследовательского поведения дошкольников.
В современном мире окружающие нас условия, люди, предметы постоянно меняются, поэтому взрослым, а тем более детям приходится приспосабливаться к новым реалиям, прибегая к поисковой активности и исследовательскому поведению. Единого определения исследовательского поведения нет, но в целом его рассматривают, как поведение, направленное на поиск и приобретение новой информации; как одну из фундаментальных форм взаимодействия живых существ с реальным миром, направленную на его познание; как сущностную характеристику деятельности человека [1].
Исследовательскую деятельность следует рассматривать, как вид интеллектуально-творческой деятельности, который рождается в результате работы механизмов поисковой активности и строится на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность включает в себя мотивирующие факторы (поисковую активность) исследовательского поведения и механизм его осуществления.
Для развития исследовательского поведения в детских садах необходимо тесное взаимодействие педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса и родителями.
На подготовительном этапе педагог-психолог проводит консультацию, на тему влияния исследовательской деятельности на развитие исследовательского поведения у дошкольников, а также об особенностях речевого и познавательного развития детей.
Педагог-психолог знакомит педагогов с правилами сопровождения исследования дошкольников, ведь очень важно заинтересовать детей и научить самостоятельно действовать.
Правила сопровождения детского исследования [3]:
1. Всегда подходите к проведению работы творчески.
2. Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
3. Не сдерживайте инициативы детей.
4. Не делайте за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно.
5. Не спешите с вынесением оценочных суждений.
6. Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
а) прослеживать связи между различными предметами, событиями и явлениями;
б) формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
в) анализировать, синтезировать и классифицировать информацию.
Для закрепления теоретического материала следует провести мастер-класс или показать элементы открытого занятия, где будут разобраны ключевые моменты и указаны типичные ошибки, которые не стоит допускать при проведении исследовательской деятельности у детей.
Педагогу-психологу необходимо изучить исследовательские способности ребенка в ходе наблюдения за поведением детей в ситуациях, которые требуют для решения развитого исследовательского поведения.
Примерные критерии, по которым проводится наблюдение [2]:
умение видеть проблемы;
ставить вопросы;
выдвигать гипотезы;
давать определение понятиям;
классифицировать;
наблюдать;
умения и навыки проведения экспериментов;
умение делать умозаключения и выводы;
структурировать материал;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
В нашем детском саду идет плотное взаимодействие педагога-психолога с педагогом дополнительного образования и воспитателями по «опытно-экспериментальной деятельности» дошкольников.
Изученный теоретический материал подкрепляется наглядно в студии «Умный дом». Данные занятия плодотворно влияют на развитие, как нормотипичных, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. У детей развиваются психические процессы, речь, а также исследовательское поведение. Само исследовательское поведение, осуществляется преимущественно усилиями правого полушария, но получаемая в итоге информация активизирует работу и левого полушария головного мозга, а соответственно происходит и межполушарное развитие мозга.
Детям тяжело представить, например, последовательность роста растений и разложить картинки в нужном порядке. Тогда на помощь приходит студия «Умный дом», где ребенок может пронаблюдать наглядно за ростом от семечка или луковицы, до готового растения. Ведется дневник наблюдений, где отмечается на каком уровне сейчас росток, позже мы на занятиях закрепляем изученный материал и пробуем повторить задание, которое до проведения исследовательской деятельности давалось сложнее. На занятиях, при работе с песком, снегом, мелкими предметами происходит и развитие мелкой моторики рук, которое благоприятно влияет на развитие речи. Так же дети учатся наглядно сравнивать и делать выводы. Например, дети наблюдали, где (в помещении или на улице) быстрее растает снеговик.
У нас присутствуют и технические средства, которые разнообразят исследовательскую деятельность детей. При помощи цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» у ребенка есть возможность самостоятельно прикоснуться к науке: замерить температуру теплой и холодной воды, изучить свойства веществ и их агрегатные состояния, понаблюдать за электричеством, силой и т.д.
Позже, на своих занятиях, педагог-психолог может повторять с детьми изученные темы, проводить повторную рефлексию, оценивать эффективность занятий.
Для более плодотворной работы по развитию исследовательских способностей у дошкольников ведется взаимодействие педагога-психолога и с родителями воспитанников.
Педагог-психолог участвует в родительских собраниях, проводит мастер-классы для родителей, оформляет стойки с информацией с краткой информацией о исследовательском поведении дошкольников и важности развития исследовательских способностей.
Работая по этому направлению, мы видим, что данные занятия благоприятно влияют на развитие детей. Они проявляют больший интерес. Учатся рассуждать и отвечать на вопросы, развивают наблюдательность.
После занятия обязательно общаемся с детьми. Делимся впечатлениями, что больше всего понравилось, тем самым закрепляя материал.
Эти занятия расширяют кругозор ребенка, открывают простор для развития критического мышления и речи. Создаются условия для активного, самостоятельного исследования самых разных тем и проблем. Важно также учитывать, что работать в этом ключе дети могут не только индивидуально. Очень полезна и в плане творческого, и в плане психосоциального развития работа в парах или в тройках. Организация такой работы связана с дополнительными трудностями, но и открывает дополнительные воспитательные возможности.
Говоря о методах и методиках оценки уровня развития исследовательских способностей, нельзя не обратить внимания на предостережение, высказываемое разными специалистами в отношении валидности методов диагностики подобных психических явлений. Как известно, исследовательское поведение, как и креативность в целом, актуализируется в ситуациях высокой степени неопределенности и новизны. Соответственно этому при диагностическом обследовании методы и методики диагностики должны давать испытуемому такую возможность, но это неизбежно приводит к неопределенности самих условий, в которых производится оценка. Неопределенность условий приводит и к неопределенности набора оцениваемых компонентов, которые тот или иной испытуемый должен актуализировать. Получается, что, давая испытуемому необходимую в данных условиях возможность выбора, мы сами лишаемся ясности и однозначности, обязательно требующихся при любых оценках.
Важно отслеживать результативность данных занятий, и по требованию консультировать педагогов по всем интересующим вопросам.
Список использованных источников
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. СПб: ОЛМА-ПРЕСС, 2003.
2. Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2002.
3. Савенков А.И. Детское исследование как метод обучения старших дошкольников // Дошкольное образование. 2007. № 17.
№17/2007 https://dob.1sept.ru/article.php?id=200701717