Выступление на ШМО учителей русского языка и литературы

Биография Твардовского, как редактора журнала "Новый Мир"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки





















Выступление на ШМО



А.Т. Твардовский как критик и редактор журнала «Новый мир»









Лукьянская Ирина Николаевна

Учитель русского языка и литературы





СОДЕРЖАНИЕ







ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………… 3

  1. Александр Трифонович Твардовский как редактор журнала «Новый мир» ………………………………………………………… 5

  2. Твардовский как литературный критик ………………………… 7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..10

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………11



ВВЕДЕНИЕ

Александр Трифонович Твардовский (1910-1971) – выдающийся советский поэт, чье имя было прославлено самым известным произведением «Василий Теркин». В то же время о нем можно говорить как о многогранной творческой личности. Признанный при жизни, лауреат Сталинской премии (1941), автор многочисленных поэм, среди которых и «Страна Муравия», и «Дом у дороги», и «По праву памяти» - и первый публикатор, в качестве главного редактора «Нового мира».

Занимая эту должность, Твардовский много работает, можно сказать даже истово. Он многим помогает, как молодым и начинающим писателям, так и уже известным. Будучи главным реактором, он всегда оставается справедливым и объективным. Современник Твардовского известный русский писатель Федор Абрамов говорил, что Твардовский – редактор даже заслонил Твардовского – поэта. Почти все значительные литературные силы в 50-60-х годах XX века объединились вокруг Твардовского, так как это была личность, в которой нуждалась эпоха.

В последние десятилетия открылась еще одна сторона творческой личности этого великого литератора – его литературно-критическое творчество, благодаря этому мы сегодня можем говорить о Твардовском не только как о поэте, как о редакторе, но и как об очень своеобразном литературном критике.

Трудно оценить в полной мере все созданное Твардовским-поэтом, прозаиком, литературным критиком, публицистом, редактором.

Цель данной работы: знакомство с Александром Трифоновичем Твардовским как критиком и редактором журнала «Новый мир».

Данная цель определила постановку следующих задач:

  • изучить научную, мемуарную литературу по данному вопросу;

  • определить роль и особенности деятельности Твардовского как редактора журнала «Новый мир»;

  • познакомиться с деятельностью Твардовского как критика.

Понимая важность и нужность этой стороны своей деятельности, при этом оставаясь верен своим нравственным идеалам, в своем стихотворении «Моим критикам» Твардовский очень точно определил свое место в литературной жизни той страны, в которой он жил и писал:

Всё учить вы меня норовите,

Преподать немудреный совет,

Чтобы пел я, не слыша, не видя,

Только зная: что можно, что нет.

Но нельзя не иметь мне в расчете,

Что потом, по прошествии лет,

Вы же лекцию мне и прочтете:

Где ж ты был, что ж ты видел, поэт?..1

  1. Александр Трифонович Твардовский как редактор журнала «Новый мир»

Одной из значимых страниц в жизни и творчестве известного отечественного поэта XX века Александра Трифоновича Твардовского была деятельность в должности редактора литературно-художественного журнала «Новый мир».

Первый раз Твардовский занял эту должность в 1950 году, сменив на посту идеологически «проштрафившегося» Константина Симонова. К этому времени литературная слава Твардовского была велика, он был уже весьма известным поэтом: за свои заслуги в области литературы был отмечен тремя государственными премиями (за поэмы «Страна Муравия», «Василий Теркин» и «Дом у дороги»). Кроме этого у него имелся и богатый журналистский опыт, потому что с 1939 по 1940 годы он был военным корреспондентом газеты «На страже Родины» на советско-финляндской войне, во время Великой Отечественной войны работал сотрудником газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия».

Однако, приступив к исполнению своих обязанностей, Твардовский также не смог избежать так называемых «идеологических» ошибок. Будучи вдохновленным тем общественно-политическим подъемом, наметившимся в стране после смерти Сталина, Твардовский публиковал на страницах журнала настолько смелые публикации, о которых нельзя было помыслить еще и пару лет назад. В их числе были статьи В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лившица. За публикацию этого материала в 1954 году Твардовский постановлением ЦК КПСС был снят с должности редактора. Возвращение вновь на прежнюю должность произошло лишь в 1958 году2.

Второй период редакторства Александра Трифоновича был, пожалуй, самым значимым и одновременно самым напряженным периодом для журнала «Новый мир», который, поднявшись на волне ХХ съезда, стал самым последовательным проводником его идей, даже, несмотря на резкое свертывание демократизации общества в первой половине 1960-х годов.

В то же время именно в это время на страницах одного из самых популярных в стране журналов увидели свет и одновременно получили большой общественный резонанс «немыслимые» до того времени произведения. Одними из первых были напечатаны повести А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Матренин двор», военные повести известного белорусского писателя Василя Быкова, давшие читателю возможность совершенно по-новому взглянуть на лик войны, это были и «Районные будни» В. Овечкина, путевые очерки Виктора Некрасова. Благодаря публикации ранее запрещенных произведений Твардовский как редактор смог открыть своему читателю совершенно новые темы: тему репрессий, тему трагедии сталинских лагерей.

Твардовский как редактор оставил после себя очень большое наследство: это и хранящиеся в архивах рукописи с его собственной правкой, это и огромная переписка со своими корреспондентами, и его статьи и выступления, посвященные творчеству великих русских писателей XIX – начала XX века.

Александра Трифоновича по праву можно отнести к тем крупным редакторам, которые могли сплотить вокруг себя коллектив единомышленников, действовавших на четкой и твердой общественной позиции. Они, как и их главный редактор, требовали от художественных текстов новизны, актуальности, и при этом особого внимания к форме - глубине содержания. «Если нечего сказать, - считал Твардовский, - вообще незачем браться за перо»3.

Особое внимание в своей деятельности редактора Твардовский уделял проблеме авторской индивидуальности. Этим и можно было объяснить его необыкновенно пристальное внимание к личности каждого автора. При знакомстве с произведениями, предлагаемыми для публикации на страницах журнала, он часто был корректно холоден и даже порой безжалостен, если понимал, что речь идет о тщетности и бесплодности литературных упражнений лишенных дарования корреспондентов «Нового мира».

В то же время Твардовский был и предельно внимательным, даже несколько заботливым, если встречался с тем писателем, который обладал «божьей искрой». Твардовский-редактор не принимал чрезмерную авторскую уступчивость. В этом случае он был категоричен. «Вы пишете, - обращается он к одному из своих молодых корреспондентов, - что «готов сделать любые исправления» ради опубликования вещи в «Новом мире». Никогда не говорите и не делайте так. Нужно делать только те исправления, какие Вам - автору - представляются необходимыми, а не кому-либо иному»4.

Чрезвычайно корректным и несколько осторожным было его отношение к вопросу о вмешательстве редактора в авторский текст.

Твардовского-редактора отличали тонкий вкус и обостренное чувство правды. Твардовский не просто сделал журнал свободным, он показал новый уровень художественной правды.

На посту главного редактора журнала «Новый мир» А.Т. Твардовский, по определению критика И. Ростовцевой, «выводил литературу и творческих людей из тупиков, в которые их загнали История, Время, Обстоятельства»5.

  1. Твардовский как литературный критик

Литературно-критическая деятельность А.Т. Твардовского – это также важная часть его творческой биографии. Твардовский много выступал как литературный критик, а порою как литературовед. Он обладал не только художническим, но и литературно-критическим дарованием; так же, как стремился к полному самоанализу, стремился и к анализу литературы. Это сторона его писательского таланта, его общественно-литературные и эстетические позиции нашли глубокое и многогранное воплощение в произведениях разных жанров:

  • в литературоведческих и критических статьях,

  • в выступлениях и речах по поводу литературных дат и событий,

  • в литературных портретах, посвященных гениям русской литературы XIX века,

  • в некрологах писателям-современникам,

  • во внутренних и печатных рецензиях в период редакторской деятельности в «Новом мире», а также в многочисленных предисловиях,

  • в критических набросках по поводу новых художественных произведений,

  • в письмах и дневниковых записях на литературные темы.

Многочисленные литературно-критические статьи и выступления Твардовского о литературе, и, прежде всего его «Рабочие тетради» дают возможность представить, характер и направление эволюции Твардовского-критика.

Стоит также отметить, что все суждения Твардовского-критика тесным образом связаны с современностью, с тем временем, в котором живет и о котором пишет Твардовский-поэт. Во всём, что было написано Твардовским о литературе, обязательно прослеживаются его индивидуальные черты как критика: это и глубокая эмоциональность, и душевная авторская заинтересованность в том, о чем он пишет, что подвергается его критике. Для Твардовского-критика характерна одна важная особенность - присутствие почти во всех его критических работах мемуарного элемента, что помогает и углубляет постижение того объекта, который привлек внимание критика6.

Самой значимой работой в этом направлении у Твардовского стали его «Рабочие тетради», публикация которых была начата в 1989 году. «Рабочие тетради» - это творческий дневник, который Александр Трифонович вёл в течение почти всей своей жизни. Здесь он всегда записывал свои самые сокровенные мысли, не нашедшие отражение ни в его критических статьях, ни в письмах. По своей значимости, по месту в литературной критике «Рабочие тетради» вполне сопоставимы с такими общепризнанными образцами этого жанра, как, например, дневники Никитенко, Кюхельбекера, А. Тургенева, записные книжки Вяземского. Определяя значимость этих записей для себя, Твардовский однажды сделал следующую запись: «…ведь это не только след всего написанного мною, это моя жизнь как ни отрывочны и ни случайны эти записи, без них я сам для себя наполовину мёртв, но это материалы, некий черновик «Главной книги»7. Именно здесь Твардовский давал самые точные оценки произведениям своих современников, в том числе А.И. Солженицыну и В. Гроссману. Именно эти суждения дали возможность наиболее полно и точно представить творчество этих писателей.

Вдумчивым критиком, верным традициям классической литературы, проявил себя Твардовский и в книге «Статьи и заметки о литературе» (1961), «Поэзия Михаила Исаковского» (1969), в статьях о творчестве С. Я. Маршака, И. А. Бунина, в речи о Пушкине, в выступлениях на XXI и XXII съездах партии, на III съезде советских писателей.

Все, что было написано А.Т. Твардовским в собственно литературно-критическом жанре: многочисленные статьи, рецензии, заметки, письма - составляет значительную часть его творческого наследия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десять - пятнадцать лет своей жизни Твардовский был для множества своих собратьев по перу своеобразным духовным отцом. Это было достигнуто благодаря его исключительному таланту, а главным образом, благодаря известному всем чувству высокой личной ответственности за судьбы русской литературы. «Он был нашей поэтической совестью»,8 - так достаточно точно и предельно ясно определит нравственное значение А.Т. Твардовского как поэта, как редактора журнала «Новый мир» и как литературного критика Кайсын Кулиев.

К сожалению, до сих пор еще не все грани таланта Твардовского одинаково изучены. Например, Твардовский-прозаик пока еще далеко не оценен по заслугам - главным образом потому, что заслонен Твардовским-поэтом. Твардовский-критик еще ждет своего исследователя. Да и Твардовский – редактор - об этом также еще не вс сказано. Но любому, кто попытается открыть для себя многогранные стороны этой выдающейся личности, даже при беглом знакомстве с его творчеством, с его заметками и статьями о литературе не может не броситься в глаза, насколько обширен литературный кругозор Александра Трифоновича Твардовского.



ЛИТЕРАТУРА

  1. А. Твардовский – поэт, редактор, человек: Воспоминания. - М., 1992, № 5 – 6 – С. 172 –189.

  2. Бианки Н.П. К. Симонов, А. Твардовский в «Новом мире» - М., 1999

  3. Кондратович А.И. Дело жизни: Заметки о литературных взглядах А. Твардовского // Звезда. 1976. №8. - С.183-197.

  4. Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. - М., 1985 - 318с.

  5. Творчество Александра Твардовского: исследования и материалы. - Л., «Наука», 1989

  6. Твардовский А. Стихотворения и поэмы в двух томах – М., Художественная литература, 1951.

  7. Романцова Я.В. А.Т. Твардовский - литературный критик : Дис... канд. филол. наук/ Харьковский национальный педагогический ун-т им. Г.С.Сковороды. — Х., 2004. — 221л.

1 Твардовский А. Стихотворения и поэмы в двух томах – М., Художественная литература, 1951- С. 281

2 Кондратович А.И. Дело жизни: Заметки о литературных взглядах А. Твардовского // Звезда. 1976. №8. - С.183-197.

3 Творчество Александра Твардовского: исследования и материалы. - Л., «Наука», 1989

4 Бианки Н.П. К. Симонов, А. Твардовский в «Новом мире». - М., 1999

5 А. Твардовский – поэт, редактор, человек: Воспоминания. - М., 1992, № 5 – 6 – С. 172 –189.

6 Романцова Я.В. А.Т. Твардовский - литературный критик : Дис... канд. филол. наук/ Харьковский национальный педагогический ун-т им. Г.С .Сковороды. — Х., 2004. — 221л.

7 Кондратович А.И. Дело жизни: Заметки о литературных взглядах А. Твардовского // Звезда. 1976. №8. С.183-197.

8 Кондратович А.И. Александр Твардовский. Поэзия и личность. - М., 1985 - 318с.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее